Первмчно музыкально-ритмическое чувство и формирование его у учащихся
учебно-методический материал

Способы развития метро-ритмического чувства у учащихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бондаренко Светлана Тимиргазимовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа им.В.В.Андреева

                                       г.Нефтеюганск

                           преподаватель фортепиано

                                     

                             

           

Методическая разработка

Первичное музыкально - ритмическое чувство

и формирование его у учащихся

                                              "Какое счастье обладать чувством темпа и ритма,

                                         как важно смолоду позаботиться о его развитии..."

                                                                                             К.С.Станиславский

       Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Проблеме музыкального ритма посвящено множество работ известных российских, советских и зарубежных музыкантов. Однако несмотря на значительное количество сказанного, здесь немало и спорного, невыясненного.

       Формирование чувства ритма у учащихся - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время - одна из наиболее сложных. Имея в виду реальные трудности, с которыми сопряжено музыкально - ритмическое воспитание, некоторые авторитеты и специалисты склонны подчас скептически оценивать сами перспективы, потенциальные возможности этого воспитания. Весьма категорично. например, высказывался по данному поводу А. Б. Гольденвейзер:"В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. На этом пути педагоги и их учащиеся чаще всего терпят разочарование".

       В чем же суть этих трудностей? Прежде всего в том, что продолжительность звука, его жизни во времени поддается лишь в более или менее относительной фиксации."Мы ничем не можем измерить длительность звуков, помимо своего непосредственного ритмического чувства - развивает тезис "маловоспитуемости" музыкально - ритмической способности А. Б. Гольденвейзер.

      Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Даже принимая во внимание объективные трудности ритмо - воспитание в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что не развивающих способностей в природе не существует и существовать не может. Музыкально - ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно "отзывается" на него.

      Итак, чувство музыкального ритма развиваемо.

      Уже первым шагом начинающего пианиста в обучении сопутствует ряд игровых приемов и навыков, которые, непосредственно соотносясь с музыкально -  ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темп, акцент, соотношение длительностей).

      Восприятие и воспроизведение темпа, акцента и временных соотношений длительностей объединяются в процесс их превращения друг в друга тем самым в первичную музыкально - ритмическую способность. Способы ее формирования в фортепианном классе отображены в методической работе Г.М.Цыпина.

      Известно. что развитие и совершенствование любой способности человека возможно при опоре на соответствующие умения и навыки. Важнейшим навыком является тот, который связан с восприятием и воспроизведением равномерной последовательности одинаковых длительностей.

      Образование и упрочнение этого навыка фундаментального в начальном ритмическом воспитании, вообще, происходит в классе фортепиано на материале уже тех элементарных комплексов упражнений и простейших номеров фортепианной азбуки, с которых открывает свой путь в обучении любой начинающий пианист.

      Восприятия и воспроизведения мерной пульсации разновеликих и временных долей, будучи достаточно прочно освоен учащимися на первом этапе фортепианного обучения, выстраивает требуемую "материальную" основу для развития первого из компонентов музыкально - ритмической способности - чувства темпа.

      Исполнение любой музыки, написанной для рояля, и даже разного рода технических упражнений, сопровождается, как правило, более или менее явственной акцентировкой при игре, с акцентом как с обязательным атрибутом "исполнительской речи" учащийся практически сталкивается на первых же уроках. Второй задачей (после выработки ощущения одинаковых длительностей) будет развитие ощущения чередующихся пластических ударений.

     Третий компонент первичной музыкально - ритмической способности - это чувство соотношений длительностей. Чувство соотношения длительностей формируется, а затем вовлекается в интенсивную тренировку с первых же уроков учащегося - пианиста. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различие разных по длительности звуков - навык фундаментальный, органически присущей всякой музыкально - исполнительской деятельности.

       В процессе обучения игре на фортепиано создаются условия для развития первичной музыкально - ритмической способности в составе ее трех основных ответвлений (темп. акцент, соотношение длительностей). Периоду первоначального воспитания чувства ритма, о котором говорилось до сих пор, принадлежит весьма существенная роль. Именно в этот период определяются дальнейшие перспективы обучения музыке, оказывается подчас решающее влияние на всю "ритмическую будущность" ученика (говорит Теплов).

      Далее рассмотрим вопрос о конкретных приемах и способах работы, которые прямо и непосредственно воздействуют на музыкально - ритмическое сознание обучающегося.

      К основным из них могут быть отнесены следующие:

1.Просчитывание исполняемой музыки. Установлено, что счет ведет к значительному упрочению ритмического чувства, помогает разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки, облегчает соизмерение различных длительностей, выевляет метрические опорные доли. Вместе с тем замечено, что привычка к постоянному счету вреден. Если на ритм не хватает времени - счет только усугубит проблему, ведь к прежним задачам добавляется еще и бормотание "раз-и, два-и".Ученик считающий вслух, слышит главным образом счет, а не музыку. Счет может привести к частичному омертвлению эмоционально окрашенных музыкально -ритмических ощущений.

      Считать нужно по мере необходимости, учит фортепианно - педагогический опыт. Целесообразно переходить от громкого счета вслух к счету "про себя", а затем к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей.

2.Начертание так называемых ритмосхем в виде графических рисунков, где длительности выстраиваются в определенных комбинациях на одной строчке, они используются как вспомогательное средство.

3.Простукивание-прохлапывание ритмометрических структур.Этот прием специально акцентирует ритмический момент в решении отдельных задач времяизмерительного свойства.

4.Дирижирование-метод, использование которого помогает исполнителю с особой живостью, эмоциональной обостренностью реагировать на развертывание музыкальной мысли во времени.

5.Музыкально-ритмическое чувство учащийся может приобрести необходимое подкрепление в лице самого педагога. вернее в используемых им приемах и способах деятельности. это и совместный счет вслух, иногда "постукивание" со стороны, похлопывание по плечу музицирующего ученика, разного рода жестикуляции.

6.Показ педагога, демонстрация своего рода исполнительского эталона, помогает устранить те или иные погрешности.

7.Наконец к действенным средствам развития музыкально - ритмической сферы обучающегося принадлежит игра в ансамбле. Ансамблевое музицирование воздействует обоюдно корректирующе на каждого из партнеров.

      Итак, в процессе обучения игре на фортепиано создаются условия, всесторонне благоприятствующие формированию и развитию первичной музыкально-ритмической способности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

"Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся 3-6 лет на занятиях оркестра шумовых и ударных инструментов."

Данная статья может быть полезна музыкальным руководителям детских садов и преподавателям Детских школ искусств,обучающих детей ГРЭР (группа раннего эстетического развития)игре на шумовых инструментах...

Конспект коррекционного занятия по ритмике "Развитие чувства ритма на музыкально-ритмических занятиях".

Цель занятия: развитие ориентирования в пространстве класса, синхронизация движений с музыкой и речью....

Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить восприни...

«Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Реферат на тему : «Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ  музыкальной культуры детей»...

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"...

Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...