Интервью "Конкурс научил нас ценить свою работу"
статья по теме

Ермилова Елена Алексеевна

Мои мысли и впечатления о конкурсе "Учитель года Республики Алтай -2012", участницей которого мне довелось быть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.a.ermilova.intervyu.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Интервью опубликовано в газете «Чемальский вестник» №12 22 марта 2012г

«Конкурс научил нас ценить свою работу»

  Компьютер – веление времени, считает учитель химии Чемальской школы Е.А.Ермилова, он овладевает сознанием учителя настолько, что, обучая предмету, он уже не может без него обходиться, а значит идет в ногу со временем. Невозможно учить детей, не обучаясь самому. Время , таблиц и заданий по карточкам ушло в прошлое, наступило новое, когда на уроке главными помощниками учителя становятся компьютер и интерактивная доска. Конечно, он не заменит живого общения с учителем, и все 40 минут урока дети не должны созерцать светящийся экран, для этого по нормам контролирующих служб отведено определенное количество времени, но он удобен, с ним легко обучать. Елена Алексеевна приняла участие в республиканской «Неделе педагогического мастерства». Заместитель министра образования, науки и молодежной политики, председатель жюри республиканского конкурса «Учитель года-2012» Г.Н. Салбашева сказала про ее урок: «Профессионально. Перед нами профессионал-практик, это видно сразу». Елена Алексеевна не сожалеет о том, что победителем стать не удалось. Общение с конкурсантами, членами жюри, другими коллегами наполнило ее жаждой творчества, желанием  много работать, дать своим ученикам то, что знает и умеет сама. С читателями нашей газеты она охотно делится мыслями, посетившими ее после бурной и незабываемой недели педагогического мастерства.

-Елена Алексеевна, вы стали победителем районного конкурса «Учитель года-2012» и приняли участие в республиканском, готовите детей к участию в ученических конкурсах. Что-то особенное вы нашли в работе с ними?

-Получается, что нашла. Школа хороша тем, что жизнь в ее стенах кипит, в ней чувствуется движение, темп, и отстать от него никак нельзя. Мне нравятся старшеклассники. Я классный руководитель в 10 б классе, в котором 12 учеников. Четыре мальчика и восемь девочек. Это очень интересные ребята, а интересны они тем, что все стремятся к знаниям, на многие вещи имеют свою точку зрения. Принимают активное участие в предметных олимпиадах. Например, Саша Чалбин занял второе место в районе по химии, а Даниил Левицкий стал первым по физике и третьим по химии. Вместе они приняли участие в республиканском конкурсе «Юные исследователи окружающей среды» и стали вторыми. Их работа называется «Вода, которую мы пьём». Написать ее было сложно. Нужно изучить соответствующую литературу, обязательно провести свои исследования, сделать выводы. Школа учит детей жизни. Хороши  знания те, которые непременно находят свое применение. В этом постоянно меняющемся мире знающий ученик должен быть учеником умеющим.  Поэтому считаю, в огромном информационном потоке, который со всех сторон направлен на детей, учитель становится помощником, знающим, что нужно им для освоения и всестороннего развития.

-Расскажите, как проходила неделя мастерства среди учителей республики.

-Она включала четыре конкурса: «Учитель года-2012», «Воспитатель года-2012», «Мастер года-2012» и «Сердце отдаю детям». Конкурсу «Учитель года»  в этом году исполнилось двадцать лет, поэтому мы стали юбилейными участниками. Нас было 11 человек, в их числе 8 – из районов, а 3 учителя – из городских школ. Атмосфера была очень доброжелательная, между собой мы не замечали соперничества, выступали не как конкуренты, а как соратники, во всем помогали друг другу. В основном стаж работы превышал у всех десять лет, и только учитель английского языка Соузгинской школы Виктория Сергеевна Казанцева вышла на конкурс с пятилетним педагогическим стажем.

-Елена Алексеевна, легко догадаться, что его условия были такими же, как в районе. Чему вы научились там за неделю, и каким образом проявили свои способности?

-Начну с визитной карточки. Состоящая из одиннадцати частей, она получилась настолько интересной, содержательной и поучительной, что можно было снять целый фильм из рассказов учителей о себе, своей жизни и деятельности, он заинтересовал бы любого педагога.  Такие разноплановые презентации, интересные находки, уникальные идеи. Я, конечно, многое взяла для себя. Моя группа поддержки состояла из завуча по методической работе Надежды Степановны Санниковой, завуча по учебной работе Ольги Ивановны Кардаевой, завуча по начальным классам Людмилы Мироновны Кониной во главе с директором Галиной Николаевной Казаковой.

 Вторая часть конкурса была гораздо серьезней – представление опыта работы. Творческая тема  моего опыта «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках химии для развития ключевых компетенций обучающихся». Это как раз то, о чем я говорила в начале нашей беседы. На дворе – ХХI век, и Интернет несет столько информации, попробуй выбрать для себя главное. Это умение должна развить  школа. Поэтому в общем образовании стал актуальным вопрос, о формировании ключевых компетенций. Применяя на уроках химии ИКТ   развиваю у обучающихся учебно-познавательные, информационные, общекультурные, коммуникативные компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Выпускник должен быть всесторонне развитым, к тому же нравственно-богатым, коммуникабельным, поэтому не стоит подходить к его обучению однобоко: уяснил тему и всё.

 Технологию ИКТ сочетаю с другими, например, с технологией развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), проектным обучением. Надо, чтобы ребята сами добывали знания, рассуждали о важности своего решения, работали в группах, анализировали, делали выводы. Кстати, технологии эти универсальные, их можно применять при изучении любых предметов. ИКТ позволяют представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация , что позволяет активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти и попросту делают урок более интересным. Можно показать практическую работу, какую из-за опасности нельзя провести в классе. Исследовательский метод всё равно присутствует, дети своими глазами увидели химический эксперимент. Использование информационных технологий не только направляет учащихся на познавательную деятельность, но и на творческий процесс. Творческая работа с учениками в рамках проектного обучения, выстроена по следующей схеме: цель проекта, сбор информации (в том числе использование Интернет-ресурсов), систематизация информации, практическая часть работы, оформление теоретико-практической работы в электронном виде, публичная защита проекта. Обо всем этом писала в своей работе.

-А что вы придумали для мастер-класса?

-Я решила поделиться с аудиторией приемом обучения на уроках химии, выбрала программу для интерактивной доски «Smart Notebook», которая облегчает создание презентаций по темам и значительно экономит время учителя. Показывала применение функции «Захват экрана», которая позволяет импортировать из других программ рисунки, фото, другие материалы и вставлять их в презентации. Так что при наличии компьютеров эта функция помогает за короткое время составить опорную схему для запоминания информации. «Smart Notebook» позволяет писать в ней, дополнять имеющийся материал новыми сведениями.  У нас в школе два компьютерных класса, дети хорошо владеют техникой, и, чтобы повысить качество их обучения, я стараюсь пользоваться разными приемами. Такова реальность времени: постоянно быть в курсе нового, передового. Работая над развитием ключевых компетенций ученика, надо самой быть компетентной. Школа будущего как раз предполагает это. В ней компьютер будет задействован, как средство достижения учебных целей, как предмет, ускоряющий процесс обучения. Нам нельзя отставать от своих учеников, и я не боюсь по некоторым вопросам консультироваться у них, у нас хорошие партнерские отношения. Авторитарные устои отошли в прошлое. Учитель – старший товарищ, наставник и умелый проводник в океане знаний, вот реальность нашей работы.

-Елена Алексеевна, какой вопрос вы обсуждали на дискуссии?

-Ее тема называлась « Особые дети. Кто они? Как с ними работать?.»

Она показалась очень полезной для всех нас. Мнения не были столь полярно разными,  мы предлагали, советовались, делились знаниями. Определились, что особые–  это  дети с ограниченными возможностями, одаренные и дети-индиго. Рассматривали организацию  работу с ними с позиций руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов, родителей, общества. Как сделать, чтобы они были счастливыми, чтобы нашли свое место в жизни и испытывали только положительные эмоции? Прежде всего, эти дети не должны быть отверженными, и в этом особая роль отводится школе. К ним нужно повернуться лицом. Если они будут учиться в обычной школе, те, кто рядом с ними, научатся гуманизму. Тогда мы сможем ответить на вопросы: «Дети-индиго – разрушители традиционного или созидатели нового?», «Талантливый ребенок – подарок судьбы или изгой?», «Какие возможности у детей с ограниченными возможностями?». Нам нужна школа будущего – школа  с равными возможностями для всех.   Музыка, рисование, хореография, физическое воспитание – всему она должна научить. Научить смотреть на мир другими глазами, стать добрее. В школе будущего не должно быть неудачников – вот к какому мнению мы пришли.

-Какими бы ни были этапы конкурса на лучшего учителя, я считаю, главное для него урок. Как вы его строили, довольны ли им?

-Тема моего урока у девятиклассников Горно-Алтайской школы-лицея № 6 называлась «Спирты», тут хочу отметить, что получила я ее, как и все, за сутки до урока. Готовясь к нему, должна была помнить: его изложение будет соответствовать раскрытию творческой темы, в этом тоже прослеживается уровень учителя. Очень старалась показать на уроке приемы обучения, подвести детей к тому, чтобы они самостоятельно добыли очередные знания, запомнили, что чрезмерное употребление спиртных напитков губит человека. Об этом составила презентацию, посмотрев которую, дети старались ответить на вопросы: «Где и как применяются спирты? Они для человека лекарство или яд?» Старалась разъяснять новую тему понятно, доступно, члены жюри это отметили. Использовала на уроке творческую работу своей ученицы Натальи Дерешевой  (  Шадринцевой) о полезности и вредности спиртов (она теперь моя коллега, работает учителем в нашей школе). Девятиклассницей она написала стихотворение, мне хочется его прочесть:

Довелось узнать, что спирт

В медицине крайне важен :

От микробов защитит

Антисептик, так мы скажем.

Резкий запах выделяет,

Боль с суставов удаляет,

Несмотря на это всё,

Груз проблем с собой несет:

В частности – алкоголизм.

Вот проблема для мужчин,

Ну, а женский организм

Вовсе и неизлечим.

Контролируй спирта потребленье

Относительно его назначенья!

Но больше всего мне запомнился «Разговор с учащимися». Они сами выбрали тему разговора, которая звучала так: «Всегда ли прав взрослый?» Это были те же ребята, у которых я вела урок. Контактные, очень уважительные, активные, они рассуждали вместе со мной и совсем не стеснялись. Казалось, всем своим видом они помогают мне. В ходе беседы выяснили, что взрослые не всегда правы, что свою точку зрения надо отстаивать, находя компромисс в  споре.

 В заключение,   конкурсных испытаний  состоялся открытый разговор с членами жюри. Мы взаимно  поделились своими впечатлениями о конкурсе. Члены жюри  отметили положительные стороны. О  недостатках говорили деликатно , не указывая на личности.  Остановились на проблемах образования, на необходимости повышать его качество.  Сказали, что учителя очень скромные люди, что в методическом плане у нас много ценного , много хороших наработок, так что   не надо стесняться и выносить их из стен школы на соответствующие сайты в Интернет, чтобы работы эти стали доступными для других учителей. Это очень важно для развития образования, ведь работы учителей – практиков, это то,  что реально и с успехом применяется в учебном процессе. Собираюсь серьезно этим заняться. Так же нам пожелали более активно проявлять свою жизненную позицию и заявлять о себе.

-Кто стал учителем года на республиканском уровне?

-Учитель математики республиканского классического лицея Любовь Сергеевна Первутинская. Ее мы искренне поздравили с победой и пожелали успехов.

-Что дал конкурс?

-Знакомство с очень интересными людьми, их опытом работы, а также то, что я увидела в них единомышленников. Он дал широту взглядов, подарил активность, стремление  идти вперёд. Думаю, что я поднялась на ступеньку выше,  победила свой страх, леность, стеснительность. В целом, конкурс научил нас ценить свою работу.

- Расскажите о себе, Елена Алексеевна.

-Окончила Зональную среднюю школу Бийского района, получила диплом Томского госуниверситета по специальности агрохимия, восемь лет работала научным сотрудником руководителем аналитической группы Бийской опытной станции. Потом была перестройка, и опытная станция закрылась. Получила еще одно высшее образование в политехническом университете имени Ползунова в Барнауле. В качестве экономиста-менеджера еще семь лет работала в частном предприятии города Бийска. В школу учителем химии попала после переезда в Чемал и поняла: это мое дело. Я с детства посещала Горный Алтай, проходила здесь практику в студенческие годы, этот край  мне очень нравится. И вот я учитель Чемальской школы! Считаю, мне повезло: у меня есть дети, к которым я иду с любовью в сердце, и которые

 надеюсь ждут меня.

-Что вы пожелаете учителям района?

-Находиться всегда, в состоянии поиска нового, главного в работе. Также хочу посоветовать: если, как учитель, сомневаетесь в себе, избранном деле, если состоялись, как педагог, идите на конкурс «Учитель года». Не пожалеете, эмоций  и впечатлений будет на долгое время.

Беседу записала Т. Тодошева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый сам вычеканивает цену своей личности"

Разработка классного часа в 7 классе в рамках месячника патриотической работы. Классный час носит воспитательную направленность....

Физкультурный праздник: "Чтоб здоровье сохранить - научись его ценить"

Ребята подготовительной группы больше всего любят соревноваться, выяснять кто быстрее, сильнее. Поэтому праздник Здоровья можно построить в виде эстафет....

Умею ли я ценить свое время

Классный час об эффективном использовании времени, тайм-менеджменте....

Конспект беседы в 6 классе "Учись ценить свое время"

Цель: учить ценить свое время, быть пунктуальным, показать важность соблюдения режима дня....

Цени свою жизнь

Заметка о проведенной неделе естественных наук...

Классный час на тему: "Цени свою жизнь"

Цели классного часа:Профилактика подросткового суицидаФормирование жизнеустойчивых позиций у подростковПобуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.Вырабо...

Классный час "Цени свою жизнь"

Данный классный час разработан для предотвращения суицида среди подростков....