Педагогический опыт учителя изобразительного искусства
материал по теме

Селькова Татьяна Михайловна

В данном документе описан педагогический опыт учителя изобразительного искусства за 2 года работы в Межадорской школе. Основное направление деятельности - национально-региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedopyt.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Педагогический опыт учителя изобразительного искусства Сельковой Татьяны Михайловны (МОУ «ООШ» с.Межадор)

Меня зовут Селькова Татьяна Михайловна, я учитель изобразительного искусства и черчения Межадорской школы. В 2010 году я закончила художественно-графическое отделение Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова. С тех пор работаю в школе, нагрузка 20 часов: изобразительное искусство - 1-8 класс, черчение – 9 класс,  технология - 5-9 класс, информатика - 3-4 класс. Веду кружок «Палитра» для обучающихся 5-7 классов.

По предмету «изобразительное искусство» выбрала программу Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Главной  задачей своей программы автор считает развитие художественно-творческих способностей учащихся с воспитанием их духовно-нравственных качеств, что является особенно актуальным в современном мире. Я дополнила эту программу, включив в неё национально-региональный компонент, поскольку в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) возрастает интерес к национальной культуре. Поэтому задача приобщения учащихся к народному художественному творчеству является, на мой взгляд, одной из наиболее актуальных. Поэтому воспитательная сила народной культуры чрезвычайно велика. Она формирует у школьников уважительное отношение к мировоззрению своих предков, их представление о счастье, красоте, добре и справедливости, пробуждает интерес к истории своего народа и тягу к красоте.

Национально-региональный компонент запланирован в каждом классе -          с 1 по 8. В 1 классе на уроках в разделе «Ты строишь» ребята изготавливают макет коми избы.

Во 2 – знакомимся с народными праздниками, создаём коллективную работу «Гажа валяй», а также рассматриваем архитектуру храмов, находящихся на территории Республики Коми.

В 3 – дети рисуют сказочный мужской образ (Перу-богатыря).

В 4 классе мы знакомимся с мезенской и пермогорской росписями. Истоки символов этих росписей, прежде всего, лежат в мифологическом мировоззрении народов севера. К числу самых любимых образов следует отнести изображение коней и оленей. Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать нам рассказ леса, ветра, земли и неба.

В 5 классе на уроках по теме «Декор коми избы» учащиеся изображают элементы избы графическими материалами. На уроке по теме «Натюрморт» ребята рисуют предметы быта: туеса, коробы,  коми музыкальные инструменты.

В 6 - мы говорим об особенностях коми орнамента. Он создавался и видоизменялся на протяжении столетий. И каждый его элемент символизирует что-то определённое.

В 7 классе изображаем природу родного края по памяти на уроке «С чего начинается Родина», выполняем весенний лесной пейзаж.

Дети также выполняют иллюстрации к произведениям коми писателей, поэтов, к коми преданиям.

На уроках мы беседуем и о коми мифах, выполняем иллюстрации к ним.

В 8 классе выполняем эскизы национального костюма. Метапредметные связи осуществляем с уроками коми литературы (иллюстрируя мифы и произведения коми поэтов и писателей) и музыки (используя на уроках национально-регионального компонента записи коми песен).

Оформление стены рекреации также посвящено Республике Коми.

На уроке изобразительного искусства и кружковой деятельности использую не только бумагу, карандаши и краски, восковые мелки, пастель, но и другие материалы: пластилин, тесто, ткань, бисер, природные материалы, которые испокон веков используются коми народом (уголь, береста, шишки). Как правило, такая работа вызывает интерес, повышает самооценку и придает уверенность детям, что стимулирует их дальнейшее творчество.

Известно, что детский рисунок - это не только обретение спокойствия, но и способ выплеснуть свои эмоции и переживания. Занятия живописью снижают уровень возбуждения. На занятии дети учатся свободным движениям, освобождаясь от зажатости и скованности. Эти занятия полезны застенчивым детям, они становятся более раскрепощенными и уверенными в себе. Дети из неблагополучных семей не очень любят рисовать, но если их заинтересовать, то получаются  довольно оптимистичные и качественные работы.

Кроме новых техник рисования на уроках изобразительного искусства я часто использую информационные технологии.

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями (применение графики, цвета, звука) позволяет моделировать различные ситуации, а значит, активнее развивать творческие способности каждого ученика и создавать положительный эмоциональный настрой на уроке. С помощью компьютерной поддержки делаются образцы рисунков коми орнамента.

На уроках изобразительного искусства часто использую презентации (например, тема «Памятники Древнего Египта. Архитектура», «Рыжий кот», «Натюрморт», «Сумочка»).

Совместно с детьми занимаемся проектной деятельностью. В прошлом году участвовали в районном конкурсе проектов по моделированию «Символ детства», где заняли 1 место. Этому предшествовал школьный этап. Лучшая работа была представлена на район. Автором проекта была ученица 5 класса. В процессе создания проекта она рассмотрела историю возникновения тестопластики, составила технологическую карту, и в результате, изготовила панно «Часики» из солёного теста.

И в настоящее время ребята 5 и 6 класса работают над проектом «Коми муὃ локтίс тὃв» для оформления школьной библиотеки. Учащиеся уже сделали эскизы. Итогом работы будет стенд, который украсит библиотеку.

Чтобы стимулировать учащихся, на каждое школьное мероприятие (в частности, Осенний бал, Юбилей школы, День Матери…) мы оформляем выставки детских работ на темы: «Школа будущего», «Природа нашего края», «Осенний вернисаж». Ребята, зная о том, что их работа будет увидена и оценена многими людьми, стремятся выполнить работу безупречно. Результатом являются регулярные участия на выставках и конкурсах детского творчества: как в районных («Олимпийский мир и я» - 3 место, "Безопасность глазами детей», на лучшее приглашение родителей на выборы), так и республиканских («Пожарный доброволец», «Моя зелёная республика»), и всероссийских («Твой спорт», «Космические путешествия»). Итогом явились дипломы призёров и участников.

Стараюсь повышать свой профессиональный уровень, участвовать в различных семинарах, мастер-классах (в частности, по знакомству с техникой выдувания, «шерстяная акварель»), конкурсах: "Каждый педагог талантлив", "Гажа валяй".

В этом учебном году в школе оформила персональную выставку «Моя малая родина» в разной технике.

Подводя итог, хочу сказать, что использование на уроках изо прикладного искусства позволяет детям непосредственно прикоснуться к живой истории Родины, познакомиться с культурным наследием своего народа. Это живая нить, уводящая нас в глубину веков.
И ещё: если ученик получает удовольствие от уроков изобразительного искусства, то это залог того, что и в дальнейшем рисование станет его любимым занятием, поможет ему почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьёт воображение и фантазию. А значит, он будет успешным, конкурентоспособным и счастливым человеком!!!

*Часто детям не нравятся их рисунки, или ребенок вообще отказывается рисовать, поясняя, что плохо рисовать не хочется, а хорошо не получается. Или бывает, что учащийся приходит на урок озлобленный, отказывается работать на занятии, намеренно провоцирует всех на конфликт, рисуя каракули, монстров, я использую такой приём: прошу нарисовать то, что испортило ему настроение. Когда ученик завершил рисунок, мы вместе рвём лист на мелкие кусочки и выбрасываем. Надеюсь, что весь негатив уходит.

*В первое время была проблема дисциплины в младших классах, поэтому я стала использовать игровые методы обучения. Например, для проверки готовности к уроку предлагаю собрать рисунки из двух половинок, изображающие те инструменты, которые понадобятся на конкретном уроке. А чтобы поддержать интерес к занятию у учащихся 7-8 класса я использую новые техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мастерство учителя изобразительных искусств

Сущность педагогического искусства и сферы его проявленияПедагогическое мастерство и специфика деятельности учителяискусства Профессиональные и человеческие качества педагогаСтили деятельно...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Изучение изобразительного искусства в школе представляет собой этап художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Особе...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

В современном обществе развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адап...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства

Человек, обладающий постоянным  и осознанным интересом к творчеству,  более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г.о. Саранск Дружевецкой Елены Николаевны

Мой опыт адресован учителям, готовым перестроить взаимодействия с учащимися посредством работы с бросовым материалом для развития творческих способностей, обуславливающих в дальнейшем у участников уро...

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства

обобщение передового педагогического опыта учителя изобразительного искусства...