Система работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников
материал по теме

Илларионова Юлия Павловна

Система работы по художественно - эстетическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_yulya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад:

«Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников».

        

        

Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

МДОУ Детский сад № 81

п.Малаховка

Илларионова Ю.П.

Малаховка 2010 г.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь.

Главная цель моей работы – формирование основ музыкальной культуры, воспитание прекрасного в детях дошкольного возраста.

 Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Моя задача – помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание, овладеть сложным музыкальным языком.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях по слушанию музыки произведений других, более доступных ребенку видов искусства, прежде всего изобразительного искусства и художественной литературы. Считается, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки, живописи и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу.
Д.Б. Кабалевский говорил, что мы должны учить детей «видеть музыку» и «слышать живопись». Поэтому наиболее плодотворным, по его мнению, является синтез музыки, живописи и литературы.

Содержания занятий по искусству желательно выстраивать по схеме:

ПРОЧУВСТВОВАТЬ – ОСОЗНАТЬ – ВЫЯВИТЬ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ. Для лучшего восприятия музыки я предлагаю детям различные творческие задания.

 - На активизацию внимания, здесь предполагается сравнение произведений различных видов искусств, такое сравнение приводит детей к пониманию того, что в произведениях различных видов искусств, отражается одна и та же действительность. Например: «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла « Времена года», стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора», и картина И. Левитана «Золотая осень».

 - На развитие воображения и фантазии. « Мы рисуем музыку».

Слушая музыку, дети определяют её содержание, моменты изобразительности («здесь как будто падают листочки», «журчит ручеек», «капает дождик», «чирикает птичка»). Именно образные характеристики вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.

К рисованию можно приступать тогда, когда дети хорошо знают музыкальное  произведение, глубоко прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь. Например, радостная музыка чаще всего связана с яркими красками, печальная – с темными, ласковая – с нежными оттенками.

 Сравнение музыкального произведения с картиной и наоборот, -картины с несколькими музыкальными произведениями позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных видов искусств - живописи, литературы и музыки. Эта работа выходит за рамки только лишь музыкальной деятельности, я работаю в тесном сотрудничестве воспитателей, руководителей кружковой работы по изодеятельности, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования.

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Воспитание и обучения в детском саду ", ответственный редактор М. Васильева, в сочетании с парциальными программами: "Ритмическая мозаика"  - А.И. Бурениной, "Топ-хлоп, малыши"   - А.И. Бурениной, «Танцуй малыш» – Т.И. Суворовой. « Танцевальная ритмика для детей» - Т.И. Суворовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по художественно - эстетическому воспитанию школьников на уроках биологии и во внеурочное время

Презентация по данной теме содержит материал, элементы которого могут быть использованы при проведении уроков и внекласнных мероприятий по предмету...

Сборник материалов районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образования»

В сборнике представлены материалы выступлений и практических занятий участников районного педагогического семинара «Значение художественно – эстетического воспитания в системе дополнительного образова...

Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»

Описана система воспитательной  работы МОУ СОШ № 15  с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...