Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций
статья по теме

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов), программы углублённого изучения русского языка, метапредметная (надпредметная) сфера/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_rayonnyy_seminar.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативно-деятельностный подход

Клоуз-тест и формирование

текстовой и коммуникативной компетенций

 (по пособию, разработанному и составленному творческой группой

учителей русского языка и литературы

г. Новосибирска и Новосибирской области

под руководством д. филол. н. Наталии Викторовны Максимовой)

ссылка на материалы:

http://www.edu54.ru/user/3953

Адрес сайта кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО:          www.kgo.ucoz.ru 

Что понимается под клоуз-тестом

В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

Однако преследуя разные цели, клоуз-тест может и строиться по-разному. Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.

Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективных курсов), программы углублённого изучения русского языка, метапредметная (надпредметная) сфера.

Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких  ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как

- способность чтения и понимания текста,

- умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам) - информационная компетенция,

- коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест:

а) на уроке русского языка

- при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию),

- как подготовительная работа с текстом перед сочинением-рассуждением, при обучении его написанию,

- при обучении написанию собственных текстов (художественных, аналитических, эссе и др.),

- при обучении чтению и пониманию текстов разных типов,

- при подготовке к ЕГЭ и ГИА: части В, С (от клоуз-теста к сочинению-размышлению),

- при изучении тем  Лексика, Текст (Строение текста, Данное и новое, Средства связи в тексте, Логические связи текста, жанры, типы текста), многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др. Целый ряд представленных в сборнике клоуз-тестов успешно могут использоваться при изучении тем «Словообразование, авторское словотворчество»,

- как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста,

- при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении;

б) на уроке литературы

- для повышения мотивации, интереса к книге, художественному тексту,

- с целью формирования вдумчивого читателя, способности к «медленному чтению»,

- при работе над темами: пейзаж, интерьер, портрет героя, роль детали в художественном произведении и под., когда ученики сначала восстанавливают текст, проникают в его смысл, а потом говорят о законах построения произведения,

- при знакомстве с художественными приёмами,

- при подготовке к написанию сочинения,

- при анализе эпизода в старших классах,

- при работе с биографией автора,

- при обучении анализу языка литературного произведения,

- при изучении стиля какого-либо автора, его мировоззрения,

- при обучении пониманию проблемы, идеи текста,

- как форма проведения зачёта;

б)  при диагностике…

- контекстного мышления и коммуникативных навыков,

- читательского и «писательского» уровня у учеников,

- умения устанавливать внутритекстовые связи,

- способности понимания текста, его смысла,

- понимания смысловой, композиционной целостности текста,

- затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом - какой тип затруднения испытывает учащийся);

- при составлении тестовых заданий на основе изучаемого произведения,

- при первом знакомстве с автором, с литературным произведением;

в) в других ситуациях

- работу с незнакомым классом можно провести по клоуз-тесту, чтобы снять отчуждённость и напряжение (клоуз-тест «как палочка-выручалочка, когда идёшь в незнакомый класс и  нужно установить контакт с учащимися, быстро включить их в работу»),

- на тематических классных часах разговор по теме можно начать с работы по клоуз-тесту,

- при составлении олимпиадных заданий, проведении конкурса «Кто точнее» - в том числе между классами,

- на интегрированных уроках словесности (в старших классах), факультативе «Тайны словесного искусства (среднее звено),

- при разработке элективного курса с задачами как предметного, так и надпредметного типа.

КЛОУЗ-ТЕСТЫ

                     Дереченко Галины Ивановны

     Учебник  по развитию речи в 5 классе «Русская речь» Е.И.Никитиной является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой  и выполняет особую роль  в   составе комплекса.  Задача  данной книги  - помочь учащимся в овладении  устной и письменной речью. Она учит вести беседу; составлять планы к творческим работам;  писать изложения и сочинения  на свободную тему, по картине,  отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи.  Учебник  содержит разнообразный и интересный дидактический материал. (Из учебника Е.И. Никитиной «Русская речь 5 класс»)

    Клоуз-тесты, на мой взгляд, могут стать важной частью работы по данному  учебнику, так как они  преследуют общую с данным пособием цель и решают такие задачи, как

  1. умение вступать в диалог с автором;
  2. умение управлять своей читательской деятельностью;
  3. развитие контекстного мышления;
  4. развитие коммуникабельности

- и другие.

КЛОУЗ-ТЕСТЫ

Дереченко Галины Ивановны

Скворец

       Бабушка отняла скворца у кота, обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу,          её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой и густым голосом твердит переимчивой чёрной, как          птице:

               - Ну, проси: скворушке – кашки.

        Скворец, скосив на неё круглый, как      …     , живой глаз, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею, как          , и свистит иволгой,      …     сойку, кукушку, старается мяукать кошкой,     …     вою собаки, а человеческая речь не даётся ему.

             - Да ты не балуй, - серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке  кашки.

         Скворец оглушительно, как в трубу, орёт что-то похожее на слова бабушки – старуха смеётся радостно, как      …      , даёт птице просяной каши с пальца и говорит:

              - Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё         , всё умеешь.

         И ведь          скворца.  Через некоторое время он довольно            просил каши, а, завидя бабушку, тянул что-то похожее на «здра-астуй».

         Сначала он жил в комнате, но скоро дед изгнал его к нам на чердак, потому что скворец научился           дедушку. ##

М. Горький

187 слов

Скворец

       Бабушка отняла скворца у кота, обрезала сломанное крыло, а на место откушенной ноги ловко пристроила деревяшку и, вылечив птицу,          её говорить. Стоит, бывало, целый час перед клеткой и густым голосом твердит переимчивой чёрной, как          птице:

               - Ну, проси: скворушке – кашки.

        Скворец, скосив на неё круглый, как      …     , живой глаз, стучит деревяшкой о тонкое дно клетки, вытягивает шею, как          , и свистит иволгой,      …     сойку, кукушку, старается мяукать кошкой,     …     вою собаки, а человеческая речь не даётся ему.

             - Да ты не балуй, - серьёзно говорит ему бабушка. – Ты говори: скворушке  кашки.

         Скворец оглушительно, как в трубу, орёт что-то похожее на слова бабушки – старуха смеётся радостно, как      …      , даёт птице просяной каши с пальца и говорит:

              - Я тебя, шельму, знаю: притворяшка ты – всё         , всё умеешь.

         И ведь          скворца.  Через некоторое время он довольно            просил каши, а, завидя бабушку, тянул что-то похожее на «здра-астуй».

         Сначала он жил в комнате, но скоро дед изгнал его к нам на чердак, потому что скворец научился           дедушку. ##

                                                                                                                                           М. Горький, 187 слов

Карта текста

  1. Вопрос на восприятие текста:

   Как бабушке удалось научить говорить скворца?

  1. Пропущенные слова: учила, уголь, бусинка, гусак, передразнивает, подражает, ребёнок, можешь, научила, ясно, дразнить. Рекомендации.

   Данный клоуз-тест можно  использовать после усвоения учащимися      

   понятия «сравнение» и «сравнительный оборот».      

   Учащиеся легко подбирают сравнения, если обратить их внимание на    

    слова-подсказки и задать вопросы:

  1. Что в природе бывает чёрное?
  2. Какие круглые предметы вы знаете?
  3. У каких животных и птиц длинная шея?

  После восстановления слов в тексте можно продолжить работу по тексту по следующим вопросам:

  1. Что вы знаете о скворце из своих наблюдений?
  2. Какая речевая ситуация создана в тексте?
  3. О чём вам захотелось спросить у автора?

Тест апробирован.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...