Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.
статья по теме

Куликова Наталья Владимировна

 Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии и химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rabota_s_tekstom.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.

                                                                           Куликова Н.В., учитель биологии  

                                                                           МОУ Староюрьевская СОШ,

                                                                           Староюрьевский район

                                            В докладе на конференции «Педагогика развития»

                                            (Красноярск, апрель 2009 г.) В.А. Болотов

                                            сформулировал тезис о том, что «ключевым                        

                                            термином современного образования  является  

                                            компетентность».  Компетентность – особый тип

                                            организации знаний,  обеспечивающий

                                            возможность принятия эффективных решений в  

                                            определённой предметной области.

Отличие компетентности как аксиологического базиса образования от традиционного подхода можно сформулировать в виде требований к знанию-компетентности:

  1. разнообразие знаний – разные знания о разном;
  2. артикулированность знаний – элементы четко выделены и находятся во взаимосвязи;
  3. гибкость - и содержание и связи могут меняться с появлением новой информации;
  4. быстрота актуализации;
  5. возможность применения в широком спектре ситуации;
  6. выделенность ключевых элементов;
  7. категориальный характер – определяющая роль знаний в воде общих  идей, принципов, методов;
  8. владение не только декларативным знанием (о том, «что»), но и процедурным (о том, «как»);
  9. наличие знания о собственном знании.

     Исходя из требований современного образования, выделяют перечень ключевых компетентностей:

  1. общекультурная;
  2. коммуникативная;  
  3. организационная;
  4. исследовательская;
  5. ценностно-смысловая;
  6. информационная.

Одной из наиболее важных мне  представляется  информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащегося. Актуальность проблемы  формирования информационной компетентности состоит ещё и  в том, что в последние годы, во всём мире, произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.

     Информационная компетентность определяется как  совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса  обучения  школьников.

     Формирование и совершенствование этих знаний и умений, без которых принципиально невозможна успешная и дальнейшая профессиональная деятельность, должны быть предметом особого внимания педагогов.

Информационная компетентность может быть сформирована только в работе с текстом.  

      Роль педагога – научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе  лежит текстовый материал передачи знаний, работать с которым должен помочь в первую очередь школьный учебник.

    Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник – основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приёмами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и   воспитывающую функции. Однако некоторые учащиеся затрудняются понять  текст учебника без объяснения учителя. Это означает, что у них не сформировано умение размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на  поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Есть отдельные учащиеся, не умеющие бегло и осмысленно читать учебный текст да же в старших классах.

     Задача учителя в том, что бы помочь ученику решить эту проблему разными формами и способами организации работы с источниками информации: учебником, учебными пособиями (в том числе с хрестоматиями), биологическими словарями, определителями растений и  животных, электронными учебными изданиями.

    Проводить работу с текстом возможно  практически на каждом уроке, исходя из его задач. Задания надо предлагать по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный  вопрос в учебнике. Труднее выполняются задания на перенос знаний, сравнение, анализ информации, помещённой в таблицах. Работа  с учебником необходима,  когда объём  учебного материала велик.

       Организовать работу с текстом на уроках можно согласно принципу дифференциации и свести к 3 уровням.

  1. Поисково-репродуктивная работа.
  1. комментированное чтение;
  2. ответы на вопросы к параграфам;
  3. заполнение таблиц;
  4. работа с терминами;
  5. составление кратких и развёрнутых схем;
  6. составление плана к тексту параграфа;
  7. составление опорных конспектов для помощи в изложении учебного материала.
  1. Сравнительно- аналитическая работа с учебником.
  1. задания по работе с иллюстрациями учебника;
  2. сравнительный анализ данных таблиц или схем;
  3. графический метод обработки информации «Фишбоун»;
  4.  метод «Пометки на полях»;
  1. Творческая работа с учебной литературой.
  1. составление вопросов творческого характера;
  2. составление рассказа с биологическими ошибками;
  3. составление текстов с пропущенными словами;
  4. составление различного вида  тестовых заданий (с выбором одного правильного ответа; на установление соответствия.);
  5. составление кроссвордов, ребусов, загадок.

     Описанные методы работы с текстом позволяют организовать работу с различными  источниками информации.   Способствуют закреплению материала, помогают вырабатывать навыки и умения краткого ответа, формирует умение выделять главные мысли, позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, используются для выставления дополнительных оценок на уроке.

       Педагогически  организованная работа школьников с  текстами  учебной литературы,  проводимая целенаправленно и систематически, обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений, формирует информационную культуру, умения и компетентности личности.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности...

Программа дополнительного образования "Основы информационной культуры личности "

Программа охватывает  учащихся 1-9 классов, рассчитана  на  9 часов (1 урок в год по всем параллелям) Программа состоит из 4- модулей:1. Информационные ресурсы и информационная кул...

Патриотическое воспитание как основа базовых компетентностей личности

Тема моего выступления: «Патриотическое воспитание как основа базовых компетентностей личности». В своем выступлении знакомплю с ключевыми понятиями "гражданственность", "па...

Статья «Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности»

Одной из наиболее важных нам представляется  информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспек...