Заседание МО классных руководителей старшего звена. «УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ»
методическая разработка по теме

Ветрова Людмила Ивановна

Цель: показать актуальность и значимость диагностики в воспитательном про­цессе; дать методические рекомендации классным руководителям по проведению диа­гностики ценностных отношений учащихся к себе, к жизни, к людям, взаимоотноше­ний в классном коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание  МО классных руководителей старшего звена.    

«УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА ОСНОВЕ ДИАГНОСТИКИ»

Цели: показать актуальность и значимость диагностики в воспитательном процессе; дать методические рекомендации классным руководителям по проведению диагностики ценностных отношений учащихся к себе, к жизни, к людям, взаимоотношений в классном коллективе.

Оформление:  материал для проведения диагностики: цветочки с номерами, маски театральные с подписью классов, перечень пословиц; плакат для лекционного материала; сертификаты набравшим наибольшее число жетонов; раздаточный методический материал.

Ход методического объединения

  1. Выступление «Управление воспитательным процессом на основе диагностики». (руководитель МО - Ветрова Л.И)

Личностно ориентированная модель образования (а именно эта модель присуща нашей школе) имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Воспитание - это планомерное воздействие на учащегося. Для того, чтобы воздействие было эффективным, классному руководителю необходимо овладеть знаниями об основных характерологических особенностях личности, изучить индивидуальные особенности каждого вверенного ему ученика, проникнуть в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни. Кроме того, успех воспитательных усилий во многом зависит от установившихся межличностных отношений в классе.

А это значит, что классному руководителю необходимо постоянно отслеживать динамику развития не только отдельных учащихся, но и классного коллектива в целом.

Мониторинг - систематическое, стандартизированное отслеживание во времени определённых показателей процесса. Наиболее важным звеном в мониторинге является диагностика. Практический опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.

Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания.

Педагогическую диагностику следует отличать от психологической диагностики и от научного исследования, хотя между ними много общего. Педагогическая диагностика имеет целью отслеживать результаты воспитания и корректировать его, она важна не сама по себе, а как обратная связь в педагогической системе для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие её функции:

*   контрольно-корректировочная;

*   прогностическая;

*   воспитывающая.

Первая состоит в получении данных для корректировки процесса воспитания; вторая означает предсказание изменений в развитии учащихся; третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним классный руководитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников. Дело в том, что многие данные диагностики сообщаются ученикам и обсуждаются с ними, и на их анализе строится воспитательная работа.

Предметом диагностики являются главным образом социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают своих детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимальной работы требуется всё же более профессиональный подход. Содержание диагностики класса можно свести к следующему:

*   демографические данные об ученике и его семье;

*   данные о здоровье и физическом развитии ребёнка;

*   общие познавательные способности и особые (внимание, память, воображение, мышление);

*   эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера личности;

*   направленность личности;

*   интересы, отношения, ценности;

*   Я-концепция.

Наука предлагает классному руководителю большой арсенал методов диагностики, однако ему нужны методики простые, нетрудные, интересные для учеников и одновременно надёжные. Ниже охарактеризованы наиболее приемлемые для  практического использования методы.

Наблюдение более всего доступно учителю и даёт много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Очень важно, чтобы были выделены цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать педагоги (одновременно их должно быть немного). Также важно планировать сроки наблюдения, определять время и способы фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей результатов педагогического наблюдения. Наблюдение даёт возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но здесь педагогу доступны только внешние проявления поведения школьников, наблюдение не всегда способно дать информацию о мотивах поступков.

Анкеты и другие опросные методы могут давать разные данные о личност-ных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Составление анкет - непростое дело и требует определения состава сведений, которые учитель хочет получить. Нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка.                                                                                                                

Для изучения личностных особенностей школьников используют также анализ документов (библиотечный формуляр) и творческих работ учеников (сочинений).

Социометрию используют как для изучения межличностных отношений в  группе, так и для изучения личностных качеств школьников.

Тест - стандартизованное испытание, измеряющее или обнаруживающее за-  данные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии  вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с  материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения. Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются, как правило, психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать и классный руководитель. К ним надо отнести: методику | незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунков, разыгрывание ситуаций.          

Зафиксированные данные психолого-педагогической диагностики позволяют информационно обеспечить процесс воспитания и учесть их при выборе содержания, методов и форм работы.

Результаты изучения могут обсуждаться на педагогическом совещании, с родителями, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой активистов, т.е. в разной форме и разными методами.

На основании анализа сформированности отдельных качеств личности каждого учащегося составляется общая карта по классу. Выделяется, на каком уровне воспитанности находятся каждый ученик и отдельные группы учащихся, в какой степени и в отношении к каким сферам жизнедеятельности в данный момент школьник может проявить самостоятельность, инициативу, сам регулировать деятельность, поведение, а кто -при помощи и поддержке классного руководителя.

Рассмотрим технологию использования результатов диагностики воспитанности учащихся в практике работы классного руководителя:

1.   Определить уровень воспитанности учащихся.

2.   Составить характеристику своего класса (ответить на вопрос «Что имеем?»):

*    общие сведения о коллективе и история его формирования;  

  *    учебная деятельность;

*    результаты диагностики уровня воспитанности учащихся;

*   социальная направленность деятельности коллектива; х   организационное и волевое единство;

*    эмоциональное единство;

*    традиции класса.

3.   Определить цели и задачи воспитательного процесса (ответить на вопрос «Чего хотим?»).

4.   Планирование форм деятельности (ответить на вопрос «Как этого достичь?»).

Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого ребенка, коллектива класса педагогически управляемым, придать ему поступательный, развивающий характер, «заставить» учителя работать с классом на основе рефлексии и индивидуального анализа, прогнозировать и предвидеть возможные результаты.

Итак, диагностический анализ воспитанности - основное направление в управлении качеством воспитательного процесса. Для этого необходимо решение следующих задач:

1.   Планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности учащихся.

2.   Отслеживание динамики уровня воспитанности учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

3.   Диагностика ценностных ориентации  и уровня  практической готовности классных руководителей к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики.

4.   Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Методическая мастерская «Мой класс - моя семья». Исследование сплоченности класса

Цель: выявить ценностно-ориентационное единство класса как показатель сплоченности коллектива.

Показателем сплоченности коллектива является ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ). Можно использовать следующую методику.

Учащимся дается инструкция: «Вам будут предложены известные пословицы и поговорки, которые были придуманы уже давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+», если вы согласны с ней, и знак «-», если не согласны».

Обработка данных

Ответы сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера пословиц. Вычисляется 2 показателя ЦОЕ: ориентировочный (по каждой пословице отдельно) и итоговый (по всем пословицам). Для этого по каждой пословице подсчитывается итоговое количество «плюсов» - показатель, выражающий число совпадений мнений учащихся данного класса. Степень совпадений по каждому суждению будет выражать ориентировочный уровень ЦОЕ, который вычисляется по формуле (в %):

где С - показатель ЦОЕ; К - количество совпавших мнений по данному суждению; Р - количество опрашиваемых учащихся.

Итоговый показатель ЦОЕ определяется следующим образом: полученные ориентировочные значения ЦОЕ (по каждой пословице) складываются и сумма делится на общее количество пословиц (в нашем случае - 20). Величина общего показателя ЦОЕ может колебаться от 50 до 100%, что характеризует соответственно очень низкий и очень высокий уровень сплоченности класса.

Итог: дать психолого-педагогические рекомендации классному руководителю по формированию сплоченности коллектива класса (учащиеся получают жетон за активность).

Перечень пословиц:

1.   Говорить правду - терять дружбу.

2.   Горбатого могила исправит.

3.   Стыд не дым, глаза не ест.

4.   Дело не волк - в лес не уйдет.

5.   Дружба дружбой, а служба службой.

6.   Друзья познаются в беде.

7.   Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

8.   Моя хата с краю, ничего не знаю.

9.   Не в свои сани не садись.

10.   Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

11.   Простота хуже воровства.

12.   Риск - благородное дело.

13.   Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше.

14.   Своя рубашка ближе к телу.

15.   Старый друг лучше новых двух.

16.   С кем поведешься, от того и наберешься.

17.   Худой мир лучше доброй ссоры.

18.   Что наша честь, если нечего есть.

19.   Чужое добро впрок не пойдет.

20.   От трудов праведных не наживешь палат каменных.

Методическая мастерская «Цветик-семицветик»

Цель: выявление направленности интересов учащихся.

Ход проведения:

Каждому ребенку дается «цветик-семицветик». Педагог предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание, на лепестке надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу:

Фамилия, имя (или №) учащегося

Желание


Для себя

Для близких и родных

Для класса и школы

Антонова Аня

3

1,2,6

4,5

Ранжирование - это метод, позволяющий выявить степень личностной значимости определенных понятий, явлений, предметов для испытуемого.

Итог: опираясь на полученные в результате анализа данные, классные руководители выбирают наиболее рациональные способы сотрудничества с учениками (участники мастерской получают жетон за активность).

Методическая мастерская «Маска, я тебя знаю!»

Цель: глубокое понимание одноклассника как путь к созданию комфортной атмосферы в классе.

Ход проведения

Данная диагностика рекомендуется для проведения в том классе, где учащиеся корректно выражают свое мнение.

На доске маски. Под каждой маской скрыто имя класса (ученика). Каждый участник выбирает маску из группы, близкой ему, и заполняет карточку:

После заполнения карточек участники сдают их ведущему. Разговор по кругу: Прослушайте и угадайте, о каком классе эта характеристика? (Получают жетон игроки, назвавшие имя класса.)

Я предлагаю вам советы ваших коллег, которые, возможно, вам пригодятся.

Игра «Хорошо и плохо»

Ведущий произносит фразу, в которой обязательно есть слово «хорошо» или «плохо». Следующему игроку необходимо продолжить эту фразу, используя одно из ключевых слов: «хорошо» или «плохо».

Например: Хорошо, что мне досталось классное руководство...

Мне досталось классное руководство, но плохо, что не хватает времени...

Затем соединить первую и последнюю фразы и подвести итог.

Подведение итога (после прохождения всех трех мастерских каждой группой педагогов):

1) обсуждение полученных в результате проведенных диагностик результатов;

2)  участникам методических мастерских, набравшим от трех и более жетонов, вручаются сертификаты.                                                                  

СЕРТИФИКАТ

Выдан участнику методической мастерской

«Дерзайте, вы талантливы!»

Результаты испытания показали, что вы эрудированный,

сообразительный и очень способный человек.

Настоящий сертификат удостоверяет в том, что вам

присваивается звание  «Семь пядей во лбу».

г. Ставрополь___ 2012 г.

МБОУ  СОШ №27

2.Краткая психологическая характеристика детей юношеского возраста и способы их диагностики (Просина С.В)

Юношеский возраст (с 14-15 до 17 лет) - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

В этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, праву быть самим собой.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я?, Какой я?, К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникает возможность целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2)   собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3)   стремление заново и критически осмыслить всё окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п.

В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Этот выбор диктуется не только ориентацией на жизненное требование призвания, на сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим как врач, педагог, исследователь, но и конъюнктурой, выгодой, практической ценностью данной профессии в конкретной ситуации общественного развития.

Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Новообразование: формируется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации.

Наиболее информативными методиками в данном случае могут служить:

Класс

Направления диагностирования

Название диагностических методик

10-й

♦ Изучение личности                                      школьника:

* особенности личности; *самооценка школьника; *ценностные ориентиры; * способности учащихся

♦ «Опросник Г. Шмишека». Цель: выявление типа акцентуации личности.

♦ Методика «Капитан или пассажир». Цель: выявление лидерских качеств учащихся.

♦ «Диагностика уровня становления мировоззренческой позиции учащихся». Цель: выявление уровня мировоззренческой

ПОЗИЦИИ.

♦ «Оценка коммуникативных и организаторских способностей детей». Цель: выявление коммуникативных и организаторских способностей детей


Изучение классного коллектива

♦ «Оценка отношений подростка с классом». Цель: выявление характера межличностных отношений в коллективе.

♦ Игра «Морские командные учения». Цель: выявление сформированности эмоционально-психологических отношений учащихся в классном коллективе, определение лидеров классного сообщества


Изучение взаимоотношений в семье

«Анализ семейной тревоги». Цель: определение самочувствия ребёнка в семье

11-й

Изучение личности школьника:

* особенности личности;

*самооценка школьника;

*ценностные ориентиры; *уровень

профессионального самоопределения

♦ Тест «Скажи мне, кто твой друг...». Цель: изучение личностных особенностей учащихся.

♦ Тест «Администратор или лидер?». Цель: выявление уровня самооценки учащихся, личностных особенностей

  ♦ Тест «Чего вы хотите от жизни?». Цель: исследование уровня потребности в ощущениях различного рода.

♦ Тест «Знаете ли вы психологию мужчины

и женщины?». Цель: выявить уровень осведомленности учащихся.

♦ «Интеллектуальная лабильность». Цель: прогнозирование успешности в профессиональном обучении

Список литературы:

1.   Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/    Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2.   Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. - М.: Владос, 1999.

3.   Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.

5.   Практическая психология в тестах. - М.: ACT - Пресс-Книга, 2001.

6.   Психолог и семья: Диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, 2002.

7.Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: пособие для педагога. — М.: Владос, 2003.

8.   CD «Психологическое диагностирование» - Барнаул: АКИПКРО.

9.      Тестирование детей / Сост. Богомолов С. - Ростов на-Дону: Феникс, 2003.

10.    Энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные структуры управления воспитательным процессом в классном коллективе гимназического образования

Основная цель программы развития гимназии – создание среды для формирования личности, способной к саморазвитию, самореализации на основе учета ее индивидуальных особенностей. Духовно – нравствен...

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательном процессе.

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения. Обусловлена она задачами, которые стоят перед учебным заведением – максимальное развитие кажд...

Взаимодействие учителя-предметника с классным руководителем в организации учебно-воспитательного процесса.

Для успешного решения задач обучения и воспитания необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином ...

Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса на основе психологической диагностики

Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса на   основе психологической диагностики...

Применение методов диагностики в работе классных руководителей для повышения качества педагогического процесса.

Выступление на методическом объединении классных руководителей. Дана краткая характеристика основных методов диагностики и советы и рекомендации для педагогов по адаптации первокурсников к условиям те...

Заседание МО классных руководителей старшего звена: "Самоуправление в классе : проблемы и пути решения"

Понять сущность самоуправления можно сравнив его с руководством и управлением. Совместная деятельность людей в режиме руководства предполагает взаимодействие руководителя и исполнителя (исполнителей)....