выступление на городском методическом объединении классных руководителей "Организация и проектирование воспитательного процесса на русском языке в условиях полилингвизма"
консультация

Аршиева Мадина Матвеевна

Предварительный просмотр:

         

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌‌‌‌‌‌‌МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

‌‌РТ ГБОУ «СОШ в г. Худжанд им. А.П. Чехова»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЛИНГВИЗМА

областное заседание МО классных руководителей

классный руководитель 9б класса

Аршиева Мадина Матвеевна

Худжанд 2023

      В общем педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и не сводится ни к процессу обучения, ни к процессу развития.

         Безусловно, воспитательный процесс – целенаправленный и многофакторный, т.е. имеет цель, которую необходимо достигнуть и, в значительной мере – искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер взаимоотношений с воспитанниками.  Конечно же, сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя. Длится он, по сути, всю жизнь, то есть – процесс непрерывный. К многофакторности можно отнести еще и комплексность: единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности.  

        Таким образом воспитание – управление процессом развития личности. Он успешен, если у педагога существует личностная профессиональная позиция воспитателя, которая неразрывно взаимосвязана с гуманизацией взаимоотношений детей и взрослых. Виды воспитания:

- умственное

-трудовое

- физическое

- нравственное

- духовно-нравственное

- эстетическое

- правовое

- патриотическое

- половое и полоролевое

- экономическое

- экологическое

       По институциональным признакам бывает:

- семейное

- религиозное

- социальное (в узком смысле)

- дизсоциальное (асоциальное)

- коррекционное.

         В российской педагогике выделяется такое понятие как социальное воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

         Что же включает в себя тематический принцип проектирования воспитательного процесса в школе? Тематика – направление, относительно которого выбирается проектирование воспитательной деятельности. Это могут быть ключевые даты, события, книги. Можно использовать следующие направления:

- наука и технологии, космос, архитектура

- литература, культура, искусство

- школа, музыка, кино

- Победа

- спорт и туризм

- приключения и путешествия

- бизнес и стартапы, экономика и финансы

- медицина

- медиа/PR/реклама

- экология/биология, история, география и геология

- физика и химия

- педагогика и психология.

      Исследования показывают, что наиболее сложным звеном в проведении опытно-экспериментальной работы в области воспитания является разработка проекта системы воспитательной работы для класса и школы в целом. Проектирование воспитательного процесса имеет ряд особенностей: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность, отдаленность результатов и имеет ярко выраженный комплексный характер. Описанные выше элементы проектирования системы воспитательной работы с учащимися могут служить ориентирами для проведения опытно-экспериментальной работы в области воспитания, создания собственных педагогических технологий.

Матрица воспитательной работы в классе

Тематика – Цель - Эпиграф – Слоган – Сюжет – Календарь – Книга – Вопросы – Ключевые дела

      Тематика – ведущее тематическое направление, т.е. основной/предметный акцент воспитательной/предметной работы.

      Цель – способ развития детей, расширение знаний и возможностей для участия в социальной жизни.

      Эпиграф, слоган – мотивационное выражение (подбирают дети), девиз.

      Сюжет – описание игровой легенды выбранного периода относительно которого выстраивается вся деятельность.

     Календарь – даты, события федерального и регионального уровня и образовательной организации.

      Книга – книга по тематике; способствует особой, выраженной артикуляции и ценностных ориентиров. Инструмент целеполагания.

      Проблемные вопросы – вопросы открытого типа для обсуждения; формируется культура вопрошания, развития мышления, логики, умения находить ответы.

      Ключевые дела – самые яркие события, посвященные тематике: кинофестиваль, гала-концерт, проект, т.е. крупное событие, которому предшествует предварительная подготовительная работа.

         Воспитательная работа может быть реализована через организацию и проведение творческих выставок, творческих проектов, мастер-классов, конкурсов, создание детьми сценариев классных часов, организация и проведение праздников и мероприятий, игры, тренинги, развивающие занятия, просветительские занятия, исследования различных направлений и уровней, организация и реализация туристических мероприятий.

Современные элементы проектирования воспитательного процесса, которые набирают широкую популярность

  1. Игровые технологии, в которых дети с удовольствием принимают участие. Необходимо сразу озвучить правила, мотивирующие действия детей в случае победы/поражения. Подготовка к проведению игры зависит от поставленных задач. Необходимо учитывать возрастные особенности, развитие участников, физическую подготовленность, количество игроков.
  2. Современный театр и театральная педагогика. «Театральная педагогика» помогает ребёнку овладеть различными методами познания естественнонаучной, художественной, жизненной реальности, учит подрастающего человека выбирать соответствующий инструмент (настраивать себя), позволяющий действовать адекватно в той или иной ситуации, приучает менять ролевую позицию: созерцать реальность или действовать в ней.
  3. Художественная литература и ее применение.                     В соответствии с календарем ОО выбирается книга четверти/летнего лагеря – произведение художественной литературы для детей, призванное наполнить учебное время необходимыми узнаваемыми символами и образами, а также придать ее содержанию сюжетное и смысловое направление. Книга призвана вести детей по определенному смысловому коридору и объединять учеников в отношении развития культурного воображения. Подбирается универсальное произведение, которое заинтересует и младших школьников и старших. Этот элемент позволяет решать проблемные вопросы, развивает речь, культуру вопрошания.

 Пример проблемных вопросов по произведению Д. Дефо, «Робинзон Крузо»:

  1. Почему общество простого человека, культуру которого ты не понимаешь, лучше одиночества? (обсуждение, написание эссе)
  2. «Может быть, вы найдете друга там, где меньше всего ожидаете встретить его» Д. Дефо
  3. Как ты думаешь, в каких случаях наиболее ярко проявляется дружба? Что за собой влечет умение дружить? Зачем нужна эта способность?
  4. Что помогает нам сохранить человечность во времена лишений и испытаний?

Формы работы с книгой:

- учебно-исследовательский проект      (Ж. Верн, «Таинственный остров»; исследование вымышленного острова, но имеющего реальные координаты с точки зрения ведения на нем автономного хозяйства)

- конкурс художественного чтения;

- театрализованная постановка/ инсценирование  собственной пьесы, навеянной книгой;

- игра по произведению/квест, задания которого подсказаны самим произведением;

- создание арт-объекта и инсталляций, оформление улиц, декорирование стен;

- дискуссионный клуб, который помогает обсудить событие, сюжет;

- киноклуб (обсуждение экранизации книги.

  1. Киноклуб. Кинопросмотр и последующее кинообсуждение помогают зрителю не только рассмотреть проблемы с различных точек зрения, отметить положительные и отрицательные моменты каждой из них, но осознать и принять собственные психологические трудности, учит высказывать свою точку зрения, слышать мнение другого человека и добиваться того, чтобы стать услышанным и принятым окружающими. Организованное кинообсуждение фильма помогает зрителям откровенно высказаться друг перед другом, в том числе и по таким вопросам, о которых в другой ситуации они не решились бы или не сумели поговорить.
  2. Организация и развитие детского самоуправления – идея личностного развития, создание условий для развития  потенциальных возможностей каждого человека с позиций лидера. Развитие этих качеств предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности учащимся. Основной метод работы педагога – влияние в самом органе самоуправления; здесь необходимы дозированность поручений, возрастные возможности детей, строгий учет выполнения заданий.

Это позволит прогнозировать расширение воспитательной работы, выход ее из стен школы (гимназии) в социум района, что не может не способствовать стимулированию обучающихся к включению в реальную самостоятельную деятельность.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...

Выступление на Городском методическом объединении историков Г. Коврова 2014г.

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания» - выступление на МО историков г.Коврова...

Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018

Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Выступление на городском методическом объединении по теме "Мотивация обучающихся к творческой деятельности в условиях дополнительного образования"

Мотивация обучающихся к творческой деятельности как показатель результативности в условиях дополнительного образования...

Тема выступления на школьном методическом объединении "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ОО"

С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образ...