Выступление на Городском методическом объединении историков Г. Коврова 2014г.
опыты и эксперименты по истории на тему

Прохорова Анна Владимировна

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания» - выступление на МО историков г.Коврова

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории и обществознания»

Современная система образования переживает сейчас очередной этап поиска эффективных способов организации учебного процесса, соответствующих запросам общества. Цель российского образования -  «гуманистически ориентированная личность,    культурно-исторический субъект, способный к самореализации в условиях современной реальности»[1].  Сл.2.

Сегодняшняя реальность определили следующие дефициты:  сл.3.                  

  • низкий уровень культуры поведения, потребительское отношение к жизни, равнодушие, что безусловно, влияет на снижение качества обученности. С другой стороны, согласно историко -  культурной концепции существуют следующие требования к результатам  обучения и освоения  содержания  курса  по  истории  и обществознанию:
  • Осознание своей идентичности как гражданина страны
  • Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества
  • Способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
  • Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего  и других народов, толерантность.

Когда я пришла работать в школу я увидела проблему  – не все учащиеся хотят учиться, не всем нравится предмет,  присутствует низкий уровень дисциплины на уроке. Поэтому я предположила, что если начну работать над повышением мотивации учащихся, заинтересую их в своем предмете, то  ситуация может измениться в лучшую сторону.                 сл.4.

Конечно, существуют внешние стимулы  для развития мотивации: (сл.5.)

Критика учащихся,                           Однако на мой взгляд, следует обратить внимание на внутренние стимулы, т.е.

выставление плохих оценок

запугивание экзаменами,         

вызов родителей в школу      сделать привлекательной саму деятельность учащихся в процессе получения образования

   Как же сделать свои уроки более интересными?  Каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него максимум полезной информации? Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?

Как один  из главных методов  активизации познавательной деятельности учащихся  я выделила – применение икт  в процессе обучения истории и обществознания. (сл.6.)

Использование информационных технологий  (сл.7.)

Актуальность применения интерактивных технологий на уроке - Психологи считают, что большая часть обучающихся - визуалы, поэтому легче запоминают информацию, представленную в схемах, графиках, таблицах, работая с исторической картой. (Сл.8.)

Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:  (Сл.9.)

Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания         (Сл.10)

  1. Мультимедийные презентации с помощью программы (Power Point). (Сл.11-12)

Преимущества использования презентаций:

I.Преподаватель сам конструирует урок;

II. Возможность использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео – аудио фрагменты и т.д.)

III.Позволяет успешно чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране

IV.Чередование видов деятельности, способов подачи информации способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке.

Урок становится более ярким!

  1. Одной из наиболее удобных форм использования информационных технологий является применение на уроке компакт – дисков, а также учебных видеофильмов. (сл.13-15)

«+» использования дисков

1. Наличие большого количества анимированных исторических карт и заданий на работу с картами;

2. Использование видеофрагментов, таблиц, схем.

3. Возможность тестового контроля учащихся.

4. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам,  что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

(Сл.16-21)

3. Использование тест – тренажеров (Сл.22)

1. Позволяют отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений, навыков.

2. Корректировать процесс обучения

3. Обеспечивает оценочную деятельность

4. Работа над ошибками в самих тренажерах

4. Использование метода проекта через презентации (Сл.23-24)

Создание проектов предоставляет учащимся  максимальные возможности для самостоятельного изыскания  информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

«+» метода проектов

  • Формируются коммуникативные навыки культуры общения
  • Умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния.
  • Расширение кругозора
  • Развитие лидерских и организационных качеств личности учащихся

(Сл.25) Результаты метода проектов  - Создание проектов по истории и обществознанию учащимися 6-8 классов «Мое генеалогическое древо», «Вхождение Крыма в состав РФ», «Моя семья».

Создание проектов по истории Древнего Мира: «Семь чудес света», «Древний Египет».

(Сл.26)  Преимущества внедрения интерактивных технологий:

(Сл.27)  Применение ИКТ в учебном процессе позволяет мне и моим ученикам:

(Сл.28). Школа XXI века. Современная школа – высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной, которая, должна давать ребенку навыки активных самостоятельных действий: 

Умение работать с компьютерной техникой, пользоваться интернетом, владеть основами поиска нужной информации и т.д.




[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки  Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания

Выступление на Городском методическом объединении учителей истории и обществознания 28 августа 2014г.Тема выступления "подготовка к ЕГЭ на уроках истории и обществознания"...

Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"

Презентация выступления на городском методическом объединении учителей географии по теме: "Трудные вопросы ЕГЭ"...

Выступление на городском методическом объединении учителей математики на тему: «Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»

Выступление на городском методическомобъединении учителей математики на тему:«Урок математики в рамках системно-деятельностного подхода»...

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...