Методические рекомендации по оформлению исследовательских работ
методическая разработка по теме

Бабина Лариса Геннадьевна

 

Многие считают, что правильное, в соответствии с требованиями оформление, это не обязательная формальность. На самом деле к оформлению предъявляют особые требования ко всем, как к тем, кто занимается наукой, так и к тем, кто только учится этому. Как правило, в положение о конкурсе включают условия и требования к оформлению конкурсных, где прописывается объем работы, требования к шрифту, вид представления работы, оформление титульного листа и другое. Но не всегда прописываются точные и подробные правила оформления, хотя указывают на то, что если работа не соответствует правилам оформления – то рассматривать не будут.

Цель:  оказать методическую помощь учителям и обучающимся в оформлении исследовательских работ.

Актуальность:  при заочной оценке исследовательских работ обязателен критерий оценивания по оформлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 5.

                                   

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Муниципального вечернего сменного образовательного учреждения

«Центр образования №1»

                        

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.

Существует несколько основных форм представления результатов научно-исследовательской работы обучающихся. Это может быть доклад, сообщение, статья, отчет, стендовый материал, тезисы и другое. Но чаще всего научно-исследовательские работы наших ребят отправляем на конкурсы. И многие считают, что оформление это не обязательная формальность. На самом деле к оформлению предъявляют особые требования ко всем, как к тем, кто занимается наукой, так и к тем, кто только учится этому. Как правило, в положение о конкурсе включают условия конкурса, где прописывается объем работы, требования к шрифту, вид представления работы, оформление титульного листа и другое. Но не всегда прописываются правила оформления, хотя указывают на то, что если работа не соответствует правилам оформления – то рассматривать не будут.

Цель:  оказать методическую помощь учителям и обучающимся в оформлении исследовательских работ.

Актуальность:  при заочной оценке исследовательских работ обязателен критерий оценивания по оформлению.

Цели проведения научного исследования с обучающимися:

  1. приобщить их к процессу выработки новых знаний;
  2. освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;
  3. научить пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;
  4. выработать умение работать с основными компьютерными программами;
  5. предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:

  1. глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
  2. свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
  3. отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
  4. знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

Педагог также должен обладать значительным комплексом умений:

  1. выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или даже страны);
  2. подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости составить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;
  3. развивать коммуникации, т. е. направлять работу учащихся на отыскание потенциально значимой информации среди многообразия материала;
  4. применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;
  5. определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность учащихся;
  6. прогнозировать результативность научной работы, возможность ее практического применения;
  7. выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;
  8. обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;
  9. по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации.

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:

  1. овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
  2. самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
  3. точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
  4. приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
  1. сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
  2. проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;
  3. выстроить доказательство и давать опровержение.

При написании исследовательской работы у учащихся развиваются умения:

  1. анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);
  2. сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установления сходства и различия);
  3. обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков);
  4. определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);
  5. доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

        Требования к оформлению и содержанию каждой структурной единицы.

1. Титульный лист.                (см. приложение 1)

Оформление титульного листа, как правило, прописывается в положении, в общий объем работы не входит, но оценивается. Иногда просят предоставить титульный лист в двойном экземпляре. Всегда очень внимательно читайте положение о конкурсе.  

На титульном листе  указываются:

«Шапка» - указание принадлежности, для какого конкурса, т.е. кем объявлен (соблюдается иерархия принадлежности; например: сначала вышестоящие, министерство образование РФ(если уровень Российский), потом РК(если уровень республиканский), потом Воркута, школа). Все прописывается заглавными буквами.

Название конкурса, номинация или секция, тема работы;

фамилия, имя, отчество (полностью) автора, дата и год рождения, класс, название учебного заведения, населенный пункт и его административно-территориальное подчинение, домашний адрес с индексом, паспортные данные автора, e-mail;

Фамилия, имя, отчество (полностью)  научного руководителя, его должность, адрес с индексом места работы, рабочий или домашний телефон, e-mail.

Указание города без буквы «г», через запятую год без буквы «г» или слова «год».

Сокращения и аббревиатуры не допускаются.

2. Пример оформления оглавления.  (именно оглавление, а не содержание)

Оглавление.

I.  Титульный лист

II. Оглавление                                                с. (страницы указываются от…и до… прим: с.3-5)

III. Введение                                                        с.

IV. Основная часть – не пишется, вместо этого

название либо самой работы, либо её основной части

Глава 1.        и название

1.1.                                                                с.

1.2.                                                                с.

Глава 2.                                                        с.

Глава 3.                                                        с.

V. Заключение                                                с.

VI. Список источников и литературы                        с.

VII. Приложения.

Приложение 1.                                                с.

Приложение 2.                                                с.  

Приложение 3.                      и т.д. сколько их есть

Кавычки в названиях  не прописываем, только если цитата. Заголовки или названия глав и параграфов должны быть точно такими же, как в тексте работы. Нельзя сокращать их или давать в другой формулировке или последовательности.

3. Введение.

Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики. Объем один-два машинописных листа.  Необходимо сформулировать проблематику (обоснование выбора темы);

Цель (зачем вы делаете эту работу) и задачи (как достигнуть цели; не более двух) работы; обосновать ее актуальность; новизна; выдвинуть  гипотезу (рекомендуют выдвигать гипотезу после написания работы, т.к. это ожидаемый результат; допускают в некоторых видах исследований не писать); провести краткий обзор литературных (либо других) источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать характеристику района исследования; описывается объект и предмет исследования;

методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала); можно описать структуру и этапы исследования; обязательно - практическая значимость.

4. Основная (содержательная) часть.

Основная часть не должна содержать более трех глав. Название этой части как основной скорее связано с её большим объемом, чем у остальных частей, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы. Глава 1 обычно содержит анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме. Главы 2 и 3 описывают практические этапы работы, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, в конце каждой главы обобщаются результаты. Содержание основной части должно полностью соответствовать теме и полностью её раскрывать. Главы основной части – это ваши задачи, которые поставили вначале работы и название должны быть созвучны. Важно показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Каждая глава начинается на новой странице.

5. Заключение.

 Заключение обычно составляет не более одной-двух страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования, логически стройно излагаются полученные результаты и их соотношение с целью и задачами, предлагаются рекомендации. Отмечаются степень достижения цели,  обозначаются перспективы дальнейших исследований: какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

6. Список источников и литературы.

Не следует писать «используемой», т.к. в этом списке нельзя указывать литературу или источники, которые не использовались в работе.  Если автор делает ссылку на какие - либо факты или цитирует работы других авторов, то он обязательно должен указать в подстрочной ссылке с указанием номера страницы, откуда взяты приведенные материалы. Не рекомендуется размещать в списке справочники, энциклопедии, научно-популярные издания. Если есть необходимость использования таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте исследовательской работы. Последовательность такая:

I.  Источники

- интервью (с указанием кто, кем и где)

- газеты 20-50-х годов

- материалы архивов (с указанием из каких, кому принадлежат)

- фото (если она является источником)

II. Литература.

- в алфавитном порядке по фамилии автора

- газеты после 1960 года издания

III. Интернетресурсы.

Сначала название сайта, название статьи, автор, год и только потом ссылка.

Список составляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа Р7.05-2008.  

7. Оформление приложений.

Если автору методической разработки необходимо добавить приложения, то они располагаются в конце работы и каждое приложение пронумеровывается и описывается легенда. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. выносятся в конец работы - в приложения, в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.

Приложение - это часть текста научного исследования,  имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др. Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

-        размещаются после библиографического списка;

-        в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;

-        каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в тексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:

Как видно из таблицы...

По результатам анализа (см. таблицу) видно, что...

Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:

Данные анализа (табл.5) показывают, что...

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.

Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.

Чертеж - основной вид иллюстраций в технических работах. Он используется, когда надо максимально точно изобразить конструкцию машины, механизма, оборудования или их части.

Фотография - особенно убедительное и достоверное средство наглядной передачи действительности. Она применяется тогда, когда необходимо с документатьной точностью изобразить предмет или явление со всеми его индивидуальными особенностями. Фотография - это не только иллюстрация, но и научный документ (изображение ландшафта, вида растения или животного, расположение объекта наблюдения и т.д.). Каждая фотография должна иметь легенду: где, когда, кем сделана, что изображено и т.д.

Схема - это изображение, передающее с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо устройства, предмета, процесса и показывающее взаимосвязь главных элементов.

Диаграмма - способ изображения зависимости между величинами. К диаграммам прибегают для наглядности изображения и анализа массовых данных.

Графики используют как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. И на графике, и на диаграмме должны быть четко отмечены единицы измерения, числовые данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, словесные пояснения условных знаков. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку проводят в подрисуночной подписи. Если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, то для экономии места числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, а ограничивать значениями, в пределах которых рассматривается зависимость.

Иллюстративные материалы должны быть выполнены на стандартных листах бумаги тех же размеров или наклеены на стандартные листы бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям и рисункам должны быть с лицевой стороны.        

Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа и внутри текстовых строк. Внутри строк рекомендуется помещать формулы короткие, не имеющие самостоятельного значения и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования располагают на отдельных строках. Также поступают и с химическими уравнениями. Нумеровать следует только наиболее значимые формулы, на которые есть ссылки в тексте. Порядковые номера формул обычно обозначают арабскими цифрами в круглых скобках и располагают у правого края страницы. Если номер не умещается после формулы, его располагают также справа, но строкой ниже. Место номера формулы в рамке находится вне рамки против основной строки формулы по правому краю. Место номера формулы- дроби располагают на середине основной горизонтальной черты формулы. Формула включается в предложение как полноправный элемент, полому в конце формул и в тексте перед ними знаки препинания ставят в соответствии с правилами пунктуации.

Символ - это условное обозначение математических и физических величин, единиц измерения, математических знаков. В качестве символов используют буквы русского, латинского, греческого и готического алфавитов. Чтобы избежать совпадения символов различных величин, применяются индексы. Индексом могут служить строчные буквы русского, латинского и греческого алфавита, арабские и римские цифры, штрихи. Располагаются индексы справа от символа внизу или вверху. Не допускается одновременное применение верхнего и нижнего индексов.

Экспликация - это объяснение символов, входящих в формулу. Экспликация должна отвечать следующим требованиям:

  1. Размещаться только после формулы, от которой отделяется запятой.
  2. Начинаться со слова «где».
  3. Символы надо располагать в порядке упоминания в формуле. В формулах с дробями сначала поясняют числитель, а потом  знаменатель.
  4. Должна включать все символы из формулы, после которой расположена.

Знаки препинания в экспликации располагаются следующим образом:

  1. Между символом в расшифровке ставят тирс.
  2. Внутри расшифровки единицы измерений отделяют от текста запятой.
  3. После расшифровки перед следующим символом ставят точку с запятой.
  4. В конце последней расшифровки ставят точку, например:

У = 8/1

где 5 - путь, м;

I - время, сек.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник. Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная,  умышленно искаженная, подогнанная под цель исследователя цитата  отнюдь не украшает его работу, не прибавляет ей значимости.

Допустимы лишь следующие отклонения:

1.        модернизация орфографии и пунктуации по современным правилам, если написание слов и расстановка знаков препинания не являются индивидуальной особенностью стиля автора;

2.        развертывание произвольно сокращенных слов до полных с заключением дополнительной части слова в прямые скобки, например: с[казать];

3.        пропуск отдельных слов и фраз в цитате при условии, что мысль автора не будет искажена пропуском, а пропуск будет обозначен многоточием;

4.        изменение падежа цитируемых слов и словосочетаний для подчинения их синтаксическому строю фразы, куда они включены.

Цитирование автора делается только по его произведениям. Если источник труднодоступен, разрешается воспользоваться цитатой, опубликованной в каком- либо издании. При этом в библиографической ссылке пишутся слова «цитируется по:».

Если необходимо выразить свое отношение к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, после цитаты ставят восклицательный знак или знак вопроса, который заключают в круглые скобки.

Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие:

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях используется выражение «так называемый».

Если цитата полностью воспроизводит  предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного - когда эта цитата представляет собой часть предложения автора диссертационной работы.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после кавычек ставят отточие.

Если цитируемый текст идет после точки, то его воспроизводят с прописной буквы. Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы, независимо от того, как она начиналась в источнике.

Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.

Кроме формальных особенностей представления материала, исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования - его защите.

8. Правила оформления примечаний.

Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:

а)        в круглых скобках;

б)        подстрочно (оформляются как сноски);

в)        после параграфов или глав.

Что может быть примечанием? Например:

-        определение терминов или устаревших слов;

-        справочная информация о лицах, событиях, произведениях;

-        перевод иностранных слов и предложений;

-        пояснения основного текста.

Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

9. Требования, предъявляемые к тезисам.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

        Тезисы доклада должны содержать только текст, наличие рисунков, формул, таблиц допускается только в тех случаях, если описать процесс в текстовой форме невозможно. Название статьи не должно превышать двух строк. Объем тезисов как правило оговаривается в положении, но общепринято – не более двух страниц. Тезисы доклада должны быть тщательно отредактированы и не содержать ошибок.

Образец оформления:

Название организации.

Название работы.

Автор: фамилия, имя, класс, школа, населенный пункт.

Научный руководитель: фамилия, имя, отчество (полностью), должность, место работы.

Текст.

Рекомендуемая литература:

1. Зверева И.В.  Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. //Волгоград, Издательский дом «Корифей», 2007

Приложение 1.

Министерство образования Республики Коми

Управление образования Администрации муниципального образования

городского округа «Воркута»

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Центр образования №1» г.Воркуты

ХVI Республиканская краеведческая конференция «Отечество – Земля Коми»

Секция «Историческое наследие Коми края»

«История совхозов Воркуты»

Автор: Храмченко Дарья Александровна

Учащаяся 10 а класса

Муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения

«Центр образования №1» г.Воркуты

15 августа 19.. год рождения

паспорт серии …. номер ……

выдан отделом УФМС России по РК в г.Воркуте 18.01.20…г.

адрес ЦО №1: 169900,г.Воркута, РК, ул.Дончука, дом 16

домашний адрес: 169908, г.Воркута, РК, ул.Ленина, дом …, кв….

Руководитель: Бабина Лариса Геннадьевна

учитель истории и обществознания МВ(с)ОУ «Центр Образования №1» г.Воркуты,

169908, г.Воркута, РК, ул.Ленина, дом …, кв…

тел. 8912………. e-mail  babina60@bk.ru

Воркута, 2012

Руководитель ШМО                 Бабина Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы

Настоящее методическое пособие представляет собой методические рекомендации по выполнению исследовательской работы, в котором представлен справочный материал, словарь научных терминов, основные виды и...

Методические рекомендации для оформления исследовательской работы

В указанном материале содержится подробный алгоритм офрмления исследовательской работы. Даны рекомендации  форм презентации результатов исследовательской деятельности....

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в ...

Рекомендации к оформлению исследовательской работы

Рекомендации к ведению школьных исследовательских работОбщая информацияУ начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления научной работ...

Методические рекомендации к выполнению исследовательской работы по УД "Химия" для студентов 1 курса

Исследовательская работа – самостоятельная научная работа студента, содержащая систематизированные сведения по определенной теме дисциплины. Данный вид деятельности направлен на закрепление, угл...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике

Количество и назначение ученических тетрадей, требования к ведению тетрадей, порядок и сроки проверки письменных работ, оформление решений заданий по математике...

Методические рекомендации по созданию исследовательской работы "Мой родственник - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...