Методические рекомендации для оформления исследовательской работы
материал на тему

Путинцева  Елена Валерьевна

В указанном материале содержится подробный алгоритм офрмления исследовательской работы. Даны рекомендации  форм презентации результатов исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ofomlenie_raboty.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  «Правила оформления исследовательской работы»

Учитель истории и обществознания

 МБОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа»

 Путинцева Елена Валерьевна

1.Титульный лист.

Является первой страницей рукописи и оформляется по определённым правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

В среднем поле указывается тема исследования, которая не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется.

Ниже указывается вид работы.

В правом углу листа указывается Ф.И.О. учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается Ф.И.О. и должность руководителя работы.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы.

2.Оглавление.

Приводятся все заголовки работы с указанием страниц.

3.Введение.

4.Основной текст.

5.Заключение.

6.Список используемой литературы.

3. Проблема исследования.

Для того, чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она и подскажет как сформулировать тему исследования. Древнегреческое слово проблема переводится как задача, преграда, трудность. Умение увидеть проблему ценится выше, чем способность её доказать. Главная задача любого исследователя – найти что – то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

4.Тема исследования.

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Все темы можно условно объединить в три группы:

*фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

*экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

*теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

5. Структура содержания исследовательской работы.

В исследовательской работе выделяют три основных раздела:

*введение;

* основная часть;

* заключение.

Во введение необходимо обосновать актуальность проблемы исследования. На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования.

Объект исследования – это процесс, явление и т.п., которое исследуется.

Предмет исследования – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился.

Исходя, из объекта и предмета формулируется цель исследования, на основании цели определяются задачи.

Цель исследования обычно формулируется кратко, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться глаголы – доказать, обосновать, разработать. Последний глагол следует использовать в том, случае, если конечный продукт исследования получит материальное воплощение (видеофильм, модель или макет чего – либо, компьютерная программа и т.д.)

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования. При формулировании задач целесообразно применять глаголы – проанализировать, описать, выявить, определить, установить.  Задач исследования не должно быть много. Задачи определяют методы и методики, т.е. те приёмы и способы, которыми пользуется исследователь.

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Методы исследования. Методы научного познания – анализ, синтез, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, абстрагирование.

Специальные методы – статистический и термодинамический метод, спектральный анализ (физика, химия),тестирование, анкетирование, интервью (гуманитарные науки), методы интервалов и математической индукции (математика).

Гипотеза исследования. Гипотеза – это предположение, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов – предположим, допустим, возможно, если…,то…

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения гипотеза превращается в теорию, а если её опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение.

Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Чтобы не перегружать основную часть работы самый интересный первичный материал (рабочие данные) может выноситься в приложения.

В заключении исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причём результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Например, если задачи исследования сформулированы словами – проанализировать, описать, выявить, определить, установить, то результаты приводятся в следующей форме – «В ходе данного исследования был проведён анализ…, выявлено…, определено…, установлено…».

Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме – «На основании результатов данного исследования доказано…(обосновано, разработано)».

Таким образом, всё вышеизложенное позволяет выявить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность цели, задач, результатов и вывода.

ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ        РАБОТЫ ИЛИ        

УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Определение темы

При определении темы необходимо учитывать  ее актуальность в научном и историческом плане, наличие источников и литературы. Тема должна предоставить  возможность проявить себя в качестве исследователя. Важное значение при выборе темы проекта или исследования имеет освещенность ее в литературе.

Структура  работы

  • Примерный объем работы - 15-20 страниц, иллюстративный материал - до 10 страниц.
  • Основные элементы проекта или исследования: титульный лист, оглавление, ведение, главы основной части, заключение, список использованных источников, приложения. 
  • Оформление структурных частей работы. Текстовые документы выполняются на белой бумаге формата А 4, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм<, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм, верхнее - 15 мм на одной стороне листа.>. Текст печатается через 1,5 межстрочных интервала. Рекомендуемый шрифт размером 12 или 13 пунктов.
  • Нумерация страниц, разделов, подразделов, пунктов и подпунктов осуществляется арабскими цифрами без знака №. Страницы работы следует нумеровать, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в нижнем поле листа в правом углу без слова страница (стр., с) и знаков препинания.
  • Титульный лист и листы, на которых располагают заголовки структурных частей работ  «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», не нумеруют, но включают в общую нумерацию работы.

Титульный лист

  • Титульный лист является первой организацией работы и заполняется по строго определенным правилам.
  • В верхнем поле титульного листа указывается полное наименование  учебного заведения. В среднем поле дается заглавие  работы, которое проводится без слова "тема". Заглавие работы должно быть по возможности кратким, точным, и соответствовать ее основному содержанию.
  • Далее указывается фамилия, имя, отчество исследователя (в именительном падеже), класс.
  •  Ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия и инициалы твоего научного руководителя, а так же его ученое звание и ученая степень.
  • В нижнем поле указываются место выполнения работы и год ее написания (без слова "год"). Точка в конце названия не ставится.

План (Оглавление)

  • При разработке плана следует выделить два главных этапа: составление предварительного и окончательного плана. Предварительный план - это замысел работы и общее знакомство с основными источниками и литературой. Окончательный план согласовывается с научным руководителем.
  • В плане (оглавлении)  приводятся все заголовки  и подзаголовки работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в плане (оглавлении), должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение

  • Введение - визитная карточка  работы. В нем дается обоснование темы, ее актуальность, определяются цели и задачи исследования, методы, приводится характеристика источников и обзор имеющейся литературы. обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач; формулируется объект и предмет исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы (степень изученности проблемы).
  • Актуальность - обязательное требование к любой исследовательской работе, раскрывающее умение автора выбрать тему. Оно определяет, насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности и социальной значимости; характеризует его зрелость. Освещение актуальности должно быть немногословным.

Краткий обзор литературы должен привести к выводу, что именно данная тема (твоя) еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично, или не в этом аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Формулировка цели предпринимаемого исследования  дается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать…, сравнить…,вывести формулу … и пр.).

Формулировки  задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав основной части твоей научной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Формулировка объекта - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Формулировка предмета - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования  категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направляй свое основное внимание, именно предмет исследования определяет тему твоей исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Методы исследования указываются обязательно, так как они служат инструментом в добывании фактического материала для достижения поставленной в твоей работе цели. Методы как путь исследования представляют совокупность приемов и операций практического или теоретического познания действительности. Существуют следующие методы исследования:методы исследования социолингвистики (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент), методы сравнения, аналогии и моделирования; математические методы обработки и представления полученных данных.

Основную структурная часть работы

Основная структурная часть работы - главы.

  • Глав должно быть не менее двух.
  • Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос изучаемой темы, а если глава разделена на разделы, то каждый раздел - отдельную часть этого вопроса.
  • При написании следует добиваться сохранения логической связи между главами, последовательность перехода от одного раздела к другому внутри глав, от одной главы к другой. 
  • Формулировка тем, глав, разделов должна быть конкретной и немногословной. 
  • Содержание глав и разделов должно соответствовать названиям, быть обоснованным.
  • Главы должны быть равными между собой.
  •  Главы и разделы нужно завершать выводами, хотя бы краткими.
  • Заголовки структурных частей работ и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и писать (печатать) прописными буквами, не подчёркивая.
  • Заголовки подразделов и пунктов печатаются строчными буквами (первая – прописная) с абзаца и без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.
  •  Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы 3-4 межстрочных интервала, расстояние между заголовками раздела и подраздела – 2 межстрочных интервала.
  • Каждую структурную часть работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.
  • Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3, и т.д. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер подраздела или пункта, разделённые точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1., 1.1.2. и т.д.        
  • Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
  • После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка.

Заключение             

  • Заключение состоит из 2-3 страниц.
  • В заключении делают выводы по работе в целом, подводятся итоги всему исследованию, намечаются, если нужно, перспективы дальнейшего изучения проблемы, показывается ее связь с современностью, предлагаются практические рекомендации.

Приложение

  •   Вспомогательные или дополнительные материалы,  которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.
  •  Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов. По форме - текст, таблицы, графики, карты и пр.
  • Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы), например, "Приложение 1", "Приложение 2" и т.д. связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри".

Список используемых источников и литературы

  • Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования.
  • Если  делаются ссылки на какие-либо заимствованные факты или цитируются работы других авторов, то  обязательно указываются в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы (автор, название работы, место и год издания, № страницы). 
  • Основными способами группировки использованных источников являются: алфавитная, последовательная, комбинированная (универсальная).
  • Алфавитная группировка предполагает расположение источников в алфавитном порядке фамилий их авторов либо заглавий (в тех случаях, когда точные сведения об авторах отсутствуют или их число – свыше четырёх). В алфавитном списке литературы не рекомендуется смешивать несколько алфавитов: вначале списка перечисляются источники на языке письменной работы, затем – все остальные.
  • Последовательная группировка предусматривает расположение источников в порядке упоминания по тексту всей письменной работы или в составе её отдельных частей.

Комбинированная (универсальная) группировка почти оптимальна для многих письменных работ. В соответствии с ней источники рекомендуется формировать следующим образом:

 1) нормативно-правовые акты органов центральной власти – в хронологической или алфавитной последовательности;

 2) нормативно-правовые акты субъектов и местных органов самоуправления – в хронологической или алфавитной последовательности;

 3) ведомственные нормативно-правовые акты – в последовательности по подчинённости;

 4) официальная статистическая информация – общая и по разделам (отраслям экономики);

 5) документы и материалы государственных архивных учреждений – в хронологической последовательности;

 6) книги и статьи на русском языке (языке письменной работы) – в алфавитной последовательности фамилий авторов;

 7) книги и статьи на иностранных языках – в алфавитной последовательности (для каждого алфавита).

                          III. ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • На выступление отводится не более 5-7 минут.
  • Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков:

         Первая часть кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.

Очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории. Вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объёму, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание должно быть обращено на итоги проведённого исследования, на личный вклад в него автора. Необходимо подчеркнуть, в чём состоит новизна предлагаемой вами работы. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы не должны перегружать выступление и должны быть видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного учёного.

Краткий обзор литературы по рассматриваемому вопросу позволяет считать задачу создания управляемого статического компенсатора реактивной мощности вполне актуальной. В связи с такой постановкой вопроса рассмотрение работы преобразовательных схем с одноступенчатой искусственной коммутацией в режиме преобразователя-компенсатора представляет несомненный интерес. Таким образом, краткий обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что исследователи добились определенных успехов в постановке и разработке проблем социалистического соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оформлению исследовательских работ

Многие считают, что правильное, в соответствии с требованиями оформление, это не обязательная формальность. На самом деле к оформлению предъявляют особые требования ко всем, как к тем, кто заним...

Методические рекомендации по выполнению исследовательской работы

Настоящее методическое пособие представляет собой методические рекомендации по выполнению исследовательской работы, в котором представлен справочный материал, словарь научных терминов, основные виды и...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении (в том числе в ...

Рекомендации к оформлению исследовательской работы

Рекомендации к ведению школьных исследовательских работОбщая информацияУ начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления научной работ...

Методические рекомендации к выполнению исследовательской работы по УД "Химия" для студентов 1 курса

Исследовательская работа – самостоятельная научная работа студента, содержащая систематизированные сведения по определенной теме дисциплины. Данный вид деятельности направлен на закрепление, угл...

Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся по математике

Количество и назначение ученических тетрадей, требования к ведению тетрадей, порядок и сроки проверки письменных работ, оформление решений заданий по математике...

Методические рекомендации по созданию исследовательской работы "Мой родственник - участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг"

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...