"Повышение мотивации школьников к изучению английского языка через социокультурную направленность обучения"
материал по теме

Матвеева Ольга Васильевна

Выступление на ШМО по теме самообразования (2008-2009 учебный год)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sociokulturnoy_kompetencii.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО по теме

самообразования

«Повышение мотивации школьников к изучению

 английского  языка через социокультурную

направленность обучения»

2008 – 2009 учебный год

Из опыта работы  по теме самообразования

«Повышение мотивации школьников к изучению английского  языка через социокультурную направленность обучения»

Я работаю по этой теме самообразования уже несколько лет. Она представляется мне интересной т.к. помогает приобщить школьников к культуре страны изучаемого языка и имеет, одновременно, воспитательную направленность. Более того, эта тема предполагает широкий спектр внеклассных мероприятий, которые можно проводить в рамках предметной недели и которые вызывают интерес у учащихся.

Я работаю по УМК «Happy English.ru»  под редакцией К.Кауфан и М.Кауфман. Основной спецификой данного УМК является его социокультурная и воспитательная направленность. Эти две позиции рассматриваются как взаимозависимые и взаимообусловленные. Конечной целью является формирование социокультурной компетенции учащихся. Прежде всего, необходимо объяснить, как авторы понимают термины «социокультурная осведомленность», «социокультурные знания» и «социокультурная компетенция». В данном случае авторы основываются на понимании и толковании этих терминов, изложенных в научных работах В.В.Сафоновой и Е.Н.Солововой. Социокультурная осведомленность рассматривается как ознакомление учащихся с разрозненными сведениями о стране изучаемого языка и формирование у них первичных представлений о культурных особенностях данной страны и общения на языке данной страны. Социокультурные знания предполагают большую системность в плане изучения аспектов культуры во всем многообразии ее понимания, то есть взаимосвязи и взаимообусловленности географического положения, климата, развития национальных языков, истории, искусства, социальной и политической структуры общества, быта, менталитета, норм поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения и т.д. Социокультурная компетенция, прежде всего, рассматривается как готовность и способность:

  1. находить  общее и культуроспецифическое в моделях развития страны изучаемого и родного языка в тот или иной период;
  2. находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках;
  3. строить речевое взаимодействие в устной и письменной форме в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом специфики речевой ситуации.

Таким образом, в процессе обучения иностранному языку осуществляется постепенный переход от социокультурной осведомленности учащихся к формированию у них социокультурной компетенции.

В 5-6 классах авторы УМК намеренно отходят от термина «социокультурная компетенция», поскольку считают задачу нереальной для учащихся данного возраста и уровня владения иностранным языком, особо принимая во внимание то, что у многих учащихся общеобразовательных учреждений нет соответствующих представлений, знаний, навыков и умений на родном языке. Поэтому на данном этапе учащиеся только знакомятся с бытом, реалиями и культурой современной Великобритании, а также ее историческим прошлым.

В 7-8 классах уже можно говорить о начале формирования социокультурной компетенции учащихся, что выражается в следующем:

- Учащиеся ориентируются не просто на заучивание страноведческой информации, но на анализ культурных особенностей истории, быта, поведения людей разного возраста и разных социальных групп в Англии, а также на сравнение культурных особенностей родной страны и страны изучаемого языка.

- В процессе чтения и аудирования страноведческих и культуроведческих

текстов учащиеся развивают такие важные навыки и умения, как умение аннализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, суммировать информацию, определять отношение разных людей к одним и тем же событиям, явлениям, фактам.

- В процессе говорения и письма, а также выполнения упражнений, направленных на развитие данных речевых умений, учащиеся овладевают формулами вежливости, осваивают нормы оформления устных и письменных текстов, соответствующих ситуации учебного общения.

- Учащимся также предлагается постоянно систематизировать получаемые страноведческие знания и культуроведческие умения, в том числе и с опорой на опыт изучения других учебных предметов.

Решению задач расширения страноведческих знаний и социокультурных умений служат постоянные рубрики  УМК: Friends, English in focus.

Рубрика Friends знакомит учащихся со словами, которые пришли в русский язык из других языков, в том числе из английского. При этом они сохранили то же звучание и значение, что и в языке оригинала.

Рубрика English in focus знакомит учащихся с историей Великобритании, разъясняет особенности употребления некоторых слов, аббревиатур и выражений.

С помощью рубрик учащиеся знакомятся с особенностями иноязычной культуры, учатся не только достигать основной цели коммуникации - понимания, но также с уважением относиться к иноязычной культуре и осознать разницу культур.

Формирование социокультурной компетенции учащихся осуществляется не только на уроках, но и во внеклассной деятельности. Интересным для детей является изучение популярных праздников в Великобритании и США. Для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка я готовлю внеклассные мероприятия по данной теме: устный журнал, конкурс кроссвордов, поэтический конкурс (перевод и художественное оформление стихотворения с чтением наизусть), литературная эстафета (литературный перевод художественного текста, связанного с темой), командные соревнования “Merry Competitions” и т.п. Подобные мероприятия имеют социокультурную направленность т.к. более подробно знакомят учащихся с особенностями культуры англоязычных стран, приобщают к их традициям, расширяют кругозор. Мною разработаны и проведены несколько внеклассных мероприятий по теме «Праздники и традиции», в которых освещены праздники День Святого Валентина (St. Valentine’s Day), Пасха (Easter), Хеллоуин (Halloween), День Благодарения (Thanksgiving Day). Эти мероприятия проводились в рамках предметной недели.

В апреле 2008 года ученицы 8Б класса Циммерманн Екатерина и Чернова Екатерина приняли участие в конференции «Исследовательская деятельность учащихся на уроках английского языка», которая проходила в рамках городского семинара в средней школе №6. Они собрали и обобщили материал по теме «Праздники и традиции в англоязычных странах». Выступление сопровождалось презентацией PowerPoint. Это был мой первый опыт использования ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Данное выступление  предназначено для учителей инностранного языка....

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...

Проект по теме « Повышение мотивации учащихся к изучению татарского языка через театральную деятельность»

Проектпо теме« Повышение мотивации учащихся к изучению  татарского языка  через театральную деятельность»...

Мастер-класс на тему «Рефлексивно-сотворческие практики как способ повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.»

Данный мастер-класс предназначен для педагогов различных предметных направлений, молодых специалистов, наставников, методистов, заместителей директоров по методической работе, на примере учителей инос...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....