« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»
материал по немецкому языку

Флюра Хаббаровна Сакинова

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            « Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»  

                     Дети приступают к изучению немецкого языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе какие это будут уроки и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков является организация обучения подростков с помощью игр.                                                                        Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.                                                                                                Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой  деятельности.

На начальном этапе обучения иностранный язык хотят учить все и берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляется усталость и скука. Интерес к предмету падает, а результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога — постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к  уроку.Игра  многократно увеличивает эффективность самого урока создает      

условия для раскрытия личности учащегося развитие изобретательных и  творческих способностей ученика. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, тразрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен  быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Я в своей практике на начальном этапе, начиная со 2 класса,  использую игру «Корреспондент», где дети открываются и чувствуют себя свободно. Они сами выступают в роли корреспондента и общаются друг с другом. Задают друг другу отработанные вопросы, такие как: Wie heißt du? Wie heißen Sie? Woher kommst du? Woher kommen Sie? Wie alt bist du? Wie alt sind Sie?, соблюдая при этом правила культуры общения как друг с другом, так и со взрослыми, употребляя слова: Sage bitte! Sagen Sie bitte!

С первых уроков при знакомстве с самыми первыми иноязычными фразами «Guten Tag! Ich heiße … Und wie heißt du?“, дети любят играть в «Учителя», где стараются передать все манеры, жесты своего учителя.

Обращение к играм, к сказкам на уроке немецкого языка поддерживает интерес детей к предмету, тем самым повышается эффективность усвоения материала.

Младшие школьники любят поиграть, изобразить роль любого сказочного  персонажа. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый

лексический материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. Можно устраивать инсценировки, костюмированные шоу. А можно, используя          

воображение и приобретенные УУД, сочинить сюжет самим и инсценировать свою сказку. Учитель же, реализуя новые стандарты обучения иностранным

языкам, является в этом случае помощником и консультантам. Дети заранее                            готовят маски выбранных персонажей, учат веселые песенки, стишки и рифмовки, развешивают свои рисунки, изображающие героев каких-либо   сказок.

Можно использовать такие виды ролевых игр, в которых у детей возникает потребность озвучить роли интересных для них персонажей. Наиболее подходящими являются для этого пальчиковые фигуры, изготовленные самими детьми. Пасхальный заяц, бременские музыканты, солнце и луна, забавные собачки и кошечки, надетые на палец, хотят рассказать о себе, познакомиться с другими, спеть песенку, рассказать стихотворение. При этом в центре действия остается сам ребенок, именно он является главным героем во множестве историй.

Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Игру можно рассматривать и как упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство

активизации лексики, грамматики, отработки произношения.

Используемые  игры я адаптирую исходя из возраста и уровня знаний детей. При подготовке к игре необходимо еще раз подчеркнуть, что мы учимся общаться, а не просто говорить на немецком языке. Более того, мы учимся вести себя в различных жизненных ситуациях. Современные методики позволяют учителю строить ход урока самостоятельно исходя из заданной темы. Считаю, что использование этих и многих других игровых упражнений помогает учителю сделать урок эффективным , интересным и ,что не мало важно, показываем практическое применение немецкого языка и повышаем мотивацию. В заключении, хочется сказать, что:

  • обучение школьников иностранному языку в начальных классах  приобретает все большее значение;
  • наиболее эффективными приемами обучения является использование игровых моментов, пословиц, песен, стихотворений;
  • все аспекты языка играют важную роль при обучении и должны          усваиваться во взаимосвязи;
  • с самого начала обучения иностранного языка необходимо создать              положительную мотивацию.

Задача педагога состоит в то, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках.

Игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Приложение 

Игры для младших школьников:      

Игра: Угадай, кто это (Wer ist das?)?

Выбирается водящий, который встает спиной к классу. Он должен отгадать, кто до него дотронулся:

Водящий: Ist das Sweta?

Если он отгадывает, то ребята отвечают: - Ja, das ist Sweta! и дотронувшийся становится ведущим;

Если нет, то ребята отвечают: - Nein, das ist nicht Sweta! и ведущий пробует отгадать еще раз.

Игра: «Узнай, кто это?»

У учителя в мешочке фигурки животных. Дети, с завязанными глазами, поочереди достают их из мешка, отгадывая, кто это. Ребенок говорит: «Ist das ein Hase?» Дети подтверждают «Ja, das ist der Hase» или отрицают: «Nein, das ist kein Hase». Водящий повторяет попытку. То же самое можно провести и с картинками на любую тему, развесив их на доске, и спросить ««Ist das ein Hase?»и дети дают либо положительный ответ, либо отрицательный.

Игра «Фокусы»

На столе лежит платок, учитель показывает один предмет, например, карандаш, спрашивает:

«Was ist das?» Дети: „Das ist ein Bleistift“

Учитель, положив его под платок, произнесѐ т «Волшебные» слова. Затем открывает платок: на столе два карандаша и говорит: «Das sind die Bleistifte» И так далее.

«Поменяйтесь местами»

Дети встают в круг. В руках у них карточки с изображением животных. Учитель называет двух животных. Дети, имеющие карточки с изображением этих животных, меняются местами. Игра проводится в быстром темпе. “Сколько бусинок здесь??”

Учитель готовит заранее небольшую пластмассовую коробочку, в которой находятся бусинки. По команде учителя: “Macht die Augen zu!” дети закрывают глаза. Учитель бросает в коробочку бусинки. Дети по звуку определяют количество упавших бусинок. По команде: «Macht auf!”

«просыпаются» и отвечают на вопрос: “ Wie viel?”.

«Лучшие»

Pазбить группу на 2 – 3 команды, построить их в колонку и по команде «На старт» начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды, а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе, чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими командами.

«Угадай животное»

Учитель готовит мешочек или коробку, где лежат игрушки-животные. Он предлагает детям определить животное на ощупь и назвать его. Если ученик правильно называет слово, становиться водящим.

«У кого есть семья?»

Дети играют парами. Один из партнеров встает спиной к классу, второй за его спиной говорит, изменив голос: “Ich habe eine Mutter, einen Vater, einen

Bruder”. Учащиеся хором задают вопрос: “Wer hat eine Mutter, einen Vater, einen Bruder ?” Первый учениk угадывает своего партнера по голосу и отвечает:”Mischa hat eine Mutter, einen Vater, einen Bruder ”. Изменение голоса внесет в игру дополнительный интерес.

«Der lustige Ball»

Учащиеся встают в круг. Учитель – в центре с мячом. Учитель бросает мяч и называет любое немецкое слово (можно как из пройденной лексики, так и новые слова), ребенок ловит мяч и называет букву, с которой начинается это слово, возвращая мяч учителю.

«ABC»

Ученики делятся на 2 команды. На доске висят 2 плаката. На каждом нарисован домик с 26 окнами (можно обыкновенный квадрат нарисовать и в нем спрятать буквы). Каждое окно – ячейка для буквы алфавита, но не все ячейки заполнены - есть пустые клетки для пропущенных букв. Ученики выходят по одному к доске и выстраивают алфавит. Оценивается быстрота и правильность выполнения задания.

«Der schönste Baum»

На доске нарисованы деревья (по одному для каждой команды), которые растут в волшебном лесу. Его плоды (рисунки) – яблоко, кот, солнце, лев и т.д. по лексике, изученной учениками. А под деревом буквы, осыпавшиеся с деревьев. Участникам необходимо прикрепить буквы к соответствующему слову, с которого оно начинается.

«Guten Morgen!»

К доске выходит 1 ученик и поворачивается спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из учеников и он говорит водящему: «Guten Morgen, Kolja!». Водящий, узнав голос одноклассника, отвечает: «Guten Morgen, Mascha!». Теперь Маша становится водящей и игра продолжается. Для того, чтобы труднее было отгадать, ученики могут менять голоса. На самых первых уроках используются фразы приветствия и прощания.

«Цифры»

Данная        игра        очень        хорошо        тренирует        навыки        счета        учащихся.        Нужно выполнять следующие задания:

  • назвать числа, которые делятся на 2, 3
  • посчитать через один
  • назвать все чётные числа
  • обратный счёт

«Kreis»

Учащиеся садятся в круг. Учитель начинает игру с фразы «Ich heiße…»Ученик, сидящий слева, продолжает «Er heißt … Ich heiße…» Таким образом, каждый участник игры называет всех предыдущих и себя.

«Farben

Вы называете по-немецки цвет, например, rot. Дети должны найти на своей одежде, или в кабинете названный цвет, прикоснуться к нему и повторить его название.

«Obstsalat» («Фруктовый салат»).

Дети сидят кругом. Каждому ребенку дается название фруктов. Один стоит в центре и выкрикивает 1-2 сорта. Дети должны поменяться местами. Ведущий

тоже пытается занять место. Кто не нашел место становится ведущим. Если прозвучит слово «Obstsalat», все должны поменяться местами.

Эту игру можно применять к различным темам при изучении лексики, например «Verkehrsmittel», «Tiere», «Gemüse», «Geschirr».

Разминка

Mit den Händen klapp, klapp, klapp, Mit den Füssen trapp, trapp, trapp, Einmal hin, einmal her,

Rundherum, das ist nicht schwer. Mit dem Köpfchen nick, nick, nick, Mit dem Finger tick, tick, tick, Einmal hin, einmal her, Rundherum, das ist nicht schwer.

«Mamory» («Память»).

В игре применяют парные карточки, на одной карточке – изображена картинка, на другой – слово к данной картинке. Все карточки раскладываются на столе рядами изображениями вниз. Дети по очереди переворачивают пару карточек, обязательно читают слово или называют то, видят на картинке. Если изображение картинки совпало со словом, игрок забирает себе данную пару и имеет право на дополнительный ход. Если не совпадает, карточки переворачиваются и кладутся на прежнее место. Ход переходит к следующему игроку.

«Meine Tante Lo macht es immer so» («Моя тетушка Ло всегда делает так»).

Все стоят в кругу. Ведущий говорит: «Meine Tante Lo macht immer so» и показывает любое движение. Все повторяют. Следующий говорит те же слова и вводит новое движение и т.д.

«Das Wetter ist schön. Was mache ich?» («Погода хорошая! Что я делаю?»). Все идут друг за другом в круге. Учитель начинает игру: «Das Wetter ist schön. Was mache ich? Ich schwimme.» и выполняет движения пловца. Все повторяют движения. «Und du, Olja?» Оля говорит «Ich spiele Tennis» и показывает соответствующее движение, все повторяют. «Und du, Oleg?». Возможные фразы:

Ich laufe Schi.

Ich laufe Schliffschuh. Ich spiele Fussball.

Ich gehe spazieren. Ich laufe.

Ich springe.

«Живая азбука» («Menschen-ABC»)

Необходимо приготовить 26 букв на отдельных карточках в двух экземплярах. Учащиеся делятся на 2 команды. Из каждой команды по 1 ученику берут карту с буквой и занимают место в своей команде согласно месту в алфавите. Если количество игроков небольшое, можно регулировать количество букв в игровом наборе.

«Buchstaben - Bingo» («Буквенное Бинго»). Материал: каждому игроку необходим лист бумаги и ручка; ведущему – дикторский текст.

Ход игры: каждый игрок рисует рабочее поле – квадрат из 9 секторов (показать на доске)

Учащиеся записывают на своем рабочем поле любые буквы (большие и маленькие) в каждый квадрат. Ведущий, первый раз учитель, а потом ученики, объявляет случайные буквы в разном порядке. Игроки вычеркивают на своем поле те, что были названы. Участник, у которого вычеркнуто наибольшее количество букв и является победителем. По аналогии буквенного бинго проводится числовое бинго с целью тренировки называния чисел на определенном секторе: от 0 до 10, от 10 до 100

« Кто быстрее?»

Учащимся раздаются по 3-5 карточек с буквами и предлагается внимательно их рассмотреть. Затем учитель называет букву, а те, у кого есть карточка с

названной буквой, быстрее ее поднимают и показывают остальным.

Запоздавший участник игры не имеет права поднять карточку. Преподаватель проходит между рядами и собирает карточки. Выигрывает тот, кто быстрее других остается без карточек.

«Цифры»

Детей разбить две команды. Справа и слева на доске записывается вразброску одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой.

Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

«Цвета»

Ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

«Больше слов»

Образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее

количество слов. Игру можно проводить и в письменной форме.

Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при

подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»

На мой взгляд,в  использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...