Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.
статья по немецкому языку на тему

 

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся и позволяют добиться больших результатов в процессе обучения иностранным языкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

        Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением  аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д. Существующие сегодня в продаже компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям школьных программ, они предназначены, в основном, для индивидуальных занятий, для самостоятельного изучения иностранных языков.  И, в то же время, без опытного преподавателя такой способ изучения языка является мало эффективным. Такие компьютерные программы, как   «Professor Higgins», «Немецкий для школьников», немецко-русский словарь "Polyglossum" и другие позволяют сделать процесс изучения иностранного языка более доступным и увлекательным. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке как вспомогательное  средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут. Уроки с применением компьютерных программ отличаются  своим разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет  свои умения, азарт соревнования заставляет  его добиваться лучших результатов.     Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей.  Некоторые учителя скептически относятся к такой методике: “Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видеопрограмм, да, и лучше самого учителя никто не научит”. Возможно, они правы. Но я и не говорю, что живого учителя надо заменить на электронного. Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся,  компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет.

        В образовательном процессе ИКТ используются

-для диагностики качества образования (тесты);

-для подготовки презентаций и докладов, выступлений (электронные энциклопедии);

- как средство наглядности на уроках при введении нового материала  (мультимедиа, видео, компакт-диски)- в предтекстовых упражнениях при обучении чтению (компьютер)- при обучении фонетике (использование обучающих программ: Профессор Хиггинс « Немецкий без акцента»,  

-для  перевода текстов (электронные словари):

-при изучении лексики.

     При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д.,

-для отработки произношения.

        Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых   видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу . Правда, такой вид работы требует много времени, но, всё же, несколько минут урока можно посвятить этой работе, тем более, что она имеет положительный результат. А во внеурочное время или дома при наличии необходимых условий можно тренироваться дольше. Многие компьютерные программы позволяют работать с микрофоном, но наиболее подходящая, на мой взгляд, обучающая программа "Профессор Хиггинс".  Она полезна как на начальном этапе обучения немецкому языку, так и на последующих этапах.  Я использую эту программу на уроках во время фонетической зарядки, разучивая пословицы, поговорки, рифмовки, например:

- для обучения диалогической речи.

 I - этап - знакомство с диалогом. 

II - этап - разучивание диалога.

     При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: gern, hast, was, du ? Ученик  наводит стрелку  на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение Was hast du gern? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.

III - этап - инсценирование диалога. 

     Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

        Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения  всех   диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации)  и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию. 

 

- для  обучения письму.

     Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание немецких слов и освоение  клавиатуры.  Компьютерная обучающая программа "Немецкий» помогает решить эти задачи. Почти каждое задание  предусматривает печать на клавиатуре немецких слов и предложений 

- для  отработки грамматических явлений.

        Все обучающие компьютерные программы  так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур.     В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.

        Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал.

Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка

        Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.        Помимо применения   компьютерных технологий  использую в своей работе  метод проектов при изучении иностранного языка. Я работаю в сельской школе с учениками разного уровня языковой подготовки. При изучении иностранного языка они не имеют возможности общаться с носителями языка, слышать настоящую, живую немецкую речь, использовать полученные знания на практике. Чтобы ребята не потеряли интерес к изучению иностранного языка, я стараюсь создать им условия для совместной учебной деятельности. Проектный метод позволяет проводить обучение с увлечением, поддержать и повысить интерес к изучению иностранного языка, преодолеть инертность и безынициативность учащихся на уроках. В проектах доминирует творческо-информационная направленность, так как они имеют целью сбор  информации по какой- либо теме, затем ознакомление с  этой информацией (облекаемой в определённую форму- газета, коллаж, реферат, макет).  На начальном этапе работы над проектом мы используем ассоциограммы, которые позволяют  собрать все мысли по данной теме воедино. Существует несколько видов  ассоциограмм.  Я чаще других использую « солнышко». В середине листа пишу ключевое слово, вокруг мысли, которые приходят в голову учащимся при этом слове. Пока  никакого разделения на важные и неважные:

                                   покой             война

семья                                                                        терпение

     сила                              Мир                            понимание

                               

  молодёжь                                                               дом....

                             

                                        усилие        природа

Ассоциограмма даёт возможность выделить эти мысли. Мир - что это для меня значит...

Мир - что может его разрушить…

Мир – как можно его сохранить…

Иногда на определённую тему приходит столько мыслей, что не знаешь, с чего начать и, вообще, о чём говорить. Поэтому надо научить учащихся разбираться в этом хаосе и привести его в порядок. Для этого использую  следующие возможности:

 - прошу учеников назвать противоположности: виды спорта, которые  они любят и не любят; домашних и диких животных.

- делю класс на маленькие группы, так как ощущение защищённости, семейной атмосферы повышает творчество, можно расслабиться, двигаться, громко говорить, смеяться, активизируется производственная деятельность благодаря повышенной ответственности за плод общего труда;

-дифференцирую задания по степени их сложности и заинтересованности, а также оказываю со своей стороны дифференцированную помощь. При такой форме работы  успех неизмеримо сильнее.

         Предлагаю вниманию работу над проектом «Meine Schule- wie ist sie?»

 Цель работы: рассказать о прошлом и настоящем школы, о её традициях, выразить своё отношение к ней, отразить жизнь учащихся в школе как во время уроков, так и вне занятий.

 На организационном занятии дети 6-ого  класса поделились на группы. После совместного обсуждения темы каждая группа получила своё задание. Решили, что можно:

а) подготовить видеофильм о жизни современных школьников на уроках, занятиях кружков;  

в) сделать фотоальбом, рассказывающий о культурной и спортивной жизни школы;

с) составить макет о школе своей мечты.

         Каждая группа выполняла намеченные заранее задания: собирала материал, фотографии по теме, брала интервью у учащихся, учителей, писала реферат, комментарии к анкетам учащихся об их отношении к школьным предметам, музыке. Мною, как учителем, проводились консультации детей, исправлялись ошибки.

Итоговое занятие -  презентация проекта.

                 Данные практические методы позволяют подойти учащимся к делу изучения иностранного языка более  сознательно и уверенно.

 И тот, кто научился учиться, знает, как действовать дальше, когда нет больше уроков иностранного языка и учителя рядом.

                                   Список литературы

  1. Бим И.Л., Бибалетова М.З. Возможные формы и содержание курсов обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностр. языки в школе. 1991. № 2.
  2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1999.

 3.  Buttner S., Kopp G., Alberti J. Tamburin, Max. Neuner, H. Hunfeld. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Eine Einfuehrung. Berlin/Muenchen: Langenscheidt, 1993.

4.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации к изучению английского языка через переписку с зарубежными сверстниками»

В статье представлен опыт переписки с зарубежными сверстниками....

Повышение мотивации к изучению английского языка через внеклассную деятельность.

Изучение английского языка само по себе представляется довольно трудным делом. Особенно в коррекционной школе, где учатся не простые дети.  У них есть проблемы со здоровьем, в том числе ре...

Развитие личности учащегося и мотивации к изучению немецкого языка через международный школьный обмен

В статье анализируется роль международного школьного обмена и международных проектов в развитии личности учащегося.  Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и с...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....

« Формирование положительной мотивации к изучению немецкого языка через использование современных образовательных технологий»

Главная цель – научить школьника учиться. А научиться нужно многому, и прежде всего умению трудиться, трудиться осмысленно, результативно и творчески, создавая организационно-педагогические усло...