Домашнее задание - компонент урока русского языка
материал на тему

выступление на МО учителей гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_zadanie_-_komponent_uroka_russkogo_yazykadocx.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ—КОМПОНЕНТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса зависит от того, как решаются конкретные вопросы, связанные с организацией и содержанием урока, и в немалой степени с организацией домашних заданий школьников и контролем за их исполнением.

Домашнее задание по русскому—традиционный компонент обучения, позволяющий соединить образовательные и воспитательные задачи. Решению образовательных задач способствует реализуемая с помощью домашнего задания возможность закрепить изучаемый материал как теоретический, так и практический. Школьники учатся применять изучаемые по русскому языку правила к конкретным случаям в условиях самостоятельной работы, а это требует от детей усидчивости, старательности, внимания и других личностных качеств. Ученик приобретает необходимые умения в процессе учебной деятельности как в классе, так и дома. В то же время выполнение требований учителя относительно д/з может способствовать воспитанию необходимых качеств у учащихся.

Рассмотрим вопрос о содержании д/з по русскому языку, составными частями которых являются теоретические знания по изучаемому материалу и практические умения применять эти знания на примере традиционного задания по русскому языку.

Учащиеся 6-го "класса записывают в дневник: параграф, упражнение. Параграф указывается для того, чтобы учащиеся ориентировались в теме и закрепили теоретическую часть изучаемого материала, знание которого позволяет ученику успешно выполнить упражнение.

Необходимость выполнить упражнение строго по образцу потребует от учеников внимания, сосредоточенности, аккуратности. Д/з такого содержания подтверждает принцип обучения от теории к практике.

Следует заметить, что в рамках традиции д/з по русскому языку могут варьироваться от следующих условий:

  1. от характера основного задания (полное списывание, постановка пропущенных букв, выписывание, разборы и т.д.);
  2. от наличия и характера дополнительных заданий (подчеркнуть, выделить и др.);
  3. от установки на творческое задание;
  4. от объема упражнений;
  5. от содержания дидактического материала;
  6. от доли самостоятельности, вносимой учеником в выполнение работы (работа по образцу, по алгоритму, со справочным материалом к упражнению, по вопросам, со словарем и т. д.

Учитывая две стороны в содержании д/з: познавательную и практическую, следует также сказать о третьем важнейшем компоненте любого д/з—воспитательном. Продумывая содержание д/з, необходимо учесть, будет ли оно посильным, интересным, в то же время потребует ли

оно от ученика проявления определенных свойств личности: трудолюбия, настойчивости и др.

Следовательно, содержание д/з должно отвечать трем условиям, составляющим образовательно-воспитательный процесс:

  1. приобретение знаний;
  2. формирование умений;
  3. воспитание личностных качеств.

Анализ позволяет утверждать, что не все резервы повышения эффективности домашней учебной работы школьников используются в практике, хотя требования, предъявляемые к современному уроку, распространяются и на организацию домашней работы по учебному предмету.

На чем основывается интерес ученика к д/з ?

Не всех учащихся удовлетворяет формула: чем меньше, тем лучше. Одних пугает необходимость выполнять слишком большое упражнение или упражнение с большим числом заданий, записывать свои примеры или выполнять творческую работу; другие, наоборот, охотно выполняют именно упражнения большого объема, особенно творческого характера, или составляют таблицу, чтобы обобщить учебный материал.

Количество упражнений и их характер, соответствующие требованиям того или иного ученика, и в то же время требованиям учебного процесса, во многом зависят от сформированности интереса школьника к учебным занятиям, общего уровня развития и воспитания. Учитывая, что интерес— важнейший фактор успешности обучения, преподаватель сможет удовлетворить запросы детей в отношении д/з, если:

  1. продумает систему индивидуальных заданий с учетом особенностей учащихся данного класса;
  2. будет использовать в учебной работе те задания, которые рассчитаны на развитие у школьников навыков глубокого осмысления учебного материала;
  1. применит разнообразные формы заданий.

Можно предложить учащимся следующие индивидуальные задания:

  1. составить словарик, например, из слов, характеризующих положительное отношение к труду;
  2. выполнить рисунки (например, создать рисунки, раскрывающие значение многозначного слова);
  3. собрать наглядный материал к сочинению (например, к сочинениям-описаниям животного, помещения, памятника).

Интерес к д/з можно повысить за счет предоставленного выбора: посмотреть оба задания, сопоставить их, отобрать в большей степени приемлемое. Это—положительный факт обучения, усиливающий осознанность при выполнении работы.

На выбор можно предложить разные по характеру задания: поэтический текст небольшого объема, но насыщенный изучаемыми орфограммами, и задание: составить таблицу на изученный орфографический материал и

подготовить устное высказывание лингвистического плана. Проверка того и другого задания позволит полнее выявить уровень осознания учебного материала учащимися класса. Учебник тоже предоставляет возможность выбора.

Воспитанию интереса к предмету служат упражнения, содержащие в себе элементы новизны, требующие творческого подхода. С целью создания познавательной активности важно прокомментировать упражнения соответствующим образом. Например, эмоциональным толчком к выполнению упражнения орфографического характера может послужить замечание учителя: «Решите орфографическую задачу: е или и в окончании? Чтобы решить ее правильно, нужно помнить о ряде условий. Постарайтесь не ошибиться.»

Учителю нужно живее откликаться на важнейшие события дна, недели, месяца в жизни страны, в мире, привлекая к ним внимание учащихся специально организуемыми заданиями.

Использование прессы, передач радио и телевидения, публикаций в газетах и журналах как особого вида дидактического материала для работы дома важно потому, что самостоятельная работа учащихся дома является связующим звеном между занятиями на уроках и досугом детей.

Домашнее задание следует рассматривать как средство подготовки к самообразованию. Поэтому полезно ориентировать учащихся на наблюдение, анализ, сравнение, посредством таких заданий, как: «Понаблюдай...», «Сравни...», «сопоставь...», «Обобщи...», «Проверь себя...».

Организация домашнего задания.

Учитель продумывает д/з учащихся заранее. Это позволяет ему определить место этапа «задавания» д/з в структуре урока. Чаще всего это происходит на заключительном этапе, но можно задавать д/з и на любом другом этапе урока.

Для правильного понимания учащимися сущности задания и порядка его выполнения нужно обязательно посоветовать учащимся, каким способом может быть выполнено задание и какова последовательность работы. Учитель может напомнить учащимся о тех моментах в уроке, которые непосредственно связаны с выполнением д/з. Следует указывать рациональные приемы использования учебника, справочников, словарей при подготовке д/з, а также то, к каким справочным материалам можно прибегнуть в случае затруднения и где их взять. Учитель может указать ориентировочное время на выполнение каждого задания. Это дисциплинирует учащихся, способствует возникновению у них потребности выполнить работу в определенный срок.

Эффективность выполнения д/зависит от того, как контролирует учитель домашнюю подготовку ученика. Д/з следует проверять систематически с помощью различных методов проверки. Если д/з не проверяется, то снижается интерес к его выполнению, а следовательно, и к качеству, так как неясны мотивы его выполнения, ведь оно не потребовалось на следующем уроке.

Необходимо так организовать проверку, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности. Домашняя работа, вовремя и тщательно проверенная, позволяет ученику судить о том, сделал ли он шаг вперед в развитии или стоит на месте.

Время на проверку д/з регламентировано. Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки. Формы проверки могут быть разнообразными (фронтальная беседа, воспроизведение теории с приведением примеров, проверка упражнения и др.) Кроме традиционных форм проверки можно рекомендовать :

-самопроверку учениками своей работы, т.е. сверку с ответами, заранее приготовленными на доске;

-взаимное рецензирование работ, когда они меняются тетрадями и оценивают выполнение заданий друг у друга с последующим обсуждением текущих ошибок;

-проверку с помощью сильных учащихся еще до начала урока готовности учащихся в целом, а также отдельных учащихся к уроку.

Методически целесообразное регламентирование домашней нагрузки в учебном процессе по предмету, целесообразность и обоснованность выбора заданий, правильно поставленный контроль за выполнением работы способствует проявлению учеником положительных качеств: ответственности, любознательности, развитию мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное домашнее задание на уроке иностранного языка .

Личность учителя ,его профессиональная компетентность ,социальная зрелость и духовное богатство - важнейшее условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся на уроке иностранн...

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка...

Домашнее задание 18.02 русский язык

Работа с текстом художественного стиля по материалам пособияГ.Т. Егораевой...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:во-первых, включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духов...

Доклад "Творческое домашнее задание на уроках немецкого языка при реализации ФГОС"

Для того, чтобы домашнее задание стало эффективным инструментом достижения результатов обучения, необходимо соблюдать определенные правила. Домашнее задание может стать ситуацией, мотивирующей ребенка...

Выступление на II районном Фестивале методических идей с представлением опыта по теме: «Нетрадиционные формы домашних заданий на уроках английского языка»

Выступление на II районном Фестивале методических идей с представлением опыта по теме: «Нетрадиционные формы домашних заданий на уроках английского языка»...

Шесть интересных способов проверить домашнее задание на уроке иностранного языка

Данная статья содержит описание возможных способов проверки домашнего задания на уроке иностранного языка....