Доклад "Творческое домашнее задание на уроках немецкого языка при реализации ФГОС"
статья по немецкому языку

Иванова Ирина Юрьевна
Для того, чтобы домашнее задание стало эффективным инструментом достижения результатов обучения, необходимо соблюдать определенные правила. Домашнее задание может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать разнообразные приемы. В рамках реализации ФГОС нового поколения домашнее задание предусматривает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческое домашнее задание на уроках немецкого языка при реализации ФГОС

Сообщение учителя немецкого языка И. Ю. Ивановой.

Для того, чтобы домашнее задание стало эффективным инструментом достижения результатов обучения, необходимо соблюдать определенные правила. Домашнее задание может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать разнообразные приемы.

В рамках реализации ФГОС нового поколения домашнее задание предусматривает достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Для того, чтобы ДЗ стало эффективным инструментом достижения этих результатов обучения, необходимо соблюдать следующие правила:

- для задавания на дом необходимо отводить специальное время (большинство учителей дает ДЗ в конце урока, но это можно делать и в начале, и в середине);

- давать ДЗ следует при полном внимании всего класса;

- содержание ДЗ должно быть понятно всем без исключения;

- ученик должен не только знать, что делать, но и как делать, т.е. у него должен быть четкий алгоритм выполнения ДЗ. Но, чтобы ребенок научился пользоваться алгоритмами, необходимо вести четкую, продуманную работу на уроке и нельзя жалеть на это времени;

- каждое ДЗ должно быть своевременно проверено, иначе оно теряет смысл;

- ДЗ целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» -обязательные для всех и рассчитанные на учащихся, особо интересующихся предметом и имеющих к нему склонность;

-  ДЗ не должно вызывать у учащихся отрицательных эмоций.

При подаче ДЗ учителю необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся. ДЗ можно давать на трех уровнях:

1 уровень: обязательный минимум – то, что абсолютно понятно и доступно всем;

2 уровень: тренировочный – для учащихся, без особых трудностей осваивающих программу и желающих хорошо знать предмет;

3 уровень: творческий – выполняется по желанию, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изученной темы.

Домашнее задание может стать ситуацией, мотивирующей ребенка к изучению материала. С этой целью можно использовать такие приемы, как:

Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особого задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению ученика воспользоваться этим правом.

Идеальное задание. Задания никакого нет, но функция домашней работы выполняется. Детям предлагается выполнить работу по их собственному выбору и пониманию. Одни просто выполнят упражнения из учебника, другие составят свои примеры с изученными словами или нарисуют иллюстрации к ним.

Угадай задание. Как вы думаете, каким будет ДЗ?

Творческое домашнее задание. Составить кроссворд для одноклассников, написать сочинение, сделать презентацию и т.д.

Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.

Задачи использования творческого ДЗ:

  • расширить возможности самостоятельной творческой деятельности;
  • создать условия для приобретения навыков свободного ориентирования в информационном пространстве;
  • предоставить возможности самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач,
  • научить пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
  • добиваться развернутости, точности и определенности в творческой работе и её презентации.

Виды творческих домашних заданий, применяемых мною по немецкому языку:

- создание проектов и мини-проектов («Города Германии», «Это я», «Мое любимое животное», «Мой любимый сказочный персонаж», «Моя школа», «Моя семья», «Моя комната», «Моя Родина» и др.);

- создание викторин на немецком языке;

- создание кроссвордов;

- мультимедийные презентации;

- загадки про животных и сказочных персонажей и т.д.

Многие дети любят рисовать. Поэтому как ДЗ может быть предложено следующее: иллюстрации к словам, к рассказам и сочинениям, к стихам, кроссворды, пригласительные на ДР, расписание уроков.

Особо хочу выделить творческие работы, затрагивающие тему «Семья» - оформление семейного древа, рассказ о семье с фото, рассказ о проведенных вместе каникулах, праздниках, совместных занятиях спортом. Такие задания очень важны, т.к. способствуют сплочению семьи, воспитанию семейных ценностей.

Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания:

  • Нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста.
  • Нарисовать портреты главных героев и организовать портретную галерею.
  • Нарисовать рисунки к наиболее понравившимся местам в тексте.
  • Изобразить в виде комиксов содержание текста.

Также я предлагаю учащимся рисовать сюжетные картинки, которые могут состоять из нескольких серий. Данные рисунки служат основой для организации речевой практики учащихся. Используя данные рисунки, учащиеся выполняют такие задания:

  • Описывают сюжеты, называя действия, место действия, время,
  • Составляют диалоги между изображенными героями,
  • Рассказывают историю от имени разных героев.

Применяя творческие задания при обучении немецкому языку на уроке, необходимо помнить следующее:

• Выбор формы должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он дает то или иное творческое задание.

• Задания должны соответствовать возрасту и языковым возможностям ученика.

• Затраты времени на подготовку и на выполнение творческих заданий и их польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.

• Творческие задания должны даваться преимущественно на немецком языке.

• Необходимо помнить, что творческие задания не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном.

• Учитель должен применять творческие задания в меру, целесообразно и планово.

Таким образом, я еще раз хочу подчеркнуть, что все творческие задания создают благоприятные условия для усвоения немецкого языка, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувства языка, умение работать с иноязычным материалом. При этом я обеспечиваю детям максимальную самостоятельность в творчестве, не даю прямых инструкций. Я считаю, самое главное – не нужно сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут выполнить самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное домашнее задание на уроке иностранного языка .

Личность учителя ,его профессиональная компетентность ,социальная зрелость и духовное богатство - важнейшее условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания учащихся на уроке иностранн...

Домашнее задание - компонент урока русского языка

выступление на МО учителей гуманитарного цикла...

Новые подходы к организации коммуникативного развития учащихся на уроках немецкого языка при реализации ФГОС

Современные технологии преподавания иностранных языков; критерии результативности урока; приемы и формы организации деятельности учащихся; игры при изучении  лексического материала...

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка

Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка...

Применение компетентностных заданий на уроках физики в условиях реализации ФГОС

Применение компетентностных заданий на уроках физики в условиях реализации ФГОС. Применение конструктора Ильюшина - Блума для создания компетентностных заданий....