Как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков
материал по теме

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК СДЕЛАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕЛОМ,

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫМ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Уже несколько десятилетий не утихают споры о том, как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к серьезному чтению. Анализируя работы учителей, у которых это получается, можно сделать вывод, что эта цель достигается при соблюдении нескольких принципиальных условий. Причем срабатывают они, если соблюдаются в единстве.

Первое, основополагающее, касается трактовки художественных произведений. Наша главная задача—помочь подростку увидеть в произведениях прошлого их общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель. Речь идет, разумеется, не о том, чтобы навязать писателю некие желательные для нас выводы вопреки живой ткани его творения, а о том, чтобы доверчиво идя за автором, увидеть и выявить в романе, рассказе то вечное, жизненно для нас важное, что в них действительно содержится. До сих пор живая, жизненная трактовка классики—самое слабое место в преподавании литературы.

К общечеловеческому содержанию художественного произведения относится и психология его героев: изображенные писателем психологические ситуации. Переживания персонажей углубляют наше понимание людей (в том числе и самих себя). Наша задача—помочь подростку ощутить это.

Воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью, - это, по сути, и значит воспитать «грамотного читателя». Термин этот часто понимается однобоко, только как умения использовать знания по теории литературы, анализировать художественное мастерство автора. Однако эти специальные знания никак не могут быть самоцелью; они—средство, которое при умелом обращении и чувстве меры помогает усиливать эмоциональное восприятие изучаемого. Особенности мастерства автора заинтересуют читателя только после того, как он ощутит главное: как соотносится произведение с его жизнью.

Поэтому правильнее говорить не о грамотном, а о вдумчивом читателе. В последнее время, однако, получила распространение точка зрения, что главное в изучении литературы в школе—«постижение законов искусства». Сторонники теоретико-литературного принципа преподавания полагают, что это и значит «изучать литературу как искусство» и именно такой подход обеспечит ученику наслаждение великими творениями. А он привел к полному отталкиванию школьников от всякого искусства вообще. Если мы признаем, что главная особенность искусства—в том, что оно вызывает эмоции и действует только через них, то неизбежен вывод: изучать литературы как искусство значит, прежде всего, работать над усилением эмоционального восприятия произведений. Неумеренное же и преждевременное внимание ребенка к тому, «как сделано» произведение, приводит как раз к обратному результату.

Если учитель помогает ученику, работая над произведением, самостоятельно прийти к важным жизненным выводам, к осмыслению

характеров, поступков героев, нравственных закономерностей жизни,—это как раз и есть главное, к чему мы должны стремиться. При этом и учительскому монологу, и прямой нравственной проповеди тоже может принадлежать место на уроке. Важно только, чтобы такой монолог был органически связан с произведением, естественно вытекал из затронутых в нем проблем.

Без главного—умения видеть в великих творениях их вечный, общечеловеческий смысл-ученик никогда не будет воспринимать литературу как нечто жизненно важное для него, и даже самая виртуозная методика не исправит положение. (Да, учитель-мастер может, применяя нестандартные приемы, сделать интересным любой материал, любую трактовку произведения. Но интерес к уроку не всегда означает интерес к писателю.)

Однако какой бы жизненной ни была трактовка произведения, оно не вызывает у наших учеников эмоционального отклика, если этому не будет способствовать методика.

Главное состоит в том, чтобы каждый методический прием работал на усиление эмоционального восприятия произведения.

Прежде всего—чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих мест. Этот метод подсказывает нам сама жизнь. Ведь что делают образованные родители и бабушки-дедушки, если хотят приобщить ребенка книге? Читают ему вслух. То, что любят сами. Из воспоминаний известных людей мы знаем, какое неизгладимое впечатление производило на гимназистов вдохновенное чтение преподавателями словесности отрывков из классиков. Современные подростки нуждаются в этом особенно.

Не менее важна беседа. Однако она дает результаты только тогда, когда вопросы действительно допускают разные точки зрения, заставляют думать и притом не противоречат непосредственному эмоциональному восприятию читателя

Важна вариативность заданий. Разумеется, нереально следовать этому принципу на каждом уроке, но будем стараться делать это, когда возможно. Ведь если мы признаем, что восприятие художественной литературы индивидуально и в значительной степени субъективно, то мы не можем с этим не считаться.

И уж, конечно, совершенно необходимо предусматривать множество вариантов тем сочинений, чтобы каждый мог работать с интересом.

Однако, кроме методических приемов со знаком плюс, есть, к сожалению, и со знаком минус. Нельзя применять приемы и методы, которые гасят или ослабляют эмоциональное восприятие произведения, даже если они позволяют быстро добиться каких-то формальных результатов.

Мы часто даем готовые ответы заранее. Ребята еще не вдумались в поступки, мысли, чувства литературного героя, не ощутили его как личность, а им уже готовый «план по образцу».

Вторая беда—принудительное заучивание наизусть. Наша задача—так построить работу над поэзией, чтобы ребятам захотелось запомнить полюбившиеся стихотворения. Сначала таких будет немного, потом все

больше и больше. Остальные пусть готовят выразительное чтение изучаемых или найденных самостоятельно стихотворений, которые понравились. Прекрасно, если чтение будет сопровождаться цитированием наизусть особенно полюбившихся ученику строк или строф. И уж, во всяком случае, совершенно недопустимо заставлять всех учить одно и то же стихотворение. Ученики наши должны иметь возможность выбора.

Сторонники обязательного заучивания наизусть говорят, что оно развивает память. Но нельзя развивать память, одновременно убивая любовь к поэзии!

Вот, собственно, и все несложные условия, выполнение которых в совокупности сделает для наших учеников изучение литературы делом нужным и любимым. Этой системой может овладеть каждый учитель—она не требует никаких особенных талантов, никаких незаурядных умений...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП. Авторская методика по формированию жизненно важных физиологических функций. автор Козуб Л.В.

Описание авторской методики развития жизненно важных ф-й у детей с ДЦП. Сыллка http://www.tc-sfera.ru/posts/logopedicheskaya-korrekciya-u-detey-s-dcp-formirovanie-zhiznenno-vazhnyh-fizi...

Ольга Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь

Ольга Писарик - мать четверых детей, нынешняя жительница Канады, которая решила изложить доступным языком труды канадского психолога Гордона Ньюфелда....

Статья "Формирование жизненно -важных компетенций старшеклассников в условиях социальной практики в Швеции"

Данный материал является анализом практики, которую я придумала, спланировала и реализовала, попутно получив сама многие новые для меня компетенции....

Обучение жизненно важным навыкам

Цикл занятий в рамках социальной педагогики...

Формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу.

В местах лишения свободы отбывают наказание, как правило, лица педагогически запущенные, с низким уровнем образования, нравственно опустошенные. Сделать так, чтобы учащийся-осужденный проявил интерес ...

Классный час "Выбор профессии-жизненно важный выбор"

Профориентационная работа для школьников с нарушением слуха это важный этап всего воспитательного процесса, т.к. готовит детей к сознательному выбору профессии. Занятия способствуют расширению знаний ...