Методические рекомендации по ФГОС
консультация по теме

Функ Светлана Владимировна

Выступление на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                ФГОС НОО

 Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения.  Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской активности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

                                                 Система дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1)  Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.  2)  Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.  3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).  4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).  5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.  6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.  7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

                    Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…»

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической  направленности; уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

 3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 

 . ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Выполнила учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 3города Заринска Функ Светлана Владимировна

УМК  М.Разумовская

Тема урока:  

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цели урока:

Деятельностная  - формирование у учащихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение, прислушиваться к мнению других.

Содержательная - Познакомить обучающихся с орфограммой  

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Организует класс на работу.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание (Р)

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

1.Организует  проведение игры «Четвертый  лишний».

 

2.Предлагает  материал для наблюдений и анализа. 

 

 3. Обращает внимание  на тему урока

Находят «лишнее» слово. Повторяют правила написания  

Объясняют, по каким признакам отбирали «лишние слова». Отвечают на вопросы.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

Анализируют материал. Пытаются определить значения слов в каждой группе, в тетради  составляют опорную схему. (по мере определения значения)

По опорной схеме делают выводы    

Планирование учебного сотрудничества (К)

Логическое мышление (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (К) (Л)

Коллективное построение схемы.  (К) (П) (Р)

3) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.Учитель предлагает выполнить упр  

 

2.Организует деление класса на группы.

3. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания.

Задание по группам:  

 

4. Проводит ФИЗМИНУТКУ.

   

5.Предлагает исследовать языковой материал,объяснить разное значение слов, привести примеры словосочетаний.

 

 Ребята читают задание, анализируют материал, проговаривают правило, по которому  делят  слова  по столбикам, записывают  в тетрадях.

Ребята работают в группах по карточкам. Каждая группа подбирает  слова в соответствии с заданием) После выполнения задания каждая группа озвучивает результат своей деятельности.

 

Контроль (Р)

Классификация (П)
Построение речевого высказывания. (К)

Работа в группах (К)

4) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1.Предлагает учащимся самостоятельно работать с учебником  

 . Предлагает выполнить упр.    

Ученики анализируют  слова, делают вывод, что данные слова нужно проверить по словарю и запомнить их написание.

Работают самостоятельно в тетрадях,  

Самост. заучив. (Р)

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

5) Этап включения в систему знаний и повторения.

        

1.Предлагает выполнить творческую работу.  Восстановить текст, воспользовавшись словами из «справочного бюро».

Из снежного плена.

Все…в лесу. Деревья стараются ….вырваться из снежного плена. С юга …..лесные птицы, наполняют лес птичьим звоном. Весь лес….  в движение. Всё оживает.

СПРАВОЧНОЕ БЮРО: необходимо и его привести в порядок.

Пр…образилось(е), пр…одолеть(е) пр…грады(е), пр..бывают(и), пр…ходит(и).

2. Предлагает провести игру «Корректор» (исправление ошибок в словах на изученную тему)

3. Задает домашнее задание. Составить сказку  .

        

Знакомятся с текстом, выполняют задание творческого характера. Вспоминают орфограмму    .

Зачитывают полученный текст.

Задание  творческого характера (Л) (П)(К)

Коррекция (Р)

6) Этап рефлексии учебной деятельности.

        Организует рефлексию.

Что каждый нового узнал на уроке, на что нужно еще обратить внимание? Обобщает сказанное.

Предлагает заполнить «Лист достижений.»

Оценивает ответы. Благодарит за работу..

        Высказывают свое мнение.

Заполняют «Лист достижений».

Лист достижений

ученика(цы)   класса------------------------------------

       

Задание

Оценка

«Четвертый лишний»

Составление опорной схемы

Упр.  

Работа в группах.

Упр.    устно.

Упр.  

Творческая работа

Общая оценка

Рефлексия способов и условий действий (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию приемов ТРКМ (в соответствии с требованиями ФГОС)

Материал дан в виде таблицы: название приема, этапы работы, методические рекомендации (по книге Галактионовой Т.Г "От самопознания к самореализации")....

Разработка методических рекомендаций по ФГОС

Презентация создана на основе личного опыта работы...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Методические рекомендации для учителей по школьному курсу биология при введении обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО

Методические рекомендации для учителей по школьному курсу биология при введении обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО...