Статья по теме:
Оптимизация ОО процесса с позиций ФГОС

Чекашкина Ольга Викторовна

Качество естественнонаучной подготовки учащихся

Скачать:

Предварительный просмотр:

Оптимизация образовательного процесса в школе с позиций требований ФГОС к качеству предметной естественнонаучной подготовки учащихся

Чекашкина О.В., учитель

                                                                                                 МОУ «Инсарская СОШ №1»

        Актуальной проблемой современного процесса образования является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Оптимизация процесса обучения, означает выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях. Готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. — для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.

        Отечественный учёный-педагог Ю.К. Бабанский, предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.
      1. Формулирование задач обучения.
      2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
      3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.
      4. Выбор рационального сочетания методов обучения.
      5. Составление оптимального плана обучения.
      6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.
      7. Реализация избранного плана обучения.
      8. Анализ оптимального решения поставленных задач.

      Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.

        Современное качество образования — это качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной жизнедеятельности, качество процесса, которое определяется изменениями в профессионально-педагогической деятельности учителя, а также качество системы, понимаемое как качественное управление образованием, что подразумевает и участие в нем учителя через делегирование ответственности за определенные аспекты управленческой деятельности. Качество школьного естественнонаучного образования определяется развитием предметных компетенций: познаваельная, нормативная, практическая, исследовательская, ценностная.

        Стремительное развитие науки и техники, появление  новых информационных технологий,  поставило приоритетом школьного образования развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать  пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться.

        В настоящее время школьный образовательный процесс, перестраивается соответственно требований ФГОС, представляющего собой совокупность трех систем требований:  

   –  требований к результату образования,  

   –  требований к структуре основных образовательных программ (то, как  

      школа выстраивает свою образовательную деятельность),  

   –  требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, матери-

      ально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

      Стандарт второго поколения  устанавливает требования к результатам  обучающихся, освоивших ООП.

   –  личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформирован-

      ность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.),  

   –  метапредметным (умение учиться),  

   –  предметным умениям.

В  соответствии  с  новым  ФГОС школа  должна  формировать  компетентность  учащихся  в  следующих областях:     

–   информационной  (умение  искать,  анализировать,  преобразовывать,  применять информацию для решения проблем);  

–   коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);  

–   самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно отно-

       ситься к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);  

–   самообразования  (готовность  конструировать  и  осуществлять  собствен-

       ную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечи-

       вая успешность и конкурентоспособность).

         В качестве основного результата образования выступает овладение набором  универсальных  учебных  действий,  позволяющих  ставить  и  решать  важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного усвоения новых знаний на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  

          В  Федеральном  государственном  образовательном  стандарте  прописаны  виды  деятельности,  которыми  должен  овладеть  школьник.  Именно  деятельность, а не  просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. На уроках и во внеурочной деятельности основное  внимание уделяется развитию умения школьника выполнять различные проектные, исследовательские работы. Практическая направленность  уроков, занятий позволит учителям создать условия для формирования у детей  самостоятельности  выбора  действия,  способа  добывания  информации,  самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.  

              Повышение качества современного школьного естественнонаучного образования достигается методами и формами организации учебной деятельности:

 1. Организация пространства урока: качественное и здоровьесберегающее обучение на предметах естественного цикла.

2. Ведение пропедевтических курсов естественнонаучного направления.

3.Системно-деятельностный подход к обучению предметов  естественнонаучного цикла.

3.  Поисково-исследовательская работа.

4. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений.

5.  Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в области естественных наук; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе внедрения  информационно-коммуникативных технологий; внедрение в учебный процесс педагогических  инновационных технологий.

6. Мониторинг уровня сформированности  компонентов учебной деятельности: создание контрольно-измерительных материалов, проверяющих не только знания и умения, но и предметные компетенции; начальная и заключительная диагностика уровня предметных компетенций; самостоятельные работы различного характера; защита проектов  по учебным дисциплинам; проведение итогового тестирования на знание теоретических и практических вопросов учебной программы.

        Достижение оптимального построения процесса обучения в настоящее время возможно на основе совместной деятельности субъектов образовательного процесса,  которая  организуется  с  учетом  закономерностей  и принципов  обучения,  на  основе  применения  современных  форм  и   методов преподавания и учения, а также  на  основе  изучения  и  учета  особенностей внутренних и внешних условий.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Оптимизация образовательного процесса с позиций личностно ориентированного обучения

Защита методической идеи на муниципальном конкурсе "Учитель года 2014"...

Оптимизация процесса обучения через ИКТ

Теоретическая подборка материала по теме использования ИКТ в учебно-образовательном процессе....

Статья:ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

статья посвящена вопросам использования методики нейро-лингвистического программирования в рамках образовательного проце...

Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств

 Целесообразность использования компьютерных программ в работе с детьми.Задачи, которые решает логопед, используя в...

доклад Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций в воспитании

 Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А.Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-вос...

Оптимизация процесса общения и взаимодействия воспитателя с воспитанниками через ЭОТ и релаксацию – визуализацию.

Статья описывает подход к взаимоотношениям педагог - воспитанник с целью оптимизации процесса общения и достижения наибо...

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В статье уделено внимание важности адаптационного периода школьника и необходимости использования на логопедических заня...

Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.

 Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберега...

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

 Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и м...

Оптимизация учебно – воспитательного процесса на уроках биологии/экологии и во внеурочной деятельности

Результативность опытно - эксперементальной деятельности на уроках биологии/ экологии и во внеурочной деятельности....