Педагогические чтения.Опыт и перспективы развития системы начального профессионального образования.
методическая разработка по теме

Современные концепции воспитания: формирование образа жизни достойной Человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_kontseptsii_vospitaniya.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

                          Современные Концепции Воспитания:

            Формирование Образа Жизни, Достойной Человека.

В настоящее время существует ряд современных подходов и концепций воспитания. Под концепцией если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка понимается система взглядов на что-нибудь основная идея ведущий замысел руководящая идея. Исходя из такого понимания термина «концепция» можно дать определение концепции воспитания как системы взглядов педагога, воспитателя на воспитательный процесс-его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации критерии и показатели его эффективности.

Наиболее важной концепцией воспитания мой взгляд является формирование образа жизни достойной Человека. С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные моральные принципы человека. Ведь образ жизни – это не только решающий социально - психологический, но и бытийный компонент становления личности. НА самом деле «образ жизни, достойной Человека» - это бытие человека в мире руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами - стремлением  к истине добру и красоте. И это, как я полагаю, является самым важным в работе с нашими воспитанницами.

Я ни в коем случае не стремлюсь навязать именно эту концепцию как основную но, по моему мнению, именно на ней должна строиться вся педагогическая работа. В любой концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение понятия воспитания ,а во-вторых, цель воспитательного процесса. Я считаю, что воспитание – это восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь достойную Человека. Применяя эту концепцию воспитания на практике, я придерживаюсь следующих основополагающих принципов:

  1. Принцип ориентации на социально-целостные отношения предписывающие воспитателю вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями действиями словами поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности;
  2. Принцип субъективности, предполагающий неуклонное содействие воспитателя развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения деятельности и в итоге своей жизни;
  3.  Принцип принятия ребенка как  данности означающий признание права подростка на уважение его личности истории жизни.

Основу содержания воспитательного процесса представляют такие направления как диалогическое и этическое воспитание.  

Диалогическое воспитание – это организация такой жизни воспитанника, когда он находится  в постоянном диалоге с воспитателем, с другом, соседом по комнате, с книгой и т.д. В этих диалогах нет правильного или неправильного – есть разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. К  сожалению, наши дети неохотно идут на контакт. Немалых трудов стоит подобрать к ним ключик. Немаловажную роль, на  мой взгляд, играет то, что дети в квартирах порой из 7-8 разных групп. И им тяжело находить между собой общий язык. Хотя это также своего рода диалог – они учатся общаться не только с учащимися своей группы, но и с другими ребятами.  

Этическое воспитание – это воспитание, при котором восприятие ребенка выстраивается в широком русле «человек-человек» и воспитанник принимается воспитателем « равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным  по тому, что он – Человек, и с ним возможно ценностно-смысловое единство. И именно такое воспитание на примере нашей практики приносило самые благоприятные плоды. Ребенок понимал, что в нем видят личность, прежде всего, несмотря на все его достоинства и недостатки.

Наши дети приходят к нам в таком возрасте, когда идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. И именно на этом этапе его жизни важно чтобы взрослые, которые окружают его (воспитатели, мастера, педагоги), выработали единую систему взглядов на воспитание подростка. Принять единые показатели результативности воспитательного процесса:

  1. Внешний облик ребенка;
  2. Его поведение;
  3. Качественность разнообразной деятельности;
  4. Ценностные предпочтения;
  5. Отношение ребенка к  своему «Я».

 Если мы видим смысл в том, чтобы наши воспитанники отучались от бездумного существования и точно знали, как строить жизнь, руководствуясь  принципами истины, добра и красоты, то необходимо придерживаться концепции воспитания – формирование образа жизни достойной Человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от обще...

Современные требования к системе начального профессионального образования

Данная статья описывает современные требования к системе НПО...

«Инклюзивное образование: организационно – педагогические условия, проблемы внедрения, перспективы развития».

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, языковых и иных особенностей, включены в общую сист...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Разработана двухступенчатая модель построения общеобразовательной математической подготовки. Сформулированы требования к содержанию базового и вариативного компонентов курса математики и методики их р...

105 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по развитию системы обеспечения профессионального развития педагогических работников

105 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по развитию системы обеспечения профессионального развития педагогических работников...