Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования
статья на тему

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_obrazovaniya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Ефимова Ольга Александровна

ГБПОУ ВО «Ковровский колледж сервиса и технологий»

Анализ работ современных философов образования, представленных преимущественно на страницах журнала «Философия образования» позволяет говорить, что основные проблемы, стоящие перед отечественным образованием в философском аспекте:

1.Переход к неклассическому историческому типу рациональности, предполагающему постоянные новшества;

2. Глобализация;

3. Воздействие полярных цивилизаций на образование [ 1]

С позиции практика нам представляется необходимым для каждого преподавателя выработать на основе осмысления теорий профессиональных философов своего профессионального мировоззрения. Точное использование философского языка при обсуждении проблем дает общению педагогов и их деятельности научную основу. Как практик, стоящие с нашей точки зрения задачи перед образованием, стараюсь решать на основе теоретических выводов ведущих отечественных философов.

Считаем необходимым использовать феноменологический подход, так как его основная задача – беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделения в нем сущностных черт. Преобладание феноменологической точки зрения предполагает способность ориентироваться при изучении в первую очередь на феномен, а не на идеи и концепции. Определяющим является самоиндивидуализирующий характер жизни. Активизировать аппарат чувственности, нравственности, мышления и воли позволяют центры самоиндивидуализации. Средством самореализации и индивидуализации является диалог ученика и учителя. Педагогическая культура в феноменологии способствует развитию самоиндивидуализирующего характера человека. Человек понимается как творец и педагогика способствует его творческой деятельности. [ 2]

Проблема глобализации остро стоит перед отечественным образованием. В.Н. Никитенко приходит к выводу о том, что заимствования в образование плодотворны лишь при опоре на традиции воспитания именно нашей страны. [ 3]

Н.В. Наливайко предлагает сохранить традиционные аксиологические основы народного образования. Она видит в этом необходимые условия обеспеченья суверенитета и безопасности национальной системы образования.[ 4]

С.А. Ан, Е.В.Ушакова, Н.В. Наливайко анализируя результаты конференции 2007 года о социальном паразитизме, говорят о том, что проблема паразитизма является актуальной в настоящее время. Мир делится на ноосферу и некросферу. Самообеспечивающий тип цивилизации противостоит паразитическому. Образование, подверженное влиянию паразитической цивилизации при сохранении внешних форм создает не свободно организованного созидателя и труженика, а две группы в обществе: зомби и их хозяев – элиту. Человек в паразитической цивилизации стремится к потребительству, а не является творцом культуры. Осознание гибельности такой системы может привести к выходу индивида из этого состояния и переходу к созидающей, самообеспечивающей системе.

Считаем возможным в данном направлении работать по разъяснению опасности социального паразитизма. Кроме этого необходимо дать человеку почувствовать радость творческого созидательного труда, успеха в интеллектуальной деятельности. С этой целью разрабатываем исследовательские проекты («Летопись моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Моя трудовая династия»), участвуем в конкурсах («Моя гордость – Россия», «Династии земли российской», «Я горжусь Россией», Областные смотры-конкурсы детских творческих работ по военно-патриотической тематике). Их составной частью являются рисунки, фото и видеоматериалы. Это проходит в рамках образовательных проектов, разрабатываемых нами как преподавателем на основе указанной концепции: «Формирование профессиональной социальной концепции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования», «Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования». Ведущими задачами становятся обеспечение психологического успеха учащихся, развитие познавательного интереса, коммуникативного навыка, развитие набора компетенций, заявленных в «Законе об образовании» от 01.09.2013г.[ 5] Проектная деятельность предоставляет возможность получения социального позитивного опыта. Проектная деятельность позволяет оформлять инициативу подростков как культурно значимый продукт. Участники такого вида деятельности получают опыт продуктивного взаимодействия со сверстниками и преподавателями.[ 6] Использование проектной деятельности позволяет достигнуть высоких результатов в формировании компетенций.[ 7]

Социальную проблему апатии учителей, вызванную по мнению Е.Ю.Быковой социо-культурными трансформациями, произошедшими в обществе – изменения ценностных ориентаций и социально-культурного контекста педагогической деятельности и требований, предъявляемых обществом, каждый педагог может решить для себя, проанализировав и выбрав для себя философскую основу своей педагогической деятельности.

Осознавая неизбежность процессов перехода к неклассическому типу рациональности, глобализации и воздействия полярных цивилизаций на образование, педагог способен выработать личную концепцию, ориентироваться в меняющемся мире и, что немаловажно для него как для творца будущего, - созидательно трудиться в заданном направлении. Социальную апатию, обозначенную как социальную проблему современности можно преодолеть решая проблемы, стоящие перед образованием и совершенствуясь в ходе их решения.

Список литературы:

1.Архив номеров журнала «Философия образования». [Электронный ресурс].URL.http://www.phil-ed.ru/index.php/ru/readers-ru/archiv-ru (дата обращения 21.12.2016)

2.История философии. Энциклопедия под ред.А.А.Грицанова М., 2001 С.427-435

3 Архив номеров журнала «Философия образования». 2016 №5 с.10 [Электронный ресурс].URL. http://www.phil-ed.ru/index.php/ru/readers-ru/archiv-ru (дата обращения 21.12.2016)

4 Архив номеров журнала «Философия образования». 2007 №3 с.251-258, 2008 №1 с.213[Электронный ресурс].URL. http://www.phil-ed.ru/index.php/ru/readers-ru/archiv-ru (дата обращения 21.12.2016)

5Ерофеева Н. Управление проектами в образовании// Народное образование.-2012.-№5.- с.94-106 .

6 Селевко Г.К. Педагогические компетенции и компетентность//Управление сельской школой.-2014.-№3 с.29-34.

7. Ефимова О.А.«Формирование профессиональной социальной концепции у обучающихся учреждений среднего профессионального образования»//Научный альманах 2016 №9-1(23) С.252-254, Ефимова О.А. «Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования». [Электронный ресурс]. nsportal.ru проект по истории на тему «Формирование личностной компетенции на уроках истории и во внеклассной работе у учащихся учреждений среднего профессионального образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

культурологическая составляющая в системе среднего профессионального образования

В данной работе рассматриваются важные, по мнению автора, аспекты при подготовке к проведению занятий по русскому языку и литературе в учреждениях СПО...

О работе по обучению переводу научно-популярных и технических текстов в системе среднего профессионального образования

Данная статья является попыткой обобщить некоторые особенности работы с немецкой научно-технической литературой в системе среднего профессионального образования, дать некоторые методические рекомендац...

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования

В новое столетие система среднего профессионального образования России вошла не в лучшей форме. На это повлияли как демографический спад, так и расширение доступности высшего профессионального образов...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования 15.01.32 Оператор станков с программным управлением по программе «Профессионалитет»

Рабочая программа учебной дисциплины ОПЦ.07 Иностранный язык в профессиональной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.32 Оператор...