Методический проект "Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища"
материал (8 класс) по теме

Сергеев Олег Иванович

В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.

В основе данной  работы лежит патриотический подход. Этот подход отражает потребности социума в выпускниках,  способных мыслить как истинные патриоты своей страны, Родины. Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от уровня  обученности выпускников, но и от сформированной через внеклассную работу  устойчивой жизненной позиции. Она обуславливается приобретением дополнительных свойств человека и, в частности, опирается на более ценный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот,  который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения.

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной работы на патриотической основе будет, не просто функционально - грамотный ученик, но компетентная личность, способная продуктивно и ответственно решать проблемы в сферах учения и познания, обрабатывать информацию и обеспечивать собственную жизнедеятельность в ценностно - смысловой и социально - трудовой сфере своей страны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx303.38 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

«Формирование патриотических качеств у воспитанников суворовского училища»

Методическая разработка для воспитателей, педагогов – организаторов

Автор:

воспитатель

Сергеев О.И.

2013г.

АННОТАЦИЯ

В основной части работы представлена разработка проекта, которую можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий.

В основе данной  работы лежит патриотический подход. Этот подход отражает потребности социума в выпускниках,  способных мыслить как истинные патриоты своей страны, Родины. Эта способность зависит не только от получения знаний, умений и навыков, не только от уровня  обученности выпускников, но и от сформированной через внеклассную работу  устойчивой жизненной позиции. Она обуславливается приобретением дополнительных свойств человека и, в частности, опирается на более ценный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот,  который обучающиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения.

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной работы на патриотической основе будет, не просто функционально - грамотный ученик, но компетентная личность, способная продуктивно и ответственно решать проблемы в сферах учения и познания, обрабатывать информацию и обеспечивать собственную жизнедеятельность в ценностно - смысловой и социально - трудовой сфере своей страны.  

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление…………………………………………………………………...стр. 4

2. Основная часть……….....................................................................................стр. 5

2.1.Обоснование используемых в направлении воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников……………………..……………….стр. 6

2.2. Ожидаемые результаты реализации направления патриотического проекта «Мы – патриоты»………………………………………………………………….…………..…стр. 12

2.3.  Методическая разработка проекта  «Живая память»…………………...стр. 13

3. Заключение…………………………………………………………………..стр. 19

.

4. Список литературы………………………………………………….............стр. 20

ВСТУПЛЕНИЕ

 В современном мире огромную роль в воспитании и развитии детей играют детские общественные объединения и организации. Они являются своеобразным мостом, соединяющим образовательное и жизненное пространство ребенка, помогают адаптироваться и реализовать свои способности в окружающем мире. В основе деятельности любого общественного объединения лежит воспитательная программа, благодаря которой процесс воспитания и развития детей становится целенаправленным, поэтапным и структурированным.

В связи с введением новых федеральных государственных стандартов, разработкой Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России возникла необходимость разработки программы деятельности класса суворовцев, отвечающей современным требованиям  российского образования и воспитания. Данная работа, учитывает современный национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности и социокультурную модернизацию российского общества. Цель данной программы: создание условий для разностороннего развития личности суворовца, ведущей здоровый образ жизни, занимающей активную гражданскую позицию. В основе достижения цели лежат следующие задачи:

- развитие познавательных интересов суворовцев;

- воспитание гражданского самосознания, нравственности, трудолюбия, милосердия;

- развитие творческого потенциала членов класса.

Особенностью программы является комплексность – работа по нескольким направлениям, каждое из которых решает свои задачи:

  • «Здоровый образ жизни»: формирование отношения суворовцев к здоровью как к высшей ценности;
  • «Я – лидер»: формирование лидерских качеств;
  • «Творчество»: развитие творческого потенциала суворовца;
  • «Мы – патриоты»: формирование активной гражданской позиции, воспитание патриотизма;
  • «Забота и милосердие»: воспитание у суворовцев доброты, чуткости, сострадания;
  • «Зеленый мир»: формирование бережного отношения к природе.

Тема данной  методической разработки направление «Мы – патриоты» - одно из важнейших в программе деятельности суворовского класса. Оно взаимодействует  с другими направлениями программы, так как  формирование активной гражданской  позиции  связано  не только  с воспитанием  патриотизма, но  и развитием  творческого потенциала, лидерских качеств, приобщением   к  состраданию и милосердию, бережному  отношению к родной природе.

В основе работы по направлению  «Мы – патриоты» лежит гражданско-патриотическое воспитание. Сегодня, на государственном уровне оно выделено в качестве приоритетного направления, способствующего становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Данные качества личности детей формируются через участие в мероприятиях, социально значимых акциях, ключевых делах, отраженных в направлении «Мы – патриоты» программы деятельности суворовского училища. Использование разнообразных технологий, форм, методов воспитания способствует успешной реализации целей и задач данного направления программы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАПРАВЛЕНИЯ

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России


Задачи: 

  • изучать историю своего края, страны, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России;
  • воспитывать чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
  • развивать у детей уважение, милосердие и сочувствие к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям; 
  • создать необходимые условия для воспитания патриотизма, как основной составляющей личности гражданина.


2.1.Обоснование используемых в направлении воспитательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников

 Достижению поставленных целей и задач гражданско-патриотического воспитания способствует выбор оптимальных методов и форм организации деятельности для решения конкретных задач патриотического воспитания на каждом возрастном этапе развития воспитанников.

В качестве особенности организации патриотического воспитания в современных условиях можно выделить необходимость применения современных воспитательных технологий, обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе.

В основе работы по направлению «Мы-патриоты» лежит использование технологий, применяемых для получения воспитательного эффекта, локальных педагогических и частнометодических:

  1. Технология коллективной творческой деятельности И.П.Иванова
  2. Технология педагогического общения
  3. Игровые технологии
  4. Информационно-коммуникационные технологии
  5. Проектные технологии

1)Технология коллективной творческой деятельности И.П.ИВАНОВА

В основе технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной и творческой деятельности Игоря Петровича Иванова лежит идея воспитательной заботы – «заботы о всестороннем и гармоничном развитии личности нового человека», способного к духовно-нравственному самосовершенствованию, творческому гражданскому отношению к различным сторонам общественной жизни, способного взаимодействовать с людьми на основе «добротворчества», взаимозаботы и сотрудничества.

 Данная технология основана на совместной творческой деятельности всех участников педагогического процесса, разработке и проведении коллективных творческих дел (КТД). Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творчество самостроительства личности, содержание которого заключается в заботе о себе, о друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

 Технология коллективной творческой деятельности широко применяется в направлении «Мы-патриоты» через планирование, организацию и проведение мероприятий патриотической направленности: часы Мужества, Дня юного героя-антифашиста, Дня воина-интернационалиста, митинга, посвященного Дню Победы, трудовых десантов к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, военно-спортивных игр.

Организации каждого перечисленного КТД включает шесть стадий:

1. Предварительная работа.

На данном этапе я провожу нацеливающую беседу с членами класса, определяя конкретные воспитательные и жизненнопрактические задачи.

2. Коллективное планирование включает организацию работы по микроколлективам, выбор Совета дела в атмосфере творческого поиска.

3.Подготовка КТД – это конкретизация проекта коллективно-творческого дела, план проведения, направление работы Совета дела, согласование с другими участниками (родителями, ветеранами и т.д.)

4.Проведение КТД.

5.Коллективное подведение итогов и анализ.

На данной стадии я стараюсь умело подвести детей к соответствующим выводам.

6.Стадия ближайшего последействия.

Воспитанники должны перенести полученный опыт на следующее мероприятие.

Конечным результатом коллективной творческой деятельности является достижение цели технологии КТД: воспитание общественно-активной личности, способной приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

2) Технология педагогического общения

Педагогическое общение является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса.  Сущность идеи педагогического общения относительно нашего класса в том, что каждый член класса не просто ребенок, а ребенок-личность со своим миром чувств и переживаний. Это и стараюсь в первую очередь учитывать я в своей работе. Моя задача -  использовать такие приемы педагогики сотрудничества, в которых каждый ребенок чувствует себя личностью, ощущает внимание только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Индивидуальная работа - это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к детям в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует  не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми по  направлению «Мы – патриоты» программы деятельности  я руководствуюсь следующими принципами:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне "воспитатель - ребенок – класс";

- уважение самооценки личности ученика;

- вовлечение ученика во все виды деятельности направления «Мы – патриоты» для выявления его способностей и качеств его характера;

- создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:

- приступая к этой работе, я изучаю научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организую совместную коллективную деятельность, провожу диагностирование личности каждого ребенка (ПЕРВЫЙ ЭТАП);

- на ВТОРОМ ЭТАПЕ используется наблюдение и изучение детей в ходе разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности ребенка  проектируется развитие его ценностных ориентации, личностных свойств и качеств. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности ребенка с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.

НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение учащегося, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях. Для данного этапа характерно использование общих методов обучения и воспитания, вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия:

требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

Заключительным, ПЯТЫМ, этапом индивидуальной работы с детьми является корректирование. Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с воспитанниками.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип обучения и воспитания. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения гармоничного, целостного ее развития.

Владение технологией педагогического общения при работе по направлению «Мы – патриоты» проявляется в следующих аспектах:

1. Умение создать комфортный климат при общении с детьми.

3. Создание положительного эмоционального настроя членов класса при подготовке и проведении различных мероприятий патриотической направленности.

3. Полноценный диалог с детьми при планировании и подведении итогов, с учетом мнения каждого ребенка.

4. Стимулирование учеников к самостоятельному планированию и организации ключевых дел, акций гражданско-патриотической направленности.

 Использование технологии педагогического общения позволяет создать хороший психологический климат, доброжелательные доверительные взаимоотношения, отношения сотрудничества «на равных», т.е. благоприятные условия для развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации личности ребенка.

3) Игровые технологии

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу способов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые различаются от игр вообще тем, что они владеют верно, поставленной целью обучения и воспитания и подходящим ей педагогическим результатом

В воспитательной практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  1. Развлекательная (доставляет удовольствие, развлекает).
  2. Коммуникативная.
  3. Функция самореализации в игре.
  4. Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей).
  5. Функция коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей).
  6. Функция социализации (включение в систему общественных отношений).

В связи с тем, чтодети с удовольствием познают окружающий мир через игру, я считаю использование игровых технологий одним из самых эффективных приемов воспитательной работы, который способствует осознанию гражданско-патриотических ценностей российского общества и формированию гражданственности, учитывает возрастные особенности детей и основан на принципе активности самих воспитанников.

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты и структурные элементы:

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

мотивационный

установочный момент, игровая ситуация

ориентационно-целевой

задачи игры

содержательно-операционный

правила игры, игровое действие

ценностно-волевой

игровое состояние

оценочный

результат игры

Превосходство игры над другими средствами воспитания обнаруживается в том, что она способна обеспечить парную, групповую и коллективную форму работы, что позволяет каждому ребенку максимально эффективно использовать время. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях и психологическую устойчивость, снимает уровень тревожности, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Исходя из этого, можно сказать, что игровая технология в воспитании нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы  своего поведения в мире и  в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

 Существует ряд требований различного характера к применению игр в воспитательной работе. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Содержание игры должно быть  интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения и обеспечивать возможность воспитанников принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически  оценивая себя и окружающих.

В направлении «Мы -  патриоты» программы деятельности детского объединения  игра является самостоятельной формой работы или составной частью воспитательных мероприятий патриотической направленности.          Ярким примером игровой формы деятельности является военно-спортивная игра «Зарница», к которой дети готовятся заранее и показывают свои знания, умения и навыки в различных конкурсах: первая медицинская помощь, стрельба из пневматической винтовки, военный семафор, спортивное многоборье, прохождение минного поля, историческая викторина, выпуск стенгазеты, творческое выступление.

Игру можно использовать в качестве игрового фрагмента воспитательного мероприятия. Так, при проведении мероприятий, посвященных Отечественной войне 1812г., дети участвовали в ролевых играх, примеряя на себя роль определенного исторического персонажа.

Таким образом, использование игровых технологий способствует раскрытию творческих способностей детей, развитию их коммуникативных качеств, формированию мотивационной сферы и навыка совместной деятельности, расширению кругозора воспитанников.

4) Информационно-коммуникативные технологии

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  открывает  для педагогов широкие возможности активизации процессов не только познания, но и воспитания индивидуальной и коллективной деятельности детей. Использование педагогом средств ИКТ существенно меняет характер организаторской, конструктивной и коммуникативной деятельности.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить воспитательную работу, разнообразить формы организации деятельности детей включением мероприятий с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, анимации, презентаций, музыки, видеофильмов, концентрируя непроизвольное внимание детей демонстрацией явлений и объектов в динамике. Все перечисленные формы воспитательной работы представлены в направлении «Мы – патриоты» программы деятельности нашего класса. Например, при проведении мероприятия гражданско-патриотической направленности «Уж постоим мы головою за Родину свою…», посвященного Отечественной войне 1812 г. были использованы: специально разработанная электронная презентация по данному материалу, видеофрагменты из кинофильма «Война и мир», песни «Бородино» и другой музыкальный материал. Благодаря данным медиа-средствам воспитательное мероприятие стало  насыщенным, наглядным, более доступным для восприятия и интересным для детей, что способствовало достижению поставленных воспитательных целей.

Все уроки Мужества, мероприятия, посвященные памятным датам, презентации социальных проектов проводятся с использованием различных средств ИКТ (аудио-, медиа-,видеосредства, интернет).

Современное программное обеспечение(PowerPoint, MovieMaker, Flash,Photoshop) позволяет  максимально разнообразить  формы организации деятельности воспитанников, причем данными программами дети пользуются самостоятельно, создавая электронные продукты для мероприятий и конкурсов различного уровня.

Таким образом, в результате использования ИКТ в гражданско-патриотическом воспитании мы формируем личность: проявляющую интерес к культуре, истории  своего города,  государства, умеющую работать в разных группах, взаимодействовать с окружающими и удаленными людьми, владеющую коммуникативными навыками и умениями различными социальными ролями.

В своей работе я использую следующие интернет-ресурсы: открытый класс, прошколу.ру, вожатые, планерочка и другие.

5) Проектные технологии

Проектные технологии в последние годы играют все более существенную роль в воспитательной работе, поскольку позволяют в комплексе решать многие задачи: сплачивают детский коллектив, развивают творческие и познавательные навыки детей, учат их ориентироваться в информационном пространстве.

Очень важно отметить значение проектной деятельности в формировании патриотических чувств, активной гражданской позиции. Работая над различными проектами (историческими, краеведческими, благотворительными, информационными), дети получают необходимые знания, умения и опыт, которые способствуют формированию полноценного гражданина общества, патриота страны. Поэтому одной из основных форм работы по направлению «Мы – патриоты» является разработка и реализация социальных проектов, которые способствуют развитию самостоятельности членов класса, их интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.

Социальное проектирование – технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная ребенком;
  • в ходе которой ребенок вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются его социальные навыки.

Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

 Примерами социальных проектов, разработанных в рамках направления «Мы – патриоты» являются проекты: «Ветеран», «Живи, наш парк!», «Родник». Данные проекты направлены на улучшение конкретных социальных проблем, одновременно решая задачи направления «Мы – патриоты»: воспитание любви к родному краю, уважения к ветеранам ВОВ, чувства гордости за свою страну. Работая над проектами, ребята проявляли творческую активность, свою гражданскую позицию, развивали способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дали возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Таким образом, работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в училище, в городе, открыть новые возможности.

   Анализируя все рассмотренные технологии, можно сделать вывод, что наиболее часто применяемыми формами работы в направлении «Мы – патриоты» являются:

- конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений; 
- беседы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности;

- торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;  

- экскурсии,

- игры гражданско-патриотического содержания,  

- смотры строя и песни, военно-спортивные игры;

- просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

- конкурсы, викторины, праздники, фотовыставки;

- проектирование;

- встречи с ветеранами ВОВ;

- тест-опросы, тренинги;

- социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.

Методы воспитательной работы:

- методы формирования и коррекции сознания личности (убеждение, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (педагогическое требование, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования деятельности (поощрение, критика);

 -методы организации жизнедеятельности детского коллектива(коллективная игра, коллективные требования, коллективное соревнование и т.д.).

Необходимо отметить, что использование современных методов воспитания при работе по направлению «Мы – патриоты»  происходит с учетом возрастных особенностей детей.

2.2. Ожидаемые результаты реализации направления «Мы – патриоты»

В классе:

  • четкая организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей социума.
  1. В образе члена класса:
  • в познавательной сфере: формирование знаний об истории своего края, своей Родины; развитие творческих способностей;
  • в историка - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Критериальная база

Оценка результативности реализации направления программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;
  •  гражданственность.

Количественные параметры:

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей друг к другу, к вожатому, объединению, совместным делам);
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • количество проведенных мероприятий.

Диагностический инструментарий:

  • Диагностика личностного роста (методикаИ.В.Кулешовой, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева).
  • Анкетирование, беседы после участия в проведенных мероприятиях, акциях, проектах.
  • Мониторинг участия в основных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.
  • Мониторинг участия в социально-значимых акциях, проектах.

2.3.Методическая разработка проекта  «Живая память»

Тема: внеклассное мероприятие «Живая память», посвящённое воинам-интернационалистам.

Участники: члены класса, учащиеся училища (13-14 лет).

Дата проведения: февраль 2013 г.

Цель: воспитание патриотических чувств у учащихся

Задачи:
1) познакомить детей с историей войны в Афганистане и Чечни, героями ВКО, исполнявшими интернациональный долг;
2) сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, нравственного поведения личности в суровых условиях войны;
3) эмоционально стимулировать патриотические чувств воспитанников;
4) воспитать желание сохранить мир для будущих поколений.

Место мероприятия в логике направления: относится к основным мероприятиям направления «Мы-патриоты» программы деятельности класса, тесно взаимосвязано с другими мероприятиями данного направления (День юного героя-антифашиста, День защитника Отечества, проект «ветеран и др.)

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, выставка рисунков «Война и мир», электронная презентация, разработанная для мероприятия, фильм «9 рота», аудио-материалы.

Этапы и виды деятельности воспитанников:

1.Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и целеопределения.

Вид деятельности воспитанников: участвуют в коллективном планировании (после нацеливающей беседы педагога).

2. Этап  организационной части воспитательного мероприятия (подготовка мероприятия).

Вид деятельности воспитанников: коллективная творческая.

В подготовке мероприятия участвуют воспитанники. Дети делятся на микрогруппы, каждая из которых занимается своим делом: создание электронной презентации, оформление мероприятия, поиск музыкального материала.

3.Этап  основной  (содержательной) части воспитательного мероприятия - проведение мероприятия: начало (создание психологического настроя, активизация внимания воспитанников), основная часть, заключительная часть.

Вид деятельности воспитанников: ценностно-ориентационная.

Формы  оценки результатов мероприятия: беседа.

Сценарий мероприятия.

1 чтец.

Афганистан! Ты весь во мне:
Разрывами гранат, осколками свинца,
Ты заревом окутан, весь в огне,
Страданиям и болям нет конца.
Афганистан! Ты наша боль и горе,
Крик матерей доносится сюда,
Горючих слез уж выплакано море,
Пожалуй, хватит их на все года.
И снова поднимаюсь я в атаку,
И снова пули поднимают пыль.
Афган! Зачем же раньше сроку
Суровую всем открываешь быль.
Историю не повернуть вспять,
Сполна мы за Россию заплатили,
Но память возвращает нас опять
В Афганистан - туда, где мы служили.

2чтец.

Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое названье Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая,
Кто знал ее вчера? Она Чечня.
Сумерки, снег вертолет
Зарево дальнего боя.
Вот и 2000 год стал нам судьбою.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
“Боевым награждается Орденом”

1 Ведущий: У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней столько, сколько нам  неопасно знать. Но у этих войн есть свидетели, тысячи свидетелей.

2 Ведущий:      Я не знаю, кому и зачем это нужно

                         Кто послал их на смерть не дрожащей рукой

                         Только так бесполезно, так зло и ненужно

                         Отпускали их в вечный покой.

1 Ведущий: Нашу встречу мы сегодня назвали « Живая память». Именно « память», потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других горячих точках. « Живая», потому что память о погибших хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива,  пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

1чтец

                         О, сколько было подвигов на свете,

                         Они уже в преданье отошли,

                         Из уст в уста их повторяют дети

                          На всех материках большой земли.

                         И будут повторять из уст в уста,

                         И в каждом этом подвиге незримом

                         Своя и глубина и высота,

                         И красота своя неповторима.

                         Но из всего  того, о чем мы слышим,

                          И из того , что мы вершим пока,

                         Солдатский подвиг я считаю высшим

                         И самым бескорыстным на века

Видео-эпизод из фильма: « 9 рота». Песня «Афганистан»

2 Ведущий: 15 февраля 1989 года Советские войска были выведены из Афганистана.

        А до этого почти 10 лет войны. 10 лет боев ,крови, страха ,подвигов.

На истерзанных пулями  и осколками афганских высотах, при защите мирных кишлаков, охране груза проявились лучшие черты характера наших молодых современников, солдат и офицеров.

1Ведущий: Документальная справка: Потери личного состава ограниченного контингента Советских войск в республике Афганистан  в период  с 1979 по 1989 год составили: убито, умерло от ран:13833 человека из состава 40 –ой армии. Ранено :49.985 человек, Стали инвалидами: 6759 . Находятся в розыске : 330, из них пропали без вести:312 человек.

(Слайд с цифрами потерь Советских войск)

2Ведущий: Кому же нужна была эта война? Как это все начиналось? В результате Апрельской революции к власти пришла народно-демократическая партия. Афганистан был объявлен демократической республикой.

Главой государства и премьер министром назначается Тараки, первым заместителем премьера и министром иностранным дел -Амин. Но победой революции не разрешились  внутренние противоречия афганского народа. Шла междоусобица. Афганское правительство не раз обращалось с просьбой  к правительству СССР об оказании военной помощи.10 октября было официально  объявлено о смерти Тараки от тяжелой болезни. Началась гражданская война.23 августа Амин поднял вопрос о введении наших войск а Кабул. В это время создавались все условия для замены Амина более прогрессивным деятелем. БобракКармаль возглавил действия прогрессивных сил после смерти Амина.

1Ведущий: По предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Брежнев принял решение об оказании военной помощи .

25 декабря 1979 года в 15 часов по московскому времени начался ввод советских войск в Афганистан.

2 Ведущий: Тогда ни у кого не было сомнения в правильности принятых решений, и наши войска , верные воинской присяге отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять интернациональный долг.

   Сколько раз так бывало: войны замышляют,отмеченные  сединой  политики, а в окопах оказываются те кому по 20-30 лет.

Наше село тоже не обошла эта участь : служил в Афганистане Репин Сергей, служили в Чечне: Еремин Андрей, Калекин Сергей, Дугаев Степен.

(Слайды с фотографиями войнов-интернационалистов)

Песня Розенбаума: « Ах какого дружка потерял я в бою…»

Видео-эпизод  из фильма «9 рота»

                        2чтец

                          Как мало лет  он прожил…. Только двадцать

                          Но миг победы -  больше чем года,

                          Как трудно умереть, чтобы остаться

                          Остаться в наших душах навсегда.

                          Нет, мужество случайным не бывает

                          Оно в душе солдата родилось

                           Когда он о друзьях не забывает

                          И с Родиной себя не мыслит врозь

                           Смотрю, смотрю в его лицо простое

                          Печальное тире между двух дат

                          И верю я, что только так и стоит

                          Жить на земле как жил на ней солдат.

1Ведущий: После развала Советского Союза  некоторые республики в составе РФ решили получить большую независимость и выйти из ее состава

Одной из таких республик была Чеченская республика.

В 1993 году, когда к власти в Чечне  пришли силы, направленные против России во главе с Джохаром Дудаевым, возник конфликт. В 1995 году Российские войска вступают на территорию Чечни для того, чтобы восстановить  конституционный порядок в республике. Российские войска встретили ожесточенное сопротивление. После Хасавьюртовских соглашений были выведены российские войска. До 2001 года Чечня являлась главным очагом нестабильности на Кавказе. Распространение экстремистских взглядов, терроризм – главные проблемы независимой Чечни. После ряда террористических актов , совершенный на территории РФ (взрывы домов в Москве, Волгодонске, Буйнакске, попытки захватить республику Дагестан) Президент России Владимир Путин принимает решение о начале контртеррористической  операции   в Чечне. Данная операция  продолжается и сейчас, хотя можно сказать о том, что конституционный порядок восстановлен. Бандформирования в основном действуют партизанскими методами, причем финансирование данных банд осуществляется из-за рубежа.

                         2чтец

                          Мы  в горы делаем бросок

                           В желудке пусто, в фляге пусто,

                           А на зубах скрипит песок,

                           Как будто ем я что-то с хрустом

                           Но зубы сжав и автомат,

                           От пота вытерев лицо,

                           Шепчу себе, что путь назад

Свободен лишь для подлецов

                           И я иду в безмолвье ада,

                           Раз надо Родине- мне надо.

3 чтец

Отныне навсегда в судьбе твоей

Не будет смены календарных дней –

Отмерены тебе иные сроки .

Но не в могильную сошел ты тишь-

Ты из страны бессмертья говоришь

Со всеми, кто выходит в путь далекий.

Я слышу голос твой, и за тобой

Навстречу дню иду я, как на бой,

И проникнусь мужеством орлиным

Рождаются герои для того,

Чтоб силою примера своего

Нас увлекать к подоблачным вершинам.

Видеоэпизод из фильма «9рота» на фоне песни « Трое ребят»

Светлая память всем тем

Кто не вернулся с войны

Кто стал частичкой тишины

Кто лег в горах и не проснулся

От необъявленной войны.

- Давайте почтим память тех, кто не вернулся  минутой молчания.

1чтец

Когда мы на землю опустимся с гор,

Когда замолчат автоматы,

Когда отплывает последний костер –

Какими мы станем ребята?

2чтец

Когда раскаленный остынет гранит,

Когда отгремят камнепады,

Когда наши души любовь исцелит-

Какими мы станем, ребята?

3чтец

Когда мы вернемся в раздолье берез

Где нервы стреножить не надо,

Где высохнет соль от непролитых слез,

Какими мы станем, ребята?

1чтец

Какие тревоги еще впереди?

Какие нас ищут награды?

Когда отойдет, отомрет, отболит-

Какими мы станем,ребята?

2чтец

Когда к непогоде заноет плечо

Пробитое возле Герата,

И память толкнется в висок горячо-

Какими мы станем,ребята?

1Ведущий: Говорят, время лечи . Но эта боль вряд ли утихнет .Война всегда война.

Под ее черным покрывалом  непременно окажется чей-то дом, чья-то семья.

Так давайте же не забывать об этих людях. Не будем равнодушны и неблагодарны.

 Песня « Виват победа». Видеоэпизод из фильма « 9 рота».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация патриотического воспитания в суворовском училище на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в училище  является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современном военном училище строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Патриотическое воспитание в современном учебном заведении - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

 Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения.

Список использованной литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.,1996.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. - №4.
  3. Бруднов А. "Система патриотического воспитания это нечто, пронизывающее все сферы жизни ребёнка" // Молодёжь России.- 1995. - №3.
  4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
  5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. - М., 1990.
  6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
  7. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  8. Программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
  9. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2002.
  10. Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

УСЛОВИЯ УЧЕБЫ И БЫТА СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ СУВОРОВЦЕВ Conditions of studying and living in Suvorov military schools as a factor of specific relations among the cadets

Статья посвящена рассмотрению условий учебы и быта   суворовских училищ как фактор специфических  отношений среди суворовцев. Это исследование явилось первым этапом изучения особе...

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Методическая разработка представляет собой часть системной работы воспитателя на основе личной практической работы. Работа выполнена в соответствии с целями и задачами воспитательной работы учебного к...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК У ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА ПОСРЕДСТВОМ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии, образу жизни и социальному положению в настоящее время является особенно актуальной. Ни для кого не секрет, что сегодня всё...

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУВОРОВСКОМ УЧИЛИЩЕ

В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательн...

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ДЛЯ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ)

       Данный курс предназначен главным образом для суворовцев 5-8 классов и может стать одним  из  курсов в обучении английскому языку суворовцев при необходимост...

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (ДЛЯ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ)

Данный курс предназначен главным образом для суворовцев 5-8 классов и может стать одним  из  курсов в обучении английскому языку суворовцев при необходимости быстрого,  повторного или о...