УМКД "Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования"
рабочая программа по теме

Садыкова Лилия Камиловна

В работе представлена рабочая программа учебной дисциплины "Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования". В результате изучения дисциплины студенты - будущие учителя математики знакомятся с ФГОС нового поколения, с современными педагогическими технологиями и современными средствами оценивания учебных достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_fgos.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры геометрии и МПМ

       Протокол №____от «__________» 20 _ г.

      Подпись заведующего кафедры _______

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.В.3

Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования

Для специальности  050201.65 Математика

с дополнительной специальностью  050203.65 Физика 

с дополнительной специальностью  050202.65 Информатика

Разработал: к.п.н, доцент

кафедры математики и МО

Садыкова Л.К.

Самара 2012

Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования

Составитель:

доцент кафедры математики и МО,

                    к.п.н. Садыкова Лилия Камиловна

Самара 2012

Пояснительная записка

Дисциплина является практико-ориентированной, входит в региональный компонент предметной подготовки по специальности математика.

Современный учитель математики нуждается в осмыслении и переосмыслении изменений в современном образовательном пространстве и, соответственно, своей педагогической деятельности. Работая над материалами стандартов второго поколения, студенты - будущие учителя математики смогут получить для себя ответы на следующие вопросы:

  • Как отразить роль математики в познании человеком мира?
  • Как посредством предмета формировать целостное видение картины мира?
  • Какой вклад вносит школьный предмет математики в развитие универсальных учебных действий школьников?
  • Как из урока в урок добиваться целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учеников?

Важное место в данном модуле отводится формированию готовности у студента создавать и реализовывать программы базовых и элективных курсов, так как учителю математики в современных условиях необходимо проектировать индивидуальные маршруты каждого ученика с учетом его возможностей и потребностей. Реальный уровень образования каждого отдельного школьника в соответствии со стандартами второго поколения складывается из базового уровня и уровня образования, достигнутого при освоении вариативной части содержания образования, выбор которой осуществляется им самим в зависимости от индивидуальных познавательных потребностей и способностей.

В процессе освоения данного модуля студенты будут знакомиться с различными материалами: программами, планами, разработками, благодаря которым у них появится возможность анализировать и сравнивать подходы к созданию разнообразных ресурсов, направленных на реализацию образовательных программ как базового, так и профильного уровня, осознать собственные потребности и возможности. В дальнейшем, в процессе освоения модуля студенты – будущие учителя математики смогут реализовать собственные планы и проекты.

Востребованность результатов данного курса по выбору обусловлена необходимостью внедрения требований федерального государственного стандарта в области математики по разработке (корректировке, адаптации) и реализации программ базовых, профильных и элективных курсов в практику работы учителей математики общеобразовательных учреждений, а также  необходимостью внедрения в образовательный процесс современных способов оценивания результатов учебных достижений школьников.

2. Содержание дисциплины 

п.п.

Раздел

Часы аудиторных занятий

Часы самостоятельной работы

Всего часов

лекции

практические занятия

1

Анализ феномена образования и его особенностей на современном этапе развития общества. Знакомство со ФГОС. ООП ООО. Современные педагогические технологии.

6

14

16

36

2

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся.

3

4

6

13

3

Система оценивания образовательных результатов учащихся основного общего образования.

3

6

14

23

Итого:

12

24

36

72

3. Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Губанова Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов [практический аспект]. – М.: Сентябрь, 2012 – 224 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  3. Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2009. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование).
  6. Кабанова Т. А. Тестирование в современном образовании: учебное пособие для вузов / Т. А. Кабанова, В. А. Новиков. - М. : Высшая школа, 2010. - 381 с.
  7. Примерные программы ООО. Математика. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ авт-сост. С.В. Третьякова. – М. Просвещение, 2013.
  9. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки РФ. – М. Просвещение, 2013. – 48 с.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное)  общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=6408

Дополнительная:

  1. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Кузнецова Л.И., Григорьева Т.П. Теория и технология обучения математике в средней школе. – Н.Новгород: НГПУ, 2009.
  2. http://www.fipi.ru.- Сайт федерального института педагогических измерений.
  3. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде – М.: Просвещение, 2013.
  4. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, 2012.

Министерство образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры геометрии и МПМ

       Протокол №____от «__________» 20 _ г.

      Подпись заведующего кафедры _______

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА  ДИСЦИПЛИНЫ

Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования

Составитель:

доцент кафедры математики и МО,

                    к.п.н. Садыкова Лилия Камиловна

Самара 2012


1. Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины: знакомство студентов с ФГОС второго поколения, с современными педагогическими технологиями, с современными средствами оценивания учебных достижений учащихся.

Задачи изучения дисциплины:

1. Изучить ФГОС второго поколения основного общего образования; примерную ООП по математике;

2. Обучить студентов планированию образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в модельных условиях;

3. Обучить студентов планированию контроля, диагностики и оценивания  образовательных результатов конкретной группы учащихся в соответствии с требованиями ФГОС в модельных условиях;

4.  Обучить студентов приемам разработки систем объективной оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях ФГОС;

5. Обучить студентов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием современных педагогических технологий в соответствии с запланированными результатами;

6. Обучить студентов созданию учебных программ базовых, профильных и элективных курсов в соответствии с требованиями ФГОС в области математики, обеспечивающих  организацию и реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося (или корректировки и адаптации программ в соответствии с перечисленными требованиями).

7. Обучить студентов составлению и реализации рабочих планов, технологических карт, конспектов уроков по математике, отвечающим запросам учащихся и возможностям индивидуального продвижения обучающегося в получении запланированных образовательных результатов.

2. Требования к уровню освоения содержания спецкурса

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • понятия «образовательный стандарт», «учебный план», их функции.
  • цели, структуру, содержание федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в области математики.
  • требования к структуре, содержанию, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровень) в области математики.
  • требования к структуре, содержанию, условиям реализации и результатам освоения программ элективных курсов по математике.
  • общие характеристики и специфику образовательных моделей деятельностного типа, отвечающих запросам учащихся и возможностям индивидуального продвижения обучающегося в получении запланированных образовательных результатов
  •  требования ФГОС к образовательным достижениям учащихся организации образовательного процесса;
  •  требования  ФГОС к системе оценки образовательных достижений учащихся;
  •  современные средства оценивания учебных достижений учащихся, ориентированных на реализацию деятельностного и критериально-ориентированного подходов;
  •  основные современные образовательные технологии и особенности их реализации при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  •  методологию выполнения научно-исследовательской работы.
  •  требования к содержанию, структуре и оформлению научно-исследовательской работы школьника по математике.
  •  методы и приемы планирования и осуществления обратной связи с учащимися по поводу их индивидуального продвижения в получении запланированных образовательных результатов.

Уметь:

  • осуществлять целеполагание образовательного процесса через образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС;
  • осуществлять выбор контрольно - оценочных средств, ориентированных на реализацию деятельностного подхода и оценивание планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
  • организовать деятельность учащихся по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов в рамках освоения программы базового и/или элективного курса;
  • разрабатывать контрольно-измерительные материалы для оценки предметных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
  • разрабатывать модульно-рейтинговые карты дидактических единиц (курса, раздела, темы, урока) в соответствии с требованиями ФГОС;
  • определять цель учебно-исследовательской, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся на основе анализа запросов учащихся, индивидуальных и типических особенностей учащихся,  обязательного минимума содержания образования, наличия новых знаний для учащихся, не содержащихся в базовых программах по математике.
  • определять образовательные результаты  (личностные, предметные и метапредметные) учебно-исследовательской, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся при изучении математики в соответствии с заданной целью.
  • отбирать \ корректировать \ разрабатывать дидактические ресурсы  для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся при изучении математики с учетом индивидуальных особенностей учащихся и в соответствии с приемами организации активности учащихся по получению ими опыта продуктивной, социально востребованной, индивидуально значимой деятельности, а также деятельности, обусловленной различными типами и видами потребностей учащихся.
  • обоснованно выбирать способ организации исследовательской и  проектной деятельности учащихся (педагогическую технологию \ технику \ методику \ метод \ приемы) при изучении математики для достижения заданных образовательных результатов.
  • осуществлять обратную связь с учащимися в процессе выполнения ими исследовательской и проектной деятельности по математике.
  • планировать образовательные результаты программы базового, профильного или элективного курса в области математики в соответствии с заданной целью обучения.
  • проектировать рабочие программы базовых, профильных и элективных курсов по математике в соответствии с заданными образовательными результатами и возможностью индивидуального продвижения учащегося в получении запланированных образовательных результатов.
  • сравнивать содержание учебных программ базовых, профильных и элективных курсов по математике в соответствии с заданными образовательными результатами и возможностью индивидуального продвижения учащегося в получении запланированных образовательных результатов.
  • осуществлять корректировку и доработку программ базовых, профильных и элективных курсов в соответствии с заданными образовательными результатами в области математики.
  • составлять рабочие планы, технологические карты, конспекты уроков по математике, отвечающие запросам учащихся и возможностям индивидуального продвижения обучающегося в получении запланированных образовательных результатов.

Владеть:

  • владеть понятийным аппаратом ФГОС второго поколения основного общего образования;
  • основами работы учителя математики как учителя школы «нового стандарта».

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа. Аудиторные занятия составляют 36 часов, в том числе лекционных занятий - 12 часов, практический занятий – 24 часа. Самостоятельная работа -  36 часов.

4. Содержание дисциплины

п.п.

Раздел

Часы аудиторных занятий

Часы самостоятельной работы

Всего часов

лекции

практические занятия

1

Анализ феномена образования и его особенностей на современном этапе развития общества. Знакомство со ФГОС. ООП ООО. Современные педагогические технологии.

6

14

16

36

2

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся.

3

4

6

13

3

Система оценивания образовательных результатов учащихся основного общего образования.

3

6

14

23

Итого:

12

24

36

72

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п

Наименование разделов дисциплины

Содержание разделов

1.

Анализ феномена образования и его особенностей на современном этапе развития общества. Знакомство со ФГОС. ООП ООО. Современные педагогические технологии.

Анализ феномена образования и его особенностей на современном этапе развития общества. Роль и место математического образования на современном этапе. Цели и задачи школьного математического образования на современном этапе. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Цели и структура ФГОС ООО. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС. Примерная ООП ООО по математике. Рабочая программа базового и элективного курсов. УУД. Формирование УУД на уроке математики. Технологическая карта урока. Проектирование современного урока.

2.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся как средство совершенствования их универсальных учебных действий. Формы организации учебно-исследовательской и проектной  деятельности учащихся на уроке математики и во внеурочное время. Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

3

Система оценивания образовательных результатов учащихся основного общего образования.

Анализ особенностей системы оценки достижения учащимися планируемых образовательных результатов по математике в соответствии с требованиями ФГОС. Анализ современных подходов к оцениванию результатов обучения математике школьников: педагогический мониторинг, «портфолио», рейтинговая система оценивания, тестирование. ГИА. ЕГЭ. Проектирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания. Проектирование модульно-рейтинговых карт дидактических единиц по математике (курса, раздела, урока, темы) в соответствии с требованиями ФГОС.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

5.1.1.Основная литература

  1. Губанова Е.В. Новый образовательный стандарт: внедрение, контроль реализации и оценка результатов [практический аспект]. – М.: Сентябрь, 2012 – 224 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  3. Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр "Академия", 2009. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование).
  6. Кабанова Т. А. Тестирование в современном образовании: учебное пособие для вузов / Т. А. Кабанова, В. А. Новиков. - М. : Высшая школа, 2010. - 381 с.
  7. Примерные программы ООО. Математика. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ авт-сост. С.В. Третьякова. – М. Просвещение, 2013.
  9. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки РФ. – М. Просвещение, 2013. – 48 с.

5.1.2. Дополнительная литература:

  1. Иванова Т.А., Перевощикова Е.Н., Кузнецова Л.И., Григорьева Т.П. Теория и технология обучения математике в средней школе. – Н.Новгород: НГПУ, 2009.
  2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде – М.: Просвещение, 2013.
  3. Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, 2012.

5.1.3. Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.edu.ru
  2. http://www.fipi.ru. - Сайт федерального института педагогических измерений

3.   http://alexlarin.net/ege.html.

 4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное)  общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=6408

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

5.2. Средства обеспечения основной дисциплины

Для обеспечения дисциплины необходимы:

- дидактические материалы в форме электронного сопровождения курса (презентации);

- групповые и индивидуальные задания.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных и практических занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором и экраном.

7. Содержание промежуточного и итогового контроля

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Раскрыть понятие «образовательный стандарт», «учебный план».

2. Дать характеристику ФГОС второго поколения. Описать отличительные особенности ФГОС.

3. Охарактеризовать структуру ФГОС.  

4. Охарактеризовать содержание каждого из разделов ФГОС: требования к ООП ООО; требования к результатам освоения ООП ООО; требования к условиям реализации ООП ООО.

5. Дать характеристику образовательных результатов: предметных по математике, личностных, метапредметных.

6. Что такое УУД? Как формировать УУД на уроках математики?

7. Какие программы разрабатывает ОУ в соответствии со ФГОС ООО?

8. Как учителю математики разработать рабочую программу учебного курса?

9. Охарактеризовать современные педагогические технологии, способствующие формированию УУД.

10.  Охарактеризовать современные средства оценивания учебных достижений учащихся.

11. Дать анализ особенностей системы оценки достижения учащимися планируемых образовательных результатов по математике в соответствии с требованиями ФГОС.

12. Дать характеристику исследовательской и проектной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

13. Как спроектировать современный урок?

14. Привести примеры проектирования проблемных ситуаций на уроках алгебры и геометрии.

15.  Что такое технологическая карта урока? Особенности составления технологических карт урока математики.

№ раздела

Задания СРС

Методические указания к выполнению

Литература

1

Подготовить информационный блок «Сравнение ГОС 2004 и ФГОС»

Раскрыть отличительные особенности ГОС и ФГОС, различия на примере предметной области «Математика»

[3, 5, 7] см. п. 5.1.1.

2

Сравнительный анализ традиционных и современных средств оценивания учебных достижений учащихся.

Сравнить традиционные и современные средства оценивания, выделяя плюсы и минусы каждого из них.

[5, 6] см. п. 5.1.1.

3

Разработать план учебно-исследовательской деятельности уч-ся 7-го класса по геометрии

Проанализировав программу, учебники по геометрии для 7-го класса разработать план учебно-исследовательской дея-ти уч-ся.

[8] см. п. 5.1.1.

1-2-3

Выполнить домашнее индивидуальное задание.

Разработать конспект урока (технологическую карту) по темам предложенным преподавателем в соответствии с требованиями ФГОС

[3, 5, 7, 9] см. п. 5.1.1.

[2, 3] см. п. 5.1.2.

7.2. Перечень примерных контрольных заданий, тестов  для промежуточной аттестации

7.2.1. Тесты для осуществления промежуточной аттестации

1. Назовите дату перехода образовательных учреждений на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования:

   а) 1 сентября 2011 года;

   б) 1 января 2012 года;

   в) 1 сентября 2012 года;

   г) в каждом учреждении индивидуально по решению педагогического совета школы.

2. Как расшифровывается аббревиатура ФГОС ООО?

   а) Федеральный государственный основной стандарт основного общего образования;

   б) Федеральный гражданский образовательный стандарт основного общего образования;

   в) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

   г) Федеративный гражданский основной стандарт основного общего образования.

3. Какой документ устанавливает в РФ " Закон об образовании" ?

   а) Конституция РФ;

   б)Указ Президента РФ;

   в) Приказ Министра Образования РФ;

   г) Приказ Государственной Думы РФ.

4. Как называется национальная образовательная инициатива Президента РФ?

   а) " Современная школа ";

   б) " Наша новая школа ";

   в) " Новая школа России ";

   г) " Новая школа ".

5. Сколько групп требований выдвигает ФГОС?

   а) 1;

   б) 2;

   в) 3;

   г) 4.

6. Что является основной особенностью нового стандарта?

   а) деятельностный характер обучения;

   б) информационный характер обучения;

   в) информационно- деятельностный характер обучения;

   г) проблемно- поисковый характер обучения.

7. Что является ядром нового стандарта?

   а) достижение высоких результатов знаний программного объема;

   б) формирование универсальных учебных знаний;

   в) формирование универсальных учебных достижений;

   г) всестороннее развитие личности ребенка.

8. Какие группы требований устанавливает стандарт к результатам обучающихся?

   а) личностные, предметные, общеобразовательные;

   б) предметные, нравственные, идеологические, личностные;

   в) предметные, метапредметные, идеологические;

   г) личностные, предметные, метапредметные.

9. Какой метод широко применяется в новом стандарте образования?

   а) информационный;

   б) проектный;

   в) частично- поисковый;

   г) здоровьесберегающий.

10. Что понимают под УУД?

   а) общеучебные умения, общие способы действия, надпредметные действия;

   б) комплексные знания, метапредметные действия, универсальные умения;

   в) универсальные действия, общеучебные знания, надпредметные взаимоотношения;

   г) комплексные знания, умения, навыки.

11. Существует ли отдельная программа по УУД?

   а) да;

   б) нет.

12. Что является важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени основного общего образования?

   а) углубление знаний школьной программы;

   б) формирование ИКТ- компетентности обучающихся;

   в) универсиализация знаний, умений и навыков;

   г) умение готовить проекты разной направленности.

13. Что изучают с использованием ИКТ?

   а) основные предметы гуманитарного цикла;

   б) основные предметы естественно- научного цикла;

   в) предметы, используемые во внеурочной деятельности;

   г) все предметы образовательной программы (как урочные, так и внеурочные).

14. Каким документом определяется чередование урочной и внеурочной деятельности?

   а) решением педагогического совета;

   б) уставом образовательного учреждения;

   в) программой образовательного учреждения;

   г) программой образовательного учреждения при согласовании с родителями обучающихся.

15. Что такое информационно-образовательная среда?

   а) возможность взаимообщения между учителем и учеником дистанционно, с использованием интернета;

   б) возможность ученика использовать интернет при выполнении домашних заданий;

   в) необходимость учителя использовать интернет при подготовке к урокам;

   г) возможность взаимообщения между учителем и родителями с использованием интернета.

16. Что такое внеурочная деятельность?

   а) деятельность педагога и учащихся, направленная на развитие личности обучающихся;

   б)  деятельность членов педагогического коллектива ( учителей, психолога, логопеда и т.д. ) по развитию личности                      обучающихся;

   в) коррекционная работа педагогов и учащихся;

   г) посещение обучающимися секций, кружков, студий за пределами образовательного учреждения.

17. Где отражается содержание внеурочной деятельности?

   а) в ФГОС НОО;

   б) в Уставе образовательного учреждения;

   в) в Федеральной образовательной программе ;

   г) в Основной образовательной программе образовательного учреждения.

18. Входит ли время, отведенное на внеурочную деятельность, в предельно допустимую нагрузку обучающихся?

   а) да;

   б) нет.

19. Каким документом определяется общий объем нагрузки для учащихся?

   а) образовательной программой учреждения;

   б) учебным планом  образовательного учреждения;

   в) уставом образовательного учреждения;

   г) ФГОС ООО.

20. Каков объем обязательных учебных занятий в основной школе?

   а) 18 часов;

   б) 19 часов;

   в) 20 часов;

   г) 21 час.

7.3. Примерный перечень вопросов к зачету

1. Раскрыть понятие «образовательный стандарт», «учебный план».

2. Дать характеристику ФГОС второго поколения. Описать отличительные особенности ФГОС.

3. Охарактеризовать структуру ФГОС.  

4. Охарактеризовать содержание каждого из разделов ФГОС: требования к ООП ООО; требования к результатам освоения ООП ООО; требования к условиям реализации ООП ООО.

5. Дать характеристику образовательных результатов: предметных по математике, личностных, метапредметных.

6. Что такое УУД? Как формировать УУД на уроках математики?

7. Какие программы разрабатывает ОУ в соответствии со ФГОС ООО?

8. Как учителю математики разработать рабочую программу учебного курса?

9. Охарактеризовать современные педагогические технологии, способствующие формированию УУД.

10.  Охарактеризовать современные средства оценивания учебных достижений учащихся.

11. Дать анализ особенностей системы оценки достижения учащимися планируемых образовательных результатов по математике в соответствии с требованиями ФГОС.

12. Дать характеристику исследовательской и проектной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

13. Как спроектировать современный урок?

14. Привести примеры проектирования проблемных ситуаций на уроках алгебры и геометрии.

15.  Что такое технологическая карта урока? Особенности составления технологических карт урока математики.

8. Учебно-исследовательская работа по дисциплине не предусмотрена

9. Научно-исследовательская работа по дисциплине не предусмотрена

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования»

Программа курса «Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования» реализуется в процессе чтения лекций, проведения практических занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых и индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, написания контрольных работ, выполнения индивидуальных творческих работ.

10.1. Методические материалы для преподавателей и студентов, обеспечивающие преподавание и изучение дисциплины

10.1.1. Планы лекций по дисциплине

ЛЕКЦИЯ 1

Анализ феномена образования и его особенностей на современном этапе развития общества.

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

  1. Роль и место математического образования на современном этапе.
  2. Цели и задачи школьного математического образования на современном этапе.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

ЛЕКЦИЯ 2

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ.

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

  1. Цели и структура федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения.
  2. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС.
  3. Планирование и проектирование основных образовательных результатов по математике у школьников (личностных, метапредметных, предметных).
  4. Универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

ЛЕКЦИЯ 3

Основные направления совершенствования методической системы обучения математике в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

  1. Системно-деятельностный подход – основа федеральных государственных стандартов, что означает:

а) формирование готовности у учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;  

б) проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  

в) проектирование и конструирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;  

г) построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

  1. Изучение предметной области «Математика» должно  обеспечить:

а) осознание значения математики в повседневной жизни человека;

б) формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах  становления математической науки;  

в) понимание роли информационных процессов в современном мире;

г) формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

ЛЕКЦИЯ 4

ФГОС: требования к образовательным результатам

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

  1. Классификация образовательных результатов по математике: личностные, метапредметные, предметные.
  2. Обзор основных требований ФГОС к системе оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. 

ЛЕКЦИЯ 5

Моделирование  учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся по математике с целью развития индивидуальных качеств каждого обучающегося в соответствии с требованиями ФГОС

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

  1. Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся.
  2. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся как средство совершенствования их универсальных учебных действий.
  3. Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроке математики. Основные направления учебно-исследовательской деятельности учащихся 
  4. Методы и приемы планирования и осуществления обратной связи по поводу индивидуального продвижения учащегося в получении запланированных образовательных результатов в процессе учебно-исследовательской деятельности.

ЛЕКЦИЯ 6

Цели и задачи элективных курсов в системе школьного математического образования. Особенности организации элективных курсов по математике, обеспечивающих  реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося в условиях предпрофильной и профильной подготовки школьников

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

  1. Цели и задачи элективных курсов в системе школьного математического образования
  2. Особенности организации элективных курсов по математике, обеспечивающих  реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося в условиях предпрофильной и профильной подготовки школьников.
  3. Структура программы элективного курса по математике для учащихся. Требования к условиям реализации и результатам освоения программы элективного курса по математике для учащихся.
  4. Из опыта проведения элективных курсов по математике с учащимися основной общей школы.
  5. Особенности организации элективных курсов по математике с учащимися старших классов базового и профильного уровня.

10.1.2. Методические указания и рекомендации к проведению практических занятий

Практическое занятие №1

ФГОС ООО. Ключевые особенности ФГОС.

Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания студентов по теме «ФГОС второго поколения ООО».

Теоретические вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика и структура ФГОС. Фундаментальное ядро ФГОС.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития.
  3. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС.

Список заданий, рекомендованных  для обсуждения и решения на занятии:

Задание 1. Составить синквейн по теме «системно-деятельностный подход» по  следующему принципу: 

Первая строка – существительное, тема синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.

Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.

Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Работа выполняется в парах или индивидуально.

Задание 2. Выделить плюсы и минусы ФГОС ООО  с точки зрения: 1)  ОУ; 2) учителя; 3) ученика.

Студенты делятся на три группы по количеству заданий. По окончании работы идет обсуждение проделанной работы студентами.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Конкретизация универсальных учебных действий (УУД) на примере изучения темы «Проценты» в 6 классе

План занятия

Цель: систематизировать знания студентов об универсальных учебных действиях; научить студентов конкретизировать УУД на примере изучения темы «Проценты» в 6-ом классе.

Теоретические вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика, функции и виды универсальных учебных действий.
  2. Основные виды деятельности школьников в процессе изучения математики.

Список заданий, рекомендованных  для обсуждения и решения на занятии:

Задание 1. Определите, какие УУД должны формироваться  на  уроках математики?

Задание 2. Просмотрев содержание учебника и программу по математике различных авторов для 6-го класса по теме «Проценты», выделить ууд формируемые в рамках изучения указанной темы в процессе проведения уроков разных типов (изучение  нового материала, урок закрепления, контрольный урок).

Работа студентами выполняется в микрогруппах. Количество микрогрупп совпадает с количеством выделенных типов уроков.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Тренинг по подбору или составлению заданий по математике, направленных на формирование УУД у школьников.

Цель: научить студентов подбору и составлению зданий по математике, направленных на формирование УУД у школьников на примере изучения тем «Формулы сокращенного умножения», «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения», «Вписанные и центральные углы».

Теоретические вопросы для обсуждения:

  1. Виды универсальных учебных действий.
  2. Проблемные ситуации на уроках математики.
  3. Типовые задачи, направленные на формирование УУД.
  4. Виды заданий, формирующие УУД.

Список заданий, рекомендованных  для обсуждения и решения на занятии:

Задание 1. Разработать учебные ситуации для учащихся по темам: «Наибольшее и наименьшее значения функции»; «Решение треугольников»; «Вписанные и описанные многоугольники»; «Площади многоугольников».

Учебные ситуации могут быть оформлены следующим образом:

Ситуация. Условия, в которых возникла проблема.

Ваша роль. Человек, в роли которого вы должны себя представить, решая проблему.

Описание ситуации. Более подробная характеристика ситуации.

Задание. Что нужно сделать или что нужно получить в итоге.

Студенты делятся на 4 группы. По окончании работы представитель каждой из групп озвучивает созданную учебную ситуацию.

Задание 2. Спроектировать задания для формирования УУД по темам: «Формулы сокращенного умножения», «Теорема Пифагора», «Квадратные уравнения», «Вписанные и центральные углы».

Задание выполняется также в микрогруппах.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Проектирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания

Цель: научить студентов проектировать контрольно-оценочную деятельность учащихся на уроке математики с использованием современных средств оценивания.

Теоретические вопросы для обсуждения:

  1. Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов.
  2. Обзор основных требований ФГОС к системе оценки  результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
  3. Комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего.

Список заданий, рекомендованных  для обсуждения и решения на занятии:

Задание 1. Выполнить сравнительный анализ систем оценки учебных достижений школьников по математике, ориентированных на «знаниевую» и «деятельностную» парадигмы.

Задание 2. Спроектировать учебные задания по математике, направленные на оценивание предметных, метапредметных достижений учащихся (работа в микрогруппах).

Задание 3.  Спроектировать контрольно-оценочную деятельность учащихся на уроке математике при изучении темы «Квадрат суммы и разности двух выражений».

Задания выполняются в парах или индивидуально с последующей проверкой и анализом выполненной работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5,6

Составление рабочих планов изучения темы

Цель: научить студентов составлять рабочие планы изучения темы, обеспечивающих организацию и реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося основной общей школы

Практическое занятие проходит в форме тренинга по составлению рабочих планов изучения темы, обеспечивающих организацию и реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося основной общей школы на примере  темы «Положительные и отрицательные числа» в 6 классе, «Окружность» в 8-ом классе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7,8

Технологическая карта урока. Проектирование современного урока.

Цель: научить студентов составлять технологические карты урока (конспект) по математике в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Практическое занятие проходит в форме тренинга по составлению технологических карт и конспектов уроков по математике, обеспечивающих организацию и реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося основной общей школы на примере тем «Окружность», «Теорема Пифагора», «Сумма углов треугольника».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9,10

Рейтинговая система оценивания образовательных результатов учащихся основной общей школы по математике

Цель: научить студентов проектировать модульно-рейтинговые карты дидактических единиц по математике (курса, раздела, урока, темы) в соответствии с требованиями ФГОС.

Теоретические вопросы для обсуждения:

1. Рейтинговая система оценивания образовательных результатов учащихся основной общей школы по математике.

Список заданий, рекомендованных  для обсуждения и решения на занятии:

Задание 1. Выделить плюсы и минусы рейтинговой системы оценивания образовательных результатов учащихся. Преподаватель организует мозговой штурм по выявлению плюсов и минусов рейтинговой системы оценивания достижений уч-ся.

Задание 2. Спроектировать модульно-рейтинговую карту изучения темы по геометрии (студенты выбирают самостоятельно, используя действующие учебники по геометрии). Работа выполняется в микрогруппах.

Задание 3. Спроектировать модульно-рейтинговую карту изучения темы по алгебре (студенты выбирают самостоятельно, используя действующие учебники по алгебре). Работа выполняется в микрогруппах.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11

Разработка рабочего Портфолио как метода оценивания учебных достижений школьников по математике

Цель: рассмотреть портфолио как один из современных методов оценивания учебных достижений школьников по математике.

Практическое занятие проходит в форме тренинга по разработке рабочего портфолио как метода оценивания учебных достижений учащихся по математике.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 12

Проектирование и корректировка программ элективных курсов по математике

Цель: показать студентам на примере как проектировать и (или) корректировать программы элективных курсов по математике.

Практическое занятие проходит в форме тренинга по проектированию и корректировке программ элективных курсов по математике, обеспечивающих  организацию и реализацию индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося предпрофильного класса.

На последнем практическом занятии студенты представляют электронные презентации выполненных ими индивидуальных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования

Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г.  № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...

Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.

В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что ни...

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

«Индивидуализация в образовании в условиях требований ФГОС общего образования»

laquo;Индивидуализация в образовании в условиях требований ФГОС общего образования»...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рекомендованы этапы проектирования урока математики в условиях ФГОС в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....