ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по математике (9 класс)

Луговая Татьяна Александровна

 В статье рекомендованы этапы проектирования урока математики в условиях ФГОС в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st._prakt._rekom._pri_prekt._ur.fgos_.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Составила: учитель математики ГБОУ Морской школы               Московского района  г. Санкт-Петербурга   Луговая Т.А    

 

      Сегодня в     системе общего образования происходят существенные изменения, связанные с поэтапным переходом на федеральные  государственные образовательные стандарты. С 1 сентября 2015г. осуществляется переход на ФГОС основного общего образования. Переход на ФГОС предполагает обеспечение нового качества общего образования, поэтому особенно важно определить и обосновать цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на основной ступени обучения в соответствии с ФГОС основного общего образования. Введение стандарта во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде. Именно поэтому в стандарт, например, введена «Программа формирования универсальных учебных действий», а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и вне урочной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.). Принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование  личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Рабочая тетрадь учителя «Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС» является путеводителем при подготовке и проведении урока, где представлены готовые теоретические и практические материалы, а также есть страницы, которые учитель может заполнить самостоятельно.

    На основании условий реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, необходимо выделить практические рекомендации при подготовке учителя математики к уроку.

1 С чего надо начать подготовку к уроку?:

- четко определить и сформулировать тему урока;

- определить место темы в учебном курсе;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Зачем урок вообще нужен?:

- Необходимо определить и четко сформулировать для себя и отдельно  для учащихся целевую установку урока. В связи с этим надо определить образовательную, развивающую и воспитательную цели урока.

3. Спланировать учебный материал. Что для этого надо?:

- Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание;

- Подобрать учебные задания, целью которых является узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в новой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

 - Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»;

- Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль деятельности учащихся на уроке. Для того, чтобы эффективно осуществлять контроль учебной деятельности учащихся, необходимо продумать, что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, компьютерной техники.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

 Применяемые на уроке методы и приемы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным. Темп и ритм урока должны быть оптимальными. Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся.

     Всем учебным процессом на уроке управляет учитель, который должен применять конкретные методики, обучающие универсальным учебным действиям: экскурсии, поиск дополнительного материала на заданную тему, обмен мнениями, выявление спорных вопросов, построение системы доказательств, выступление перед аудиторией, обсуждение в группах.

Основными методами используемыми в учебном процессе являются:

- Технология «критического мышления» способы;

- Технология продуктивного чтения;

- Метод формирования с помощью технологии оценивания учебных успехов

     Организацию каждого урока предполагается проводить поэтапно. На  этапе  организации познавательной деятельности учащихся, основной целью является мотивация  учащегося к учебной деятельности.  Для реализации этой цели необходимо:

-  создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

      Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, и.т.д.) и познавательные процессы (внимание, память, и.т.д.);

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

    Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения задач такого класса.

      Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (от фр. intériorisation —переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) нового способа действия. Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность  выявления причин ошибок и их исправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка готовности педагогических работников к осуществлению профессиональной деятельности в условиях ФГОС общего образования.

В ФГОС четко обозначены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы. В своем эссе я попытаюсь разобраться насколько же современные педагогические кадры соответствуют э...

УМКД "Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования"

В работе представлена рабочая программа учебной дисциплины "Подходы к обучению в условиях ФГОС общего образования". В результате изучения дисциплины студенты - будущие учителя математики знакомятся с ...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования.

1. Важное звено в работе учителя – подготовка к уроку. Учитель готовится к цепочке уроков. Начинает с рабочей программы, учебно-тематического планирования с учетом требований к знаниям, умениям и навы...

Моделирование проблемной ситуации на уроке математики на ступени основного общего образования в контексте ФГОС

Сегодня, в связи с изменениями ценностных ориентиров российского общества, образование оказалось перед необходимостью кардинальных перемен.В этой статье я предлагаю свой взгляд на решение этой п...

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования

Этапы деятельности учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....