Первый этап работы по новым образовательным стандартам в 5 классе
(5 класс) по теме

Кноп Татьяна Анатольевна

     Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию новой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых образовательных стандартов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pervye_shagi_v_fgos.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на тему:

«Первый этап работы по новым образовательным стандартам в 5 классе»

Выступление подготовила:

Кноп Татьяна Анатольевна –

учитель английского языка

с.Лопхари, 2013 год

   Готовясь к выступлению, я думала с чего начать. Итак, ФГОС ООО… Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию новой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых образовательных стандартов. Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства. (Из текста Требований).   Очень важный документ – «Положение об учебном кабинете в условиях введения ФГОС ООО», является неотъемлемой частью нормативной базы кабинета иностранных языков. Разработка и утверждение Положения обеспечит благоприятные условия для совершенствования  образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагога, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС. При переходе на ФГОС должна измениться материально-техническая база кабинета иностранного языка. Говоря о кабинете иностранного языка в нашей школе,  хотелось бы сказать, что кабинет не полностью отвечает основным требованиям стандарта, а именно: оформление кабинета иностранного языка должно создавать атмосферу предмета "Иностранный язык". Экспозиционные стенды должны быть работающими и использоваться непосредственно на уроках, поэтому я решила постепенно обновлять наглядность кабинета, требуется приобрести карты англоговорящих стран или интерактивные карты стран изучаемого языка. Рабочее место учителя оборудовано компьютером, колонками, имеется доска. Компьютер подключен к Интернету, но Интернет на уроке невозможно использовать, из-за слабой скорости. Необходимы лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися, мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения. В марте 2012 года мною были пройдены курсы продолжительностью 24 часа, что недостаточно  для реализации ФГОС. Стараюсь организовывать работу в интернет-пространстве, работаю с электронным журналом, необходимым уровнем ИКТ-компетентности обладаю. Осталось дело за малым: пройти необходимую курсовую подготовку по ФГОС. Конечно, многого я ещё не умею и не знаю. Недостаточны знания по методике и практике реализации ФГОС. Но Родина сказала «Надо!», учитель ответил «Есть»! В пятом классе я работаю по УМК Кауфмана «Счастливый английский. ру», который включает в себя учебник и 2 рабочие тетради, аудиоприложение, которое я скачала с интернета, пособия «Мистер Хэлп идет на помощь» у нас нет. УМК написан в соответствии с требованиями государственного стандарта и учитывает реальные возможности учителя и учащихся. Каждый ученик индивидуален и я,  как учитель,  должна организовать его деятельностное пространство на уроке таким образом, чтобы ему было интересно,  и чтобы он достиг личностных результатов в своей работе. Личностные результаты в курсе достигаются с помощью развивающих упражнений  (ребусы и загадки, которые отвечают потребностям учащихся), сюжеты, которые воспитывают личностные качества учителя, а также их жизненный опыт и интересы в изучении английского языка. Готовность и способность к образованию, в том числе  самообразованию,   на протяжении всей  жизни в учебнике формируется за счет: объяснения и постоянного использования четкого алгоритма выполнения заданий, наличия   подробных инструкций и точных формулировок заданий в   рубриках учебников и рабочих тетрадях, наличия понятной    школьникам цели у упражнений и проектных работ, объяснения важности знаний и роли учения через сюжет учебников    и ориентации школьников на непрерывное образование в  учебниках курса.    Личностный смысл учения формирую у школьников за счет реализации личностно-ориентированного подхода, учета индивидуальных особенностей   учеников, использую задания с различными уровнями сложности и очевидной пользы изучаемого материала для реальной  жизни, что способствует развитию личностных универсальных учебных действий. Мною были разработаны разноуровневые контрольные работы по одной теме, эта работа очень трудоемкая и нужно учитывать личностные возможности каждого ученика.

Достижение планируемых метапредметных результатов ФГОС    в курсе “Happy English.ru”

    Метапредметные результаты достигаются через содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль), наличие текстов    разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения, сопоставление явлений     родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и нестандартной подачи   грамматического материала, упражнений, знакомство с явлениями    окружающего мира, фактами его истории, географии и т. д. на английском языке,  интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий.  Что касается проектных работ, то по программе учебника они начинаются с декабря.

Планируемые метапредметные

результаты ФГОС

Средства достижения метапредметных

результатов в курсе “Happy English.ru”

Умение самостоятельно определять

цели деятельности и составлять

планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и

корректировать деятельность

Умение развивается в ходе работы с четки-ми пошаговыми инструкциями к заданиям и

играм, наличию очевидного для школьников  результата каждого урока, что способствует   овладению регулятивными универсальными учебными действиями.

Готовность и способность к самостоятельной информационно-по-знавательной деятельности, включая

умение ориентироваться в различных источниках информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую

из различных источников; умение

определять понятия, создавать

обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно

выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить

логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и

по аналогии) и делать выводы

УМК включает обширный диапазон заданий, направленный на поиск, анализ, синтез,

интерпретацию информации: задания на

осознанное овладение стратегиями чтения

с различными способами извлечения информации.

Загадки, ребусы, задания на трансформацию информации в устной

и письменной форме, что способствует развитию познавательных универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий   в курсе “Happy English.ru”

Познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные   действия (УУД) обеспечивают овладение ключевыми компетенциями учащихся:

Познавательные УУД (универсальные учебные действия)в курсе “Happy English.ru” развиваются с самого первого урока. Умения смыслового чтения в зависимости от цели развиваются с помощью установки в задании, позволяющей ученикам овладеть необходимыми  алгоритмами чтения, например: „Выбери правильные ответы на эти вопросы. Для того чтобы  правильно ответить, найди части текста, в которых есть нужная информация“.  Такие установки-подсказки с самого первого урока дают уч-ся понятие   о различных целях чтения текстов и необходимой последовательности действий.  

2. На уровне микротекстов, например,  агент Кьют перепутал предложения из двух разных рассказов. Верни    предложения на их места. Прочитай рассказы, которые у тебя получились. Опора на заголовок помогает детям анализировать местоимения и контекст истории и, таким образом, сосредоточивать  внимание на необходимых опорах при чтении данного типа текста.

3. На уровне текстов, которые требуют прочтения в определенной последовательности для выстраивания их в верном порядке.

Коммуникативные УУД в курсе “Happy English.ru” формируются в ходе игровых

упражнений, в которых важно учитывать мнение и позицию партнеров по общению, а также в коммуникативных упражнениях учебников, например

„Поработайте все вместе. Прочитай  классу записанные ингредиенты бутерброда соседа и скажи, будет ли его бутерброд вкусным или не очень. После этого сосед прочитает классу свой рецепт.    Оцените работы друг друга. У кого получился самый вкусный бутерброд? У кого   получился самый красивый бутерброд? Кто лучше всех записал ингредиенты?“  

Знаково-символические УУД формируются с помощью оригинальной подачи  грамматического материала, при которой абстрактные грамматические понятия персонифицированы в виде героев-дракош, а система видовременных форм   английского глагола представлена в виде страны DoDidDone.

Ну и всё таки, на этапе перехода из начальной в основную школу у младших подростков, несмотря на то, что сформировались у них элементарные общеучебные и коммуникативные умения, и они ориентируются в четырех   видах речевой деятельности, они еще не способны к самостоятельной работе и во всем следуют указаниям учителя. Уроки иностранного языка как никакие другие помогают детям в социализации, поскольку предполагают интенсивное общение при совместной деятельности, при работе в парах и группах. Моя  задача постепенно приучить их к таким видам работы, научить слушать друг друга, учитывать мнение партнера, проявлять инициативу и целеустремленность. Но так как на этом этапе дети еще не уверенно владеют речевыми формами, еще не усвоили модели речевого общения, большое место занимает элементарная тренировка – повторение образцов за учителем или аудиозаписью, заучивание наизусть небольших стишков и песенок, которые я стараюсь на уроке выполнять в движении, небольшие тематические  инсценировки, игры. Понятно, что просмотр мультфильмов или учебных фильмов на английском языке поможет им больше, чем заучивание новых слов списком, зазубривание грамматических правил, и бесконечное количество механических упражнений, не говоря уже о том, что яркие зрелищные уроки формируют положительное отношение к предмету. Накопление образцов и моделей создаст почву для теоретического осмысления грамматики в период обучения в 7-9 классах. Психологи утверждают, что именно этот этап важен для создания долговременной мотивации. Подходя к седьмому классу, ребенок либо настраивается на совершенствование в языке, или теряет интерес к этому предмет, разочарованный неудачами при постижении грамматики. «Слишком много грамматики» – вот отрицательная сторона обучения, от этого никуда не уйдешь, обучение грамматике как раз и базируется на  традиционном подходе. При усвоенном предпороговом уровне А2 (по окончании 5 класса) ученик понимает отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, друзьях, школе, покупках, и т.п.). Может выполнить задачи, связанные с простым обменом информации на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях может рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни.  Внеурочная деятельность по предмету: привлечение учащихся к дистанционным конкурсам и олимпиадам, класс активный желающие есть. 7 человек записались на дистанционный курс «Английский для начинающих» (Конева Валентина, Конева Анастасия, Конева Екатерина, Канева Кристина, Яркина Елизавета, Итторма Ольга, Нахрачева Татьяна).  Во-первых, мне пришлось ответить на главный вопрос: Для чего я учу детей? Раньше, я бы ответила: для того, чтобы они умели читать, могли писать, элементарно изъясняться на иност.языке и пр. Но с позиции ФГОС мне кажется для того, чтобы они стали успешными в жизни. А дать можно только то, что имеешь сам.  Надо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и тогда мы научим этому детей. Поэтому все начинать нужно с личностной «перестройки» и «приведения себя в соответствие с ФГОС», а после этого станет  понятнее, что нужно менять в моей педагогической деятельности.  Если раньше на уроке требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное,  - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании урока. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников) Здесь мне до сих пор приходится работать над собой, т.к. иногда так хочется объяснить, показать детям, а вместо этого приходится подталкивать, направлять их к знанию, что гораздо труднее. Не всегда это получается, к сожалению, но, думаю, это дело привычки.   К сожалению, с реализацией ФГОС, увеличился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше и качественнее, на что уходит много времени. Взять, к примеру, Рабочую программу, которая заменила календарно-тематическое планирование. Благодаря этому и многому другому, на творческую деятельность у учителя катастрофически не хватает времени. Особенно это касается внеурочных занятий. Очень хочется заинтересовать детей, а это требует хорошей подготовки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

          Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"

В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"...

Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам

Анкета "Самооценка готовности учителя к работе по новым образовательным стандартам"...

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы)?

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы)....

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...