Выступление на заседании МО по теме самообразования Тесты как средство проверки уровня подготовки обучающихся
статья по теме

Шишкова Елена Анатольевна

"Тесты как средство проверки уровня подготовки обучающихся".

( СЛАЙД) В настоящее время в России  ведется широкий поиск путей повышения эффективности преподавания на интенсивной основе, что обусловлено объективной тенденцией развития общества в условиях стремительного роста объема научно-технической информации. В связи с этим, я вижу  одну из главных актуальных задач в выработке нового концептуального подхода к повышению эффективности обучения на базе создания и внедрения более совершенных педагогических технологий.   Долгие  годы в отечественной образовательной системе проблема проверки и оценки уровня подготовки школьников считалась достаточно разработанной.   При таком подходе оценка знаний, умений и навыков школьников проводилась, исходя из личного восприятия учителем ответа, сконструированного самим учеником, что сильно затрудняло составление объективной и достоверной картины усвоения ими изучаемого учебного материала.   Широкие перспективы для решения этих задач открываются при использовании тестов для проверки усвоения учащимися учебного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Тесты как средство проверки уровня подготовки обучающихся".

( СЛАЙД) В настоящее время в России  ведется широкий поиск путей повышения эффективности преподавания на интенсивной основе, что обусловлено объективной тенденцией развития общества в условиях стремительного роста объема научно-технической информации. В связи с этим, я вижу  одну из главных актуальных задач в выработке нового концептуального подхода к повышению эффективности обучения на базе создания и внедрения более совершенных педагогических технологий.   Долгие  годы в отечественной образовательной системе проблема проверки и оценки уровня подготовки школьников считалась достаточно разработанной.   При таком подходе оценка знаний, умений и навыков школьников проводилась, исходя из личного восприятия учителем ответа, сконструированного самим учеником, что сильно затрудняло составление объективной и достоверной картины усвоения ими изучаемого учебного материала.   Широкие перспективы для решения этих задач открываются при использовании тестов для проверки усвоения учащимися учебного материала.

                ( СЛАЙД).В связи с этим, основанием для выбора темы плана самообразования, для меня как педагога послужили:      очевидная необходимость использования тестового опроса будет иметь практическую и теоретическую значимость  только при  осуществлении систематического дифференцированного контроля за усвоением учащимися учебного материала.  Эффективность  качества контроля за результатами обучения  существенно повышаю    применяя  тематическое и поурочное диагностирующее тестирование, которое  отвечает целям и задачам обучения, дает учащимся возможность самостоятельно проверить свои знания по объективным критериям, адекватно оценить качество своего труда, а мне- учителю составить объективную и достоверную картину успехов каждого ученика в соответствии с требованиями госстандарта, оказать при необходимости индивидуальную помощь.  

( СЛАЙД) Цель   –  использования нетрадиционных форм то есть тестового контроля,  в качестве контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся в современной школе на уроке, направленной на решение задачи повышения уровня знаний обучающихся.  

( СЛАЙД) Задачи :        

  • формирование у учащихся интереса и уважения к изучаемому предмету;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний и умений в различных сферах деятельности;
  • развитие , интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика;
  • повышение качества тестового контроля знаний и умений учащихся.

Применение  тестов  на практике помогает мне прежде сего объективно и достоверно сравнивать результаты обучения учащихся.   Я думаю, что такой подход оправдан тем, что тест является как  средством педагогического измерения, с помощью которого становится возможным проведение объективного и достоверного определения как уровня  обученности учащегося, так и практической работой учителя и обучающегося в урочное и внеурочное время.

(СЛАЙД)  Поэтому для практической наглядности я предлагаю вам тоже ответить на тестовые вопросы вводной диагностики.

. ( СЛАЙД) я привела исследования диагностических данных использования тестов на своих уроках, видно, что в этом году я их применяю по всем предметам.

Для себя, я определила наиболее эффективные методические приемы работы с обучающимися  с тестами на уроках.

Тестовые задания, выполнение которых связано с тем или иным приемом учебной работы школьников, позволяют мне  проводить проверку не только их знаний,  но и владения ими приемами умственной деятельности (сравнение и обобщение, установление причинно-следственных связей). Напимер На своих уроках я применяю:

  1.  (СЛАЙД) использование тестов, выполнение которых связано как с определением правильного ответа, так и с конструированием краткого свободного ответа на основе предлагаемых вариантов;( Например химия 8 класс тема « Предмет химия. Вещества»
  1.  Важнейший метод познания при изучении естественных дисциплин
  • Повторение;
  • Наблюдение;
  • Исследование.
  1. Как называется наблюдение, проводимое в лабораторных условиях?

______________________________________________________.

  1.  .Как вы думаете, что такое моделирование? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.. 
  1. ( СЛАЙД)  выполнение заданий на основе текста учебника и коллективное их обсуждение; (Например химия 8 класс  тема «Периодическая система Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов». 
  • По какому принципу были даны названия химическим элементам?

а)отражены важнейшие свойства элементов- водород-рождающий воду; кислород-рождающий кислоты;        

б)заимствованы из мифологии. Тантал- любимый сын Зевса он испытал много мучений, так же и химики во время его получения;

в) в честь государств или частей света- галлий-старинное название Франции; полоний -в честь Польши;берклий-город в США Беркли;

г)увековечены имена великих ученых- фермий, менделевий ; д)названы в честь небесных тел-Селен-Луна, Теллур-теллурис-Земля.)

III.  (СЛАЙД) самостоятельное составление тестовых заданий на базе небольшой, логически завершенной части ранее пройденного учебного материала. ( Например ОБЖ 5 класс по теме « Правила Дорожного Движения» составил учащийся Сулейманов А.

  1. Как называется проезжая часть дороги с твердым покрытием?
  • Обочина;
  • Тротуар;
  • Шоссе .
  1. Место, где на время оставляют транспортное средство?
  • Пляж ;
  • Столовая;
  • Автостоянка .
  1. Цвета светофора:
  • Жёлтый, красный, зелёный;
  • Красный, синий, белый;
  • Чёрный, красный, зелёный.)
  1. ( СЛАЙД) НОВИЗНА В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕСТОВ  Динамика выполнения школьниками тематических тестов не только подводит итог предшествующей деятельности учителя и учащихся, но и развивает у последних волю к учению, обеспечивает устойчивое закрепление знаний в их памяти. Например: выполнение тестовых заданий по физической культуре зачетные уроки на результат. Исходя из результата выполнения задания по таблице обучающиеся сами видят на какую это оценку. Или 5 класс ОБЖ  в этом году экспериментирую:  перед объяснением новой темы провожу  тестирование чтение текста на время с проговариванием незнакомых слов. Ученики  повышают навыки чтения, развивают качество восприятия и присутствует элемент соревнования кто сколько слов прочтет и не сделает ошибок. Т.к. я слежу за чтением и помечаю слова в которых они делают ошибки. В последнее время ученики сами замечают свои ошибки в словах. Результаты прочитанных слов за 1 минуту фиксируем поэтому видна тенденция повышения техники чтения.   Повышение техники качественного чтения с параллельным самостоятельным ознакомлением с материалом, для удобства объяснения темы.
  2. ( СЛАЙД)  На  уроках физры тестирование  на результат по легкой атлетике, прыжкам, сгибание и разгибание тела из положения лёжа, челночный бег, лыжная подготовка, развитие навыков спорт игр- броски в корзину, попадание в разметку площадки( волейбол)….
  3. ( СЛАЙД) Составление презентаций с тестовым опросом по теме.  ПК- хорошее дополнение при выполнении  тестов, обучающиеся видят результат при проверки самостоятельно

        

  1. (СЛАЙД) Эффективность применения тестов в обучении школьников во многом определяется вариативностью тестовых заданий,  позволяя тем самым проверять полноту и глубину его усвоения учениками, развивая при этом воспроизводящую, преобразующую и творческо-поисковую деятельность. Например : в 5 классе для закрепления  темы «Опасные ситуации природного характера», каждый ученик  получил индивидуальное задание подготовить по 3 тестовых вопроса. На итоговом уроке они по очереди раздавали карточки с тестами( у каждого есть ПК ) по результатам выполнения тестовых заданий оценивали друг друга. Надо отметить удовлетворительные результаты. И в составлении тестовых вопросов обучающиеся уже не испытывают затруднений они составляют их сами и это им очень нравится.
  2.  (СЛАЙД)  так  же в этом году я использую для себя новый вид тестирования. Это позволяет 8  класс.  Карта записи ответов учащихся на тестовые задания , позволяют мне  анализировать корректирующую функцию преподавания предмета , устанавливая с ее помощью, что положительно сказалось на усвоении школьниками  знаний того или иного предмета, что способствовало развитию внимания, мышления, воображения, их познавательной деятельности и интереса к учению. Например: 8 класс химия.  С первых уроков я практикую вводныи и итоговый тестовый опрос. Вводный опрос по вопросам новой темы и повторение д.з позволяет мне делать акцент на неотвеченные вопросы, а в итоговом опросе вижу на что обратить внимание во время проведения рефлексии урока, для качественного восприятия новой темы.

 

Форма  контроля в виде тестов  имеет свои преимущества.   Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время,  появляется возможность проверить умения учащихся.        

                (СЛАЙД) Применение  метода тестового опроса позволяет мне получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-15 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Варианты заданий индивидуальны для каждого, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Хороший помощник в этом рабочая тетрадь по ОБЖ 5 класс, в ней много заданий именно такого плана. Оптимальны тесты, содержащие 8-12 вопросов при 4-5 выборочных ответах, из которых правильный лишь один

(СЛАЙД) Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе урока , определяется его целями. Основная  цель тестовой проверки как для меня , так и для учеников, - выяснить, усвоение необходимых знаний и умений по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Так же тестовый  контроль эффективен  на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д  Для себя я решаю  какая форма контроля подходит для текущего контроля, а какая – для итогового. Это можно сделать, учитывая время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое она позволяет проверить.   Тестовые задания, составленные по-разному, с разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при текущей проверке.

Изучение основных этапов становления и развития теории и практики тестирования обусловлено научной значимостью проблемы , связанной с выявленным противоречий между возникшими в современных условиях потребностями в применении тестов как средства проверки уровня подготовки учащихся и отсутствием надлежащей методики их использования на уроках, что и определило поиск путей достижения объективного и достоверного контроля за результатами обучения с помощью тестов.

                Я убедилась, что применение тестов в процессе школьного обучения  целесообразно проводить в двух направлениях: во-первых, использовать их как средство для тематического диагностирующего тестирования по соответствующим курсам  ( я применяю «Вводный тестовый опрос») во-вторых, как средство для более эффективного закрепления в памяти школьников ранее пройденного учебного материала ( « Итоговый тестовый опрос»).

Могу предположить,  что сочетание фронтальной и групповой форм проверки выполнения тестовых заданий, учитывающих подготовку учащихся, положительно влияет  как на качество усвоениями знаний по моим предметам , так и на развитие приемов умственной деятельности.  

(СЛАЙД) Я пришла к выводу, что разработанный подход к организации и проведению уроков с использованием тематических и поурочных тестов, ориентированных на проверку усвоения конкретного круга знаний учащихся с различной подготовкой, открывает широкие возможности для реализации дифференцированного подхода к оценке   деятельности школьников. Это    позволяет мне  значительно активизировать процесс развития школьников и учитывать при их аттестации.   

(СЛАЙД) Опыт моей  работы показал, что более высокая обучаемость школьников возможна только в том случае, когда систематическая проверка знаний учащихся с помощью тестов органически вписывается в процесс преподавания. Это достигается, если при разработке тестовой проверки соблюдается ряд методических условий:

  •   отбираю фактический и теоретический учебный  материал для тестовых заданий  исходя из планируемых целей и задач урока;
  • тематическое тестирование провожу с помощью качественных тестов, прошедших проверку на содержательную валидность и надежность;
  •  применяю  объективность и достоверность результатов тестирования учащихся;
  • использую целенаправленный  анализ  результатов выполнения учащимися тестовых заданий;
  • применяю  тесты , способствующие  более эффективному закреплению в памяти учащихся изучаемого материала;
  •  использую  системы тестовых заданий, которые позволяют  развивать у учащихся познавательную деятельность, умение самостоятельно применять ранее усвоенные знания для выполнения нетиповых заданий (самостоятельное составление тестовых заданий).

Главным достоинством  уроков с использованием тестов как средств проверки уровня подготовки учащихся : развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции учащихся; расширение знаний по сравнению с базовым уровнем изучаемого материала.

 (СЛАЙД) Теперь я предлагаю и вам ответить на вопросы вводной диагностики и проверить себя на внимательность и умение запоминать новый материал.

В перспективе планирую проводить  такие уроки как: урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок- экскурсия и другие, а так же рейтинговую систему оценки знаний и умений учащихся в которой тесты будут занимать   ведущее место.

(СЛАЙД)ключи

(СЛАЙД)Тест на эмоциональность.

(СЛАЙД)до свидания!.



Предварительный просмотр:

Вводная диагностика:

  •  I.Как осуществлялась в отечественной образовательной системе  проверка и оценивание  уровня подготовки школьников ?

А.   Используя традиционные методики оценивания ответов;

Б.   На  основе  выполненного задания обучающимся;

В.   Исходя  из личного восприятия учителем ответа.

  • II. Главные  достоинства  уроков с использованием тестов как средств проверки уровня подготовки учащихся ?

А.  Изменяет сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу;

Б. Развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции учащихся;

В.  Не дает продуктивного результата при проверки знаний у  психологически неустойчивых обучающихся.

  • III. Главное преимущество тестового опроса?

А. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же врем;  высокая мобильность;

 Б.  Развитие  навыков общения;

 В.  Развитие творческого потенциала обучающихся.

Итоговая диагностика:

  •  I.Как осуществлялась в отечественной образовательной системе  проверка и оценивание  уровня подготовки школьников ?

А.   Используя традиционные методики оценивания ответов;

Б.   На  основе  выполненного задания обучающимся;

В.   Исходя  из личного восприятия учителем ответа.

  • II. Главные  достоинства  уроков с использованием тестов как средств проверки уровня подготовки учащихся ?

А.  Изменяет сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу;

Б. Развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции учащихся;

В.  Не дает продуктивного результата при проверки знаний у  психологически неустойчивых обучающихся.

  • III. Главное преимущество тестового опроса?

А. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же врем;  высокая мобильность;

 Б.  Развитие  навыков общения;

 В.  Развитие творческого потенциала обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Глагол" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Глагол" Он отражает не только правописание глагола и его форм,  но и морфологическ...

Тест по теме "Имя прилагательное" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить не только правописание имен прилагательных, нои морфологические нормы употребления этой части речи, его морфологичесике признаки , способы образования. Таким образом, т...

Выступление на заседании МО по теме самообразования "Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии"

Личностно-ориентированное обучение на уроках биологииТеория и практика, обозначенные названием “личностно-ориентированное обучение”, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из кото...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме «Методы контроля и оценки знаний по географии. Учебные достижения обучающихся в соответствии с ФГОС»

Выступление на  заседании МО по теме «Методы контроля и оценки знаний по географии. Учебные достижения обучающихся в соответствии с ФГОС»...

Выступление на заседания ШМО по теме: «Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»

Доклад по теме:«Психолого-педагогического сопровождения низкомотивированных и слабоуспевающих обучающихся»...

Выступление из опыта работы на тему "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат"

Выступление из опыта работы на тему  "Игра - поиск как средство формирования экологической культуры обучающихся в условиях санаторной школы - интернат". Представленный материал можно ис...