Работа над методической темой.
учебно-методический материал по теме

Теплова Галина Валерьевна

Работа над методической темой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теплова Г.В.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области»

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, 

прививать духовную оседлость. 

Если не будет корней в родной местности, 
в родной стороне - будет много людей, похожих 
на иссушенное растение перекати-поле.

Лихачев Д.С.

 «Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек – это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи»,- пишет в книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев.

Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы».

Вместе ищем ответ на этот не простой вопрос, снова обращаясь к понятию «смысл жизни». Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям. Всмотритесь внимательнее в лица ваших бабушек и дедушек, разузнайте поподробнее о днях их жизни, многое вас удивит, многое заставит пересмотреть свою жизненную позицию.

Мои ученики с радостью откликаются на это предложение, и в ответ получаю эксклюзивный краеведческий материал, который используется на уроках и во внеклассной работе. Появляется новый материал, доказывающий необычность и важность каждой жизни.

 Так ученики старших классов в 2011-12 уч.году провели кропотливую работу: собрали и оформили материал по теме «Детство, опалённое войной». В альбоме воспоминания пожилых односельчан, чьё детство выпало на военные и первые послевоенные годы. Эти сведения используются в майские дни, когда мы чествуем ветеранов и их семьи. Также  применяется на уроках литературы по изучению произведений о Великой Отечественной войне.

Обучающиеся 10-11 классов в 2012-2013 г.г. Обучающиеся 10-11 классов в 2012-2013 г.г. собирали материал в альбом «Становление советской власти в Максимовке». Для этого работали с архивными материалами в районном музее, встречались со старешинами села. Фотографии находили в фотоальбомах жителей села. Эти сведение наглядно комментируют исторический материал на уроках литературы по изучению романа Шолохова «Тихий Дон», Булгакова «Белая гвардия» и др.

Ученики средних классов с интересом узнают легенды и предания о создании села. Этот материал оформлен мной вместе с организатором по воспитательной работе.

На уроках русского языка стал уже традиционным небольшой диктант на основе краеведческого материала. Ещё мной разработан урок в 6 классе по теме «Разряды числительных», на котором весь дидактический материал представляет собой краеведческие подборки.

Исследовательскую работу «Как жили наши предки» с элементами фольклора, воспоминаний жителей Максимовки и  архивных записей судовольствием проводят ученики 6-8 классов при изучении фольклора.

В текущем учебном году работа исследовательско-краеведческой направленнойти вышла на новый уровень, так как кабинет оснащён компьютером. На 2013-14 учебный год запланирована школьная научно-практическая конференция в рамках работы МО гуманитарного цикла. На ней будут представлены краеведческие исследовательские работы по истории села, истории возникновения названия города Саратова,работы о героях Вовойны – наших односельчанах. Руководить работами будут как учителя литературы, так и учитель истории.

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится важнейшим средством воспитания.

Как учитель-практик я вижу, что целенаправленное, систематическое использование краеведческих текстов на уроках русского языка позволяет повысить уровень коммуникативной культуры учащихся. Я стараюсь не только читать интересный материал об истории родного края, но и побуждать детей к созданию своих оригинальных историй. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка и литературы вызывает у школьника поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы - радость открытия, а в конечном итоге - любовь к малой родине и гордость за свою страну. Таким образом, текст, являясь формальной единицей обучения языку, литературе, становится важнейшим средством воспитания.

Краеведческий материал активно используется мною на  уроках. Например, на уроках литературы в 5 классе изучаются жанры тверского фольклора. Яркое, эмоциональное восприятие текстов позволяет обогатить речь учащихся, учит бережно относиться  к литературному и  культурному наследию своих земляков.

Подготовка учащимися сообщений, докладов, сочинений, организация выставок краеведческой литературы свидетельствует об интересе ребят к истории родного края, его культуре и литературе, расширяет кругозор, дает возможность совершенствования собственной речи.

С целью развития интереса учащихся к изучению родного края используются разнообразные формы работы. Это учебные экскурсии, фольклорные праздники, краеведческие задания, проектная и исследовательская деятельность, встречи с интересными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Алгоритм работы над методической темой

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему сти...

Самообразование. Работа над методической темой. Рефлексия

Рефлексия - сложная организация сознания....

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Работа над методической темой.

Использование различных технологий и форм работы для развития творческого потенциала учащихся....

Статья на тему: "Работа над образностью речи"(из опыта работы над методической темой)

Данная статья посвящена развитию интереса учащися к написанию различных видов творческих работ, а также содержит  задания в работе со словом. Очень важно выработать у учащихся самостоят...