Инновационные методы использования ИКТ в образовательном и воспитательном процессе
методическая разработка по теме

Воробьёв Денис Владимирович

В последнее время тенденции образования тяготеют к активному использованию информационных технологий и компьютерной техники. И я активно применяю всё это в своей работе.

Регулярно занимаясь своим самообразованием и анализируя различную литературу, я столкнулся с весьма интересным и инновационным способом обучения школьников через использование соцсетей.

И я задумался: «Возможно ли такое…?». Решил попробовать  и результаты не заставили ждать!

Сегодня я Вам расскажу об использовании сети «В Контакте» для наглядного процесса в обучении, нравственного и патриотического воспитания школьников в моём педагогическом опыте.

В последнее время многие учителя создают собственные сайты, где устанавливают связь с учениками и помогают им в усвоении своего предмета. Но ученики заходят на них только по первичной любознательности с целью посмотреть, что сделал его учитель, а затем интерес угасает.

Подростки в Интернете, уделяют много внимания интерактивным многопользовательским веб-сайтам - социальным сетям.

Соцсеть – это область Интернета, в которой сегодня 

 

 

 

 

Идея применения, возникла после прочнения статьи М.В. Власова "В Контакте" - в образовательных и воспитательных целях. Журнал ОБЖ. №7 (193), 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_uchit_goda.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные методы использования ИКТ

в образовательном и воспитательном процессе.

        В последнее время тенденции образования тяготеют к активному использованию информационных технологий и компьютерной техники. И я активно применяю всё это в своей работе.

Регулярно занимаясь своим самообразованием и анализируя различную литературу, я столкнулся с весьма интересным и инновационным способом обучения школьников через использование соцсетей.

И я задумался: «Возможно ли такое…?». Решил попробовать  и результаты не заставили ждать!

Сегодня я Вам расскажу об использовании сети «В Контакте» для наглядного процесса в обучении, нравственного и патриотического воспитания школьников в моём педагогическом опыте.

В последнее время многие учителя создают собственные сайты, где устанавливают связь с учениками и помогают им в усвоении своего предмета. Но ученики заходят на них только по первичной любознательности с целью посмотреть, что сделал его учитель, а затем интерес угасает.

Подростки в Интернете, уделяют много внимания интерактивным многопользовательским веб-сайтам - социальным сетям.

Соцсеть – это область Интернета, в которой сегодня засиживается почти половина всех компьютерных пользователей. Термин «Социальная сеть» использовался более века как обозначение системы сложных взаимоотношений между людьми.  Соцсеть это не сайты с большой популярностью, для некоторых – это и есть понятие «Интернет». Люди проводят в них множество времени, общаясь друг с другом, обмениваясь фото, видео, заметками, играют в игры. Соцсети сближают, позволяют забыть о временных и территориальных барьерах, быть в постоянном контакте с друзьями родственниками и т.д. не отрываясь от повседневных занятий и даже работы.

Таких сетей существует большое количество, причём в разных регионах популярность варьируется по-разному.

На просторах Интернета можно найти интересный портал под названием «ПроШколу.ру». Это всероссийская социально-информационная сеть создана для учителей, школьников и их родителей. Но современным ученикам там не интересно, хотя на сайте выложена многочисленная и многообразная информация.

Регистрация школьников на различных соцсетях зависит от их интересов. Популярность соцсети «Одноклассники», по мнению учеников, считается «немолодёжной», и действительно она больше распространяется у пользователей старшего поколения. «Одноклассники» - это студенты, работающая молодёжь, родители школьников, но не сами школьники.

Наибольшую популярность имеет соцсеть «В Контакте». Она является крупнейшей в Рунете. Следовательно, именно её прежде всего следует использовать для образовательных и воспитательных задач, которые ставит перед собой учитель.

Так как «В Контакте» зарегистрированы учащиеся, родители и учителя, многие педагоги стараются не добавлять своих учеников в «друзья», считая, что личная информация, должна касаться только близких друзей и родственников. Я придерживаюсь другого мнения.

В 2012 г. В соцсети «В Контакте» была создана моя персональная страничка. Она была открыта с целью общения с учениками и подготовки их к различным видам соревнований. Чтобы найти меня достаточно набрать в адресной строке браузера очень удобный и понятный адрес, где вместо номера стоит моя фамилия и инициалы: http://vk.com/vorobewdw.

Мне всегда хочется, чтобы я был для учащихся кем-то больше чем просто учитель. Но как этого добиться? И я решил эту проблему. Искренность и открытость учителя – вот составляющие доверия ученика, которые нельзя навязать с выше. Если я сам буду включать учеников в «Друзья» это будет выглядеть как вмешательство в их личную жизнь, поэтому только от них должны поступать приглашения.

Ученики – народ любопытный, им хочется знать о других больше, чем о себе, ну и, конечно о жизни учителя, его интересах, любимых фильмах, музыке и т.д.

Таким образом, через общение и совместную деятельность нашёл общий язык с учениками. В настоящее время этот аккаунт широко используется мной для реализации педагогических планов вместе с учениками, так как здесь в «друзьях» в основном они и их родители.

Мои интернет - заметки

Порой бывает  сложно изложить учащимся объёмный материал и уложиться во временные рамки урока. Чтобы урок прошёл спокойно, интересно, понятно для учащегося я выкладываю в сеть видео и фотоматериалы, обучающие мультфильмы. Большой популярностью пользуются сюжеты о ЧС природного и техногенного характера. Положительные результаты приносят видео о ЗОЖ. Посмотрев их ученики активно обсуждают увиденное.

Сейчас многие сайты интегрированы. Это позволяет создавать «заметки». Учащийся, находясь на том или ином сайте, может поделиться материалом с «друзьями». Просто нажав на кнопку с буквой «В».

При этом информация сохранится в сети и становиться доступной для других пользователей. Эти «заметки» похожи на закладки в книге с пометкой нужной страницы. Книга – Интернет, страница – веб-страница. В данном случае я делаю закладки, кусаемые моего предмета.

Военно-патриотическая работа

Ученики школы участвуют во многих военно-патриотических мероприятиях, как муниципальных, таки внутришкольных. Для патриотического воспитания молодого поколения в Рунете очень много различного материала. «В Контакте» для просмотра школьниками тоже выложены аудио-, видео - и фото - материалы. Очень помогает соцсеть организовывать конкурс «Строя и песни». Специально для участников этого конкурса выкладываю на мою страницу видео с примерами, как правильно должна осуществляться маршировка и исполнение песни в строю.

Видео- и фотоматериалы, которые я снял сам, также становятся доступными для списка моих «друзей» «В Контакте». Они предлагаются школьникам, которым важен пример учеников,  участвующих во всех возможных конкурсах и соревнованиях.

На занятиях по изучению автомата Калашникова наглядную помощь даёт онлайн-приложение по разборке и сборке автомата АК-47. Установив приложение в соцсети, ученики дома могут самостоятельно изучить его устройство, основные части и механизмы, а так же порядок разборки и сборки этого оружия. Всё это делается в игровом варианте. Ребёнку нужно лишь вовремя и в правильном порядке наводить курсор на необходимую деталь автомата, и нажимать кнопку компьютерной мыши.

Как результат -  школьникам легче овладеть знаниями по устройству, работе и технике безопасности, а также навыкам по неполной разборке и сборке автомата Калашникова.

Как заинтересовать учащихся

Как сделать так, чтобы после включения в «друзья» детям захотелось постоянно «заходить» на мою страницу?

Как известно, в данной соцсети имеются рубрики: «Новости», «Обновления», «Коментарии». В них отражаются все действия, которые совершил я и все мои «друзья». Эти действия могут быть добавление фотографий, видеоматериалов и комментариев к ним, вступления в «группы».

В соответствии с терминологией соцсети (цитата) «группа»- это место на сайте, где собираются люди по интересам, получая возможность общаться между собой, обсуждать различные проблемы, обмениваться аудио- и видеофайлами.

Мной создана «группа» в сети «В Контакте» под названием «Street Workout с. Привольное» т.к.  являюсь руководителем спортивной секции ориентированной на  новое спортивное направление мирового молодёжного движения «Street Workout». На данный момент участниками «группы» стали практически все ребята района, проявляющие интерес к этому виду спорта.

Многие учителя России создают «группы» для своих учеников по своим дисциплинам. Но привлечь детей туда очень трудно, а те, кто добавляется в «группу», фактически её содержанием не интересуются.

Что же делать? Спросите Вы? А я Вам отвечу!

Привлекать школьников к получению дополнительных знаний через соцсеть следует осторожно, не навязывая. Главное, постоянно поддерживать у учеников желание находиться в контакте с учителем и «приходить» на его страничку. Поэтому учителю важно уметь разбираться в новых интернет-технологиях и иметь большое количество интересного наглядного материала в электронном виде.

При совершении различных действий учителем в сети эти изменения отражаются на страничке у учащихся. Таким образом, чем чаще ребята видят информацию об учителе, тем больше интерес  к его странички.

Очень важно понимать, что, если выложенные фотографии  будут касаться конкретно учебного предмета, это сразу отобьёт желание посещать имеющуюся страницу. Чем больше будет различаться тематика фотографий, тем лучше. Тоже самое касается аудио и видеоматериалы. Чем чаще ребята будут заходить ребята на мою страницу, тем больше познают нового, того, что не вмещается в рамки учебных занятий, но расширяет мировоззрение. В этом я вижу свои цели.

Домашнее задание и поручения

Единственный минус такой формы работы – это то, что нельзя давать задания «В Контакте» тому или иному классу (например: задать просмотр обучающего видеофильма, а на следующий урок сделать опрос по этой теме), поскольку пока не все ученики имеют возможность пользоваться Интернетом. Поэтому ресурс сети «В Контакте» используется мною как дополнение к образовательному процессу.

Через отправку личных сообщений даю индивидуальные задания, как неуспевающим ученикам, так и проявляющим интерес к предмету. Некоторые домашние задания ребята делают не только на бумаге, но и в личных сообщениях. Задают вопросы, делятся своими интересными находками в Интернете, которые могут быть полезны в образовательном процессе.

В переписке бывает, что они обращаются ко мне по проблемам в личной, семейной или школьной жизни, так как не всегда могут довериться друзьям, родителям или классному руководителю. Иногда текстовое сообщение легче написать, чем высказать словами, тем более «старшему товарищу». Я стараюсь помощь.

В настоящее время мы только и слышим о негативном воздействии соцсетей на развитие и психику детей. Некоторые учителя пытаются организовать дистанционное обучение на портале «ПроШколу.ру», «перетащить детей из «В Контакте», но их усилия остаются бесполезными. В результате взаимоотношения «учитель-ученик» остаются, как и раньше.

Надо уметь находить в соцсетях и положительные стороны. «В Контакте» безусловный лидер среди сетевых сообществ. Он даёт безграничные ресурсы и просторы для новаторской педагогической деятельности учителя. Поэтому лучше поступить согласно восточному высказыванию: «Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдёт к горе».

В результате использования соцсети «В Контакте» мною были достигнуты следующие результаты:

Для учителя и ученика:

  • Проводится более успешная подготовка и координация действий обучающихся к различным конкурсам и соревнованиям;
  • Осуществляется психологическая поддержка некоторым ученикам;
  • Устанавливается консолидация между педагогом и учеником;
  • Повышается педагогическое мастерство учителя;
  • Происходит самосовершенствование и самообразование;
  • Оказывается дистанционная педагогическая помощь школьникам в образовательном процессе;
  • У школьников появляется интерес к учёбе и повышается  их образовательный уровень;
  • Проводится ненавязчивая профилактическая работа по профилактике вредных привычек;
  • Происходит рост социальной активности, гражданской ответственности, повышается духовный уровень.

Для системы образования в целом:

  • Появилась возможность применять новые методы обучения с использованием аудио-, фото- и видеоматериалов при отсутствии технических условий  в ОУ;
  • В мире педагогических технологий появляются новые привлекательные и результативные идеи.

В итоге получается, что социальные сети, включая «В Контакте» - это и развлечение, и полезный ресурс, который можно и нужно использовать в педагогических целях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении

В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития стан...

Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения

Инновационный проект развития дошкольного образовательного учреждения «Возможности создания инклюзивного образовательного пространства в условиях ДОУ компенсирующего вида»...

Презентация на тему: "Инновационные подходы в организации образовательной деятельности".

В презентации даны основные положения технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

"Использование современных образовательных информационных технологий, инновационного оборудования, ЭОР в образовательном процессе"

Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника- персонального компьютера, без офис...

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

              Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...