Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
проект (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Мухамедгалина Роза Рашитовна

                Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России. Решить проблемы обучения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационный проект34.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

  1. Проблемно-ориентированный анализ ситуации по направлению

Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях, сохранение единства образовательного пространства России. Решить проблемы обучения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации общего образования позволит широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Внедрение электронного обучения в образовательный процесс закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии  –  инновационный механизм создания современного образовательного пространства, представляющего собой динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений, который обеспечивает новое качество образования.

Сущность внедрения и применения ДОТ в образовательных учреждениях заключается в том, что традиционный образовательный процесс дополняется и получает развитие за счёт интеграции средств дистанционных образовательных технологий, а именно электронных образовательных ресурсов, различных средств телекоммуникации, средств дистанционного обучения.

Из трёх существующих моделей ДОТ (внутришкольной, межшкольной, малокомплектной) в нашей школе наряду с внутришкольной планируется реализация и межшкольной модели. Внедрение ДОТ в учебный процесс предполагает использовать дистанционные технологии не только для обучения учащихся своей школы, но также активно распространять инновационный опыт, проводить мероприятия муниципального, окружного и регионального уровня с применением ДОТ.

Работа школы по внедрению ДОТ должна быть направлена на максимальное удовлетворение потребностей обучающихся по получению доступного качественного образования, чтобы дистанционное обучение работало на наших детей.

  1. Цели и задачи

Цель: Теоретическое обоснование, разработка и апробация модели школьной информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс  МАОУ  СОШ №4, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству условий, процессов и результатов современного образования.

Задачи: 

  1. Дать теоретическое обоснование и изучить методические подходы к построению информационной образовательной среды средствами:

- разработки образовательного портала, объединяющего образовательные ресурсы школьной системы образования;

- создания сетевых профессиональных сообществ педагогических работников для получения непрерывной профессиональной помощи и поддержки внутри школы и сети Интернет.

  1. Провести подробный анализ состояния информационной образовательной среды по следующим позициям:

- определение оснащённости школы в соответствии с современными требованиями;

- наличие стратегии внедрения ЭО и ДОТ на среднесрочную перспективу;

- контент-анализ образовательной части официального сайта школы;

- уровень владения педагогическими работниками современными образовательными технологиями на основе ЭО и ДОТ.

  1. Создать Малый координационный Совет ЭО и ДОТ, который

- изучает доступный для свободного участия и инициирует разработку и проведение новых образовательных событий в области освоения педагогами современных образовательных технологий на основе ЭО и ДОТ и формирует сетевую «Карту неформального повышения квалификации»;

- согласует на основе принципа дополнительности и полноты разработку электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения, учебных сетевых проектов, образовательных событий на основе ВКС и т.д.;

- организует общественно-профессиональную экспертизу электронных образовательных ресурсов в системе дистанционного обучения, учебных сетевых проектов, образовательных событий на основе ВКС и т.д.

  1. Разработать и апробировать механизм сетевого взаимодействия педагогических работников в информационной образовательной среде.
  2. Разработать модель школьной информационно-образовательной среды на основе использования образовательных порталов и сетевых профессиональных сообществ.
  3. Обобщить и диссеменировать опыт реализации инновационного проекта.

 

3. Краткое описание проекта

Проект направлен на достижение доступного и качественного образования для учащихся, не посещающих школу: по причине болезни, неблагоприятных погодных условий, находящихся на надомном обучении.

Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе позволяет:

- удовлетворить индивидуальный запрос учащегося (работа с детьми с ОВЗ, одарёнными и слабоуспевающими учащимися, при подготовке к ГИА);

- способствует освоению новых способов деятельности;

- предоставляет возможность учиться в удобное время для обучающихся, находящихся на длительном лечении или освобождённых от посещения школы в связи с соревнованиями и т.д.;

- обеспечивает психологический комфорт (при дистанционном обучении снимается вопрос субъективности оценивания, а также психологическое взаимодействие, обусловленное влиянием группы или успеваемостью обучающегося по другим предметам).

  1. Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Сроки реализации

  1. Диагностический.

Содержание деятельности:

  1. Изучение актуального состояния информационной образовательной среды и уровня готовности педагогов образовательного учреждения использовать современные образовательные технологии для реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ;
  2. Изучение структуры, состава и функциональных возможностей информационной образовательной среды школы.

2017 г.

  1. Прогностический

Содержание деятельности:

  1. Разработка проекта информационной образовательной среды 2020 года;
  2. Разработка проекта образовательного раздела сайта образовательного учреждения;
  3. Проектирование разных форм повышения квалификации.

2017 г.

  1. Организационный.

Содержание деятельности:

  1. Изучение теоретических основ и методических подходов к построению информационной образовательной среды;
  2. Уточнение имеющихся и разработка новых индикаторов и показателей эффективности информационной образовательной среды.

2018 г.

  1. Практический.

Содержание деятельности:

  1. Совершенствование материально-технической базы ОО: приобретение нового сервера для ЛВС, обновление компьютерной техники.
  2. Создание многоуровневой локальной сети (Домены, интернет, сегмент).
  3. Создание собственных групп в социальных сетях и использование мессенджеров для своевременного обмена информацией и т.д.
  4. Создание собственного канала на видеохостингеyoutube.
  5. Создание педагогами собственных интернет-сайтов на различных платформах.
  6. Использование цифровой панели в холле школы для вывода расписания и демонстрации важной информации.
  7. Использование электронных учебников.
  8. Использование онлайн тестирующих систем Indigo и т.п.
  9. Внедрение среды дистанционного обучения moodle.
  10. Использование систем и инструментов дистанционного обучения.
  11. Использование интерактивных сервисов для обучения.

2017-2019 гг.

  1. Обобщающий.

Содержание деятельности:

  1. Подготовка и публикация пособия с обобщёнными материалами проекта.
  2.  Дессиминация опыта работы по теме «Информационная образовательная среда в МАОУ СОШ №4».

2019 г.

  1. Описание комплекса мероприятий и их связь с другими направлениями программы

Цель проекта

Задачи

Мероприятие

Ожидаемые результаты/Индикаторы результативности (доли, %)

Сроки реализации

(начало-окончание)

Документы, обеспечивающие эти мероприятия, их наименование и краткая аннотация

Создание и совершенствование условий для  развития процесса  внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс  МАОУ  СОШ №4, обеспечивающих реализацию государственных требований к качеству условий, процессов и результатов современного образования.

1.Максимально вовлечь учащихся в учебный процесс

Семинары для учащихся и родителей «Изучение системы АРМ-Директор»

Ведение электронного дневника, создание портфолио, пользование электронной почтой, форумом

6-11 классы – 100%

Сентябрь 2017 – январь 2018 г.

План работы на 2017-2018 учебный год.

Протоколы родительских собраний

Использование электронной почты для взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения

Осуществление обратной связи

1 – 5 классы – 10%,

6 – 8 классы – 30%

9 – 11 классы – 75%

С сентября 2017 г.

План работы на 2017-2018 учебный год

Организация тьюторства в работе с одарёнными учащимися

Повышение количества участников предметных олимпиад на школьном уровне и победителей на муниципальном и региональном уровнях

2017 – 2019 гг.

План внеклассной работы по предмету.

Использование возможностей личного сайта учителя при организации дистанционного обучения разных категорий учащихся

- доля педагогов, имеющих личный сайт:

2017-

2018 -

2019 -

2017-2019 гг.

Личный сайт учителя

Проведение дистанционной межшкольной математической олимпиады

Повышение интереса к предмету и привлечение учащихся других школ к элементам дистанционного получения знаний, привлечь к участию 10% уч-ся

Апрель- ноябрь 2018, 2019 гг.

Положение о дистанционной межшкольной олимпиаде

Проведение телемостов с носителями английского языка

Не менее 1 раза в год

2018-2019 гг.

План проведения телемоста

3.Повысить уровень ИКТ-компетентности участников творческой группы

Семинары: «Использование системы MOODLE для ОО»; «Использование Web-камеры в дистанционном обучении»;

«Практика проведения уроков с применением ДОТ»

Овладение участниками творческой группы дистанционными образовательными технологиями, 100%

2017-2019 гг.

Программа проведения семинара

Практикум по созданию учебных дистанционных курсов в системе  Moodle

Умение создавать и использовать полноценные учебные курсы, 100%

2017-2019 гг.

План проведения практикума

Изучение опыта внедрения ДОТ в пилотных школах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, посещение окружных, региональных  семинаров, в том числе дистанционно

Доля педагогов, реализующих ДОТ:

2017- 50%

2018 -75%

2019 -100%

2017-2019 гг.

Сертификат участника

Создание и совершенствование ЦОР для дистанционного обучения по математике, физике, химии, информатике

Увеличение базы электронных ресурсов, 50%

Ежегодно

План работы

Способствовать увеличению самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа учащихся с дистанционными курсами, ЦОРами, ЭОРами

Увеличение разнообразия форм ДОТ

В течение всего периода

Доклады учащихся с презентациями в электронном виде

Использование Интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ

Повышение возможности качественной подготовки к итоговой аттестации, 100%

В течение всего периода

Выполненные тесты

Использование сервисов (портфолио проектов, банка дистанционных курсов и т.д.)

Повышение возможности качественной подготовки к урокам, 70%

В течение всего периода

Контрольные тесты

Распространение опыта работы

Проведение стажёрской практики по теме «Внедрение ДОТ в учебный процесс школы»

Расширение списка учителей для реализации дистанционного обучения, 30%

Октябрь 2017 г.

Программа проведения

Участие в работе городских и окружных  мероприятий в рамках ДОТ

Повышение профессиональной компетентности

2017-2019 гг.

Свидетельства и сертификаты, дипломы

Участие в сетевом сообществе ДОТ

Обмен опытом

2017-2019 гг.

Публикации выступлений

Проведение мастер-классов по вопросам применения ДОТ

Реализация межшкольной модели ДОТ

2017-2019 гг.

План проведения мастер-класса

Информирование о работе по применению ДОТ через школьный сайт

Информирование различных категорий участников образовательного процесса о ДОТ

В течение всего периода

Web-страница школьного сайта


  1. Механизм реализации проекта
  • Постоянно действующая творческая группа по внедрению ДОТ.
  • Методический совет школы.
  • Методические объединения учителей-предметников.
  • Школьный сайт.
  • План по внедрению ДОТ.
  • Программа внедрения.
  • Группа технической поддержки.
  • Мониторинг внедрения ДОТ.
  1. Ожидаемые результаты реализации проекта
  • достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;
  • осуществление  процесса  интеграции информационных средств и технологий обучения,  которые позволят  повысить эффективность  обучения, сформировать у выпускников актуальные компетентности, необходимые для успешной социализации;
  • улучшение материально-технических условий при переходе на ФГОС всех ступеней обучения;
  • совершенствование процесса  работы в системе АВЕРС;
  • наличие обновляемого сайта, участие в видеоконференциях;
  • создание электронной базы данных материалов, используемы учителями в рамках ДОТ.

  1. Возможные риски реализации проекта

Риски

Пути преодоления

Недостаточная скорость сети Интернет

Нестабильная работа сети Интернет

Подключение к высокоскоростной сети

Отсутствие высококвалифицированного системного администратора

Организация обучения, курсовой подготовки, в том числе дистанционной

Недостаточный уровень мотивации учащихся

Просветительская  работа с родителями и учащихся

Недостаточный уровень мотивации педагогов

Проведение тренингов в коллективе. Создание проектных групп по инициативе педагогов. Поощрение инициативы с целью повышения имиджа школы в образовательном пространстве. Создание дополнительных площадок повышения квалификации и диссеминации передового педагогического опыта

Недостаточное методическое обеспечение внедрения ДОТ

Самостоятельная разработка ресурсов, проектных методов и методов проектирования результатов

Разработчик проекта: учитель математики Р.Р.Мухамедгалина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модели уроков" по истории и обществознанию для периода обучения посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В период "Дистанта" я создавала свои модели уроков, которыми ребята  пользовались для успешного освоения материала....

ПАМЯТКА Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, ...

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий....

Методические рекомендации по реализации образовательных программ основного и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по предметам «Иностранный язык», «Физическая культура» и «Основы бе

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе следующих документов:- письмо Минпросвещения РФ от 19.03.2020г. № ГД 39/04 «О направлении методических рекомендаций»;- письмо депа...

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)

О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по русскому языку для 7-го класса СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ “ПРИЧАСТИЕ” (в условиях организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)

Система уроков “Причастие” разработана с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями, утвержденными приказом Министерства обра...