Изучение уровня мотивации школьников к обучению на уроках математики с использованием информационно – коммуникационных технологий
методическая разработка на тему

Какеева Раиса Николаевна

Изучение уровня мотивации школьников к обучению

на уроках математики с использованием

информационно – коммуникационных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение уровня мотивации школьников к обучению

на уроках математики с использованием

информационно – коммуникационных технологий

            Изучение и формирования мотивов к учению является центральной

проблемой дидактики и педагогической психологии.

Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой

для формирования устойчивых познавательных мотивов, среди них И.П.

Подласый выделяет как особо значимые следующие: обучение с компьютерной

поддержкой; применение мультимедиа-систем; использование интерактивных

компьютерных средств.

Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических

исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С.Полат, И.В.

Роберт, В.В. Рубцов, О.К.Тихомиров и др.), необходимым потенциалом в развитии

мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), так как именно они

способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и

интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к

новым источникам учебной информации, использование компьютерного

моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Использование средств

ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его

интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и

реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения,

адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

Включение ИКТ - компонента в учебный процесс изменяет роль средств

обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате

изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся -

его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение

ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации,

сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными

занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие

психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение

информации. Использование ИКТ - компонента на уроках приводит к активации

умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства

учащихся к этим занятиям.

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям

существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов

образовательной среды. Так, к числу источников информации в этих условиях

можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные

учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной

деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие

программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и

Интернет. С помощью компьютера можно активизировать все компоненты

процесса обучения: целевой, стимулирующий, мотивационный, содержательный,

операционно - деятельностный, контрольно - регулирующий, оценочно -

результативный.

Исследование формирования мотивации у обучающихся с помощью ИКТ

на уроках математики проводилось в 5 – 6 классах. Методы для данного

исследования были выбраны следующие: анкетирование обучающихся,

наблюдение за деятельностью обучающихся данных классов на уроках

математики без применения ИКТ и с применением ИКТ.

Анкетирование обучающихся 5 – 6 классов проводилось для выявления

типа мотивации на уроках математики. Ученикам были предложены анкеты, в

которых им предлагалось напротив номера из перечня мотива поставить балл в

зависимости от верности утверждения. Данный метод был выбран для удобства

апробации и точности результатов.

В ходе данного исследования были получены следующие результаты

анкетирования учащихся: мотивы к учению на уроке математики без применения

ИКТ доминирующие - это мотивы долга, ответственности и отношения к учебной

деятельности, а с применением - те же и ещё мотивы содержания учебной

деятельности и самосовершенствования. Наблюдение за деятельностью

учащихся на уроке математики с применением ИКТ показало, что учащиеся более

мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше

вопросов по теме, работают с компьютером и отвечают на вопросы учителя

охотнее, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения ИКТ.

Таким образом, полученные результаты наблюдения за деятельностью

учащихся, анкетирования учащихся показали, что применение ИКТ на уроках

математики в 5 – 6 классах активно используется, и оно весьма эффективно для

формирования у учащихся мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация

Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

Мастер-класс по теме «Повышение качества знаний на уроках химии с использованием информационно - коммуникационной технологии».

В Концепции модернизации российского образования на период до 2016 года поставлена важная задача: «подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где с...

О повышении познавательных интересов учащихся на уроках математики посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существ...

Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.

Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...

Доклад на тему "Формы обучения истории и обществознанию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)"

Применение ИКТ является неотъемлемой частью современного образования. Информационные технологии способствуют эффективному усвоению материала по различным школьным предметам. В данном докладе представл...