Выступление на городском семинаре "Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика"
материал по теме

Шергина  Галина Сергеевна

Разработка: "Технология создания ситуации успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yvaprold.docx83.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания ситуации успеха

в воспитательном процессе.

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха в воспитательном и образовательном процессе. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеятся на его светлое будущее.

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать учитель. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Огромное значение в создании условий ситуации успеха имеет сложившаяся в школе воспитательная система, богатая традициями, многообразием содержания и форм воспитательной работы.

В этом году вся воспитательная работа в нашей школе строится на основе реализации программы развития воспитательной системы «Путь к успеху».  Цель данной программы – воспитание модели успешного ученика.

http://svetlanasukhova.narod.ru/Image/Tabl1.jpg

 В 2011-2012 г. происходило формирование модельных представлений о совершенствовании воспитательной системы и обеспечение готовности школьного сообщества к их реализации.

На первом  этапе формировались новые школьные традиции; развивалось ученическое самоуправление, проводилась диагностика мотивации достижений,  на основе которой разрабатывались воспитательные программы.    

Для формирования нового качества воспитательной системы необходимо повышать качество и уровень воспитательной деятельности, а для этого важным становится переосмысление каждым педагогом школы своей роли и места в воспитании подрастающего поколения.

Алгоритм создания ситуации успеха

1. Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность  в свои силы и возможности.

"У вас обязательно получится".

"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения.                                   Достигается путем намека, пожелания.

"Возможно, лучше всего начать с....."

"Выполняя работу, не забудьте о....."

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

"Только ты и мог бы...."

"Только тебе я и могу доверить..."

"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

"Нам уже не терпится начать работу.. ." "Так хочется поскорее увидеть..."

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

"Тебе особенно удалось то объяснение".

 "Больше всего мне в твоей работе понравилось..."

2012-2013г.-апробация данной модели

Ожидаемые результаты от введения и реализации программы

1. Создание комплекса    психолого-педагогических  условий,      способствующих   успешной деятельности в образовательном процессе школы.

2.  Практическая реализация модели успешности   образовательного процесса в школе.

3. Разработка научно-методических и практических рекомендаций по адаптации создания модели успешной деятельности в образовательном процессе школы.

Что же помогает нам создавать ситуации успеха.                                    

 Традиции школы.

Ключевые дела – это самые глобальные мероприятия школы, и глобальность их состоит в том, что появляется возможность для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учеников школы. В этом случае все взрослые, направляющие детей при подготовке к мероприятию дают понять детям, что каждый из них неповторимый и талантливый, и пусть это выступление всего лишь на школьной сцене перед учащимися, но ребёнок осознаёт, что при его желании он может быть успешен в своём увлечении.

Школьный праздник – путь к успеху в развитии личности подростка

Яркий пример тому -  фестиваль «Народов Кузбасса», где каждый класс представлял культуру, обычаи, достижения и особенности народов или фестиваль «Профессия-ориентиры молодым». Фестивали получаются очень ярким, зрелищным, познавательным.

Кружки и спортивные секции:

Этому также способствует работа внеурочной деятельности в школе  и секций различной направленности, которые охватывают до 80% учащихся школы.                                                                                                        Один из существенных признаков дополнительного образования – свободный выбор деятельности. Но самое главное  – это продемонстрировать то, чему он научился (на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях). План деятельности коллектива насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя, каждому ребенку. Далеко не все они отличены высокими наградами, грамотами. Иногда это вообще и не конкурс, а просто фестиваль. Пусть ребёнок спел песню на классном часе, и все его слушали и кричали: «Браво!» - это уже его маленький успех, это награда и одобрение его одноклассников, единомышленников.

Органы самоуправления.

Неотъемлемой составляющей школьной жизни в наши дни является  ученическое самоуправление. Сам факт быть избранным в орган ученического самоуправления – это уже большое достижение, а побывать в роли капитана класса стремятся все -  значит, все хотят стать лучше, ведь, основа органов самоуправления – развитие творческой индивидуальности и формирование активной жизненной позиции через организацию всех видов досуговой деятельности.

Деятельность классных коллективов.

Развитие личности и её самореализация являются главными объектами внимания в работе классных руководителей. Ведь именно ему в первую очередь дано разглядеть личность, все её скрытые возможности и направить всё своё умение, применить различные методы и приёмы  воспитания с целью правильной организации жизни класса, чтобы постулат «Ребёнок – это неповторимая индивидуальность» стал бы для педагога, как главным девизом в повседневной работе. И вот наступает момент истины для педагога-воспитателя: он включает всевозможные рычаги для создания ситуации успеха для вех членов коллектива, несмотря на рейтинг успеваемости.

Конечно, не все учащиеся школы достигли уровня успешной самоактуализации, есть недостатки и трудности в плане организации и проведения отдельных коллективных дел. не все дети испытывают потребность в проявлении своего «Я», в реализации своего потенциала. Подводя общий итог надо отметить , что первые результаты уже достигнуты, т.к. наблюдается у большинства учащихся

  • повышение уровня мотивации во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в коллективе сверстников и более широком социуме;
  • развитие  познавательных интересов, которые позволяют ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности и стимулирование к высокой результативности труда;
  • коррекцию личностных особенностей таких, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развитие инициативности, креативности, активности;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.(Воспитание гражданина – патриота на уроках истории, в семье и во внеклассной работе)....

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

Выступление "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы"

Презентация к выступлению и текст выступления на тему "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы" содержит: основные теоретические выводы, ...

Материал выступления на XI региональной научно – практической конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021 "Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного обучающегося."

Материал выступления на XI региональной научно – практической  конференции «Реализация компетентного подхода в образовании».2021  "Воспитательные технологии как ведущи...