Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка.
методическая разработка по теме

Исанчурина Фаиля Фаритовна

Приемы, помогающие реализовать личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podkhod.docx47.73 КБ

Предварительный просмотр:


            Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности. Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических технологий.

Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы», ставлю перед собой задачи:

  •  Как сделать урок радостным и интересным?
  •  Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
  • ·Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общих и общее в совершенно различных, на первый взгляд, явлениях.

Для определения темы урока можно использовать

1)приёмы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые
Задание классу (устно).

 Найдите общее слово:

сказуемое, дополнение (члены предложения);
подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).
Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – Синтаксис.
б) нахождение  в группе предметов лишнего.
Задание классу (устно).
1. Разберите слова по составу:
Напишете, напишите, полюбите
2. Найдите лишнее
3. Объясните свой выбор
Вывод: Тема урока – «Правописание глаголов повелительного наклонения»

  1. Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).
    На моей «таблице» убежали слова.  Для того, чтобы сформулировать тему урока, нужно восстановить её первоначальный вид.

http://festival.1september.ru/articles/519992/img1.gif

Учащиеся  устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.

Как называется, такая схема? (алгоритм)

Каково значение этого слова?

Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?

Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.

Например,  к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»

«Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый,  пятеро медвежат».

Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.

На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи  одноклассников.

Система блоков и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания. Учение перестает быть мучением, т.к. не надо зазубривать параграфы и потом на диктанте списывать у грамотного соседа. Каждый учащийся чувствует себя личностью. Дети не боятся отвечать. Недаром методики с использованием опор принято называть комфортными. Применение опорных схем помогает развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез и обобщение, внимание.

Изучая правописание Е—0 после шипящих в корне слова, основной упор делаю на корень и букву Ё и начинаю строить алгоритм.

Буквы Ё-О-Е после шипящих и Ц.

1. Определи часть слова.

2. Если корень, то пиши Ё (кроме слов исключений).

Вначале даю несколько слов, например: шов, шорох, крыжовник, цокать.

Затем список этих слов увеличивается.

У ребят возникает желание узнать, в каких еще словах пишется в корне О. Тут же можно дать задание посмотреть в словарях и составить список слов с О после шипящих в корне.

Этот алгоритм дополняется при изучении окончаний существительных и прилагательных. Сразу же целесообразно давать и две орфограммы из курса б класса (суффиксы существительных и прилагательных).

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, которые необходимо запомнить. Большая часть нагрузки в работе со словарными словами падает на зрительную память и внимание учащихся. А эти психологические характеристики у всех детей разные и требуют специальной работы.

Некоторые дети не могут написать знакомые слова под диктовку и даже списать их без ошибки с доски. Учитель должен порекомендовать наиболее рациональные способы запоминания трудных слов:

— проговорить вслух негромко по одному слову по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить слово написанным, затем снова открыть глаза и проверить себя;

— молча посмотреть на слова, читая их про себя по слогам;

— проговаривать слова по слогам соседу по парте.

Выбор одного из способов запоминания зависит от особенностей памяти ребенка. Л.А. Савельева в своей статье "Активизация зрительной памяти и внимания при изучении непроверяемых написаний" (РЯШ 1989,N 3) говорит, что наиболее эффективными приемами работы оказываются те, которые активизируют работу зрительной памяти и внимания. Я попыталась работать, исходя из её рекомендаций.

Группа слов записывается заранее на доске. Читаю слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем случае не списывают эти слова.

Они их запоминают в течение одной минуты. Важно объяснить детям, что уже сегодня они все или почти все напишут их без ошибок. Для этого необходимо только внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить.

После запоминания слова закрываются, и ученики пишут их под диктовку, пытаясь восстановить в памяти зрительный образ слова. Затем слова открываются, и ребята сами осуществляют проверку.

Для развития мышления много дает работа над лексикой. Учащиеся многие слова понимают поверхностно. Правильному пониманию и употреблению слов способствует работа над их многозначностью, над омонимами, синонимами и антонимами. Нужно не только научить школьников различать устаревшие, диалектные, профессиональные слова, но и показать их роль в тексте, нормы и приемы их использования. Игры—упражнения при изучении темы "Лексика" развивают память, внимание, сообразительность.

I. Игра "Переводчик"

1. Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами? (Разъяренная вьюга замела тропинки.)

2. Найди иноязычные слова и замени их русскими. (Он пишет мемуары.)

II. Игра "Следствие ведут знатоки".

Школьникам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать свою точку зрения.

III. Игра "Соколиный глаз".

Кто найдет в тексте больше устаревших слов.

IV. Игра "Аукцион".

Побеждает тот, кто назвал последнее слово. Проводим эту игру при изучении синонимов. Например, предлагается задание подобрать синонимы к слову мужество.

V. Игра "Эрудит" не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.

1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.

2. Объясни разницу в значении слов:

адресат - адресант; дипломат - дипломант.

VI. Игра "Бумеранг" воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо быстро "извлечь" из памяти нужное слово и "возвратить" его учителю. Найди синоним:

простой человек (бесхитростный), беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный).

Большими возможностями для развития лингвистического мышления располагает учебный материал по составу слова и словообразованию. Развивающий эффект изучения данного

13 стр. раздела определяется прежде всего приобщением учащихся к приемам словообразовательного анализа, использование его для лучшего осмысления значений слов и их частей.

Большие развивающие возможности заключены в упражнениях и заданиях, предлагающих учащимся разграничить суффиксы, близкие по значению, выделить корни и обосновать правильность их выделения в словах, среди которых есть и слова со сросшимися морфемами (стол, столяр, столовая).

VII. Игра "4-ый лишний" развивает аналитико-синтетическую деятельность учеников, способствует концентрации внимания.

1. баранина, буженина, лососина, конина;

2. росинка, жемчужинка, горошинка, соломинка.

 VIII. Игра "Найди родственников":

1. Алюминий , впечатлений , извинений , синий;

2. Витаминов, подков , голов , магазинов, центнеров, носков.

Отрабатываю скорость мышления, вводя следующие конкурсные задания:

"Кто больше за одну минуту придумает слов с суффиксом -лив-, окончанием ее?".

При организации заданий для слабых учащихся подбираю слова с более отчетливыми суффиксальными значениями, например:

-ец со значением человека по профессии (продавец), по месту жительства (оренбуржец), по национальности (японец).

Используя эти методы в обучении, реализуется личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...