Открытое мероприятие для учащихся 8 - 10 классов. "Казанский университет в истории и культуре города".
методическая разработка (8 класс) на тему

Снеткова Ирина Андреевна

Журнал демонстрационный : "Два столетия Казанского университета". Н.И.Лобачевский - Коперник геометрии. "Математическая школа - гнездо  Лобачевского", "Химическая школа Бутлерова", "Химический музей им. Бутлерова", "Фрагменты исторического музея Казанского университета", "Казань прошлое и настоящее"

.На страницах журнала отражена жизнь одного из первых выпускников Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского. Вся его жизнь - подвиг. Славу университету и русской науке создал гениальный математик Н.И.Лобачевский. Труд Лобачевского "Пангеометрия" раздвинул горизонты науки. Два десятилетия Н.И.Лобачевский был ректором университета. Это Лобачевский создает лаборатории:химическая, обсерватория, научная библиотека. В развитии университета уже в середине 19 века будет обозначена "Эпоха Лобачевского".

Университет оказал огромное влияние на развитие культуры всех народов Поволжья. Славу университету также принесли:Н.И.Лобачевский, Арбузов,  Миславский, Бутлеров, Вишневский, Бехтеров, Завойский, Дубяго, Самойлов, Чеботарев и мн. др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazanskiy_univesitet.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

   

 ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  8 – 10 КЛАССОВ.

     

     

       УСТНЫЙ ЖУРНАЛ: «КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В  ИСТОРИИ  И    КУЛЬТУРЕ ГОРОДА».

       

     

                                   Воспитатель : Снеткова И.А.

                                   школа – интернат №7

     

 Учебная цель: познакомить учащихся с историей возникновения   Казанского     университета.

     

      Воспитательная цель: развитие  познавательной  самостоятельности учащихся.

 

      Коррекционная цель: развитие речи учащихся.

Оформление зала:

                Газеты:  «Н. Коперник».

                                « Н. И. Лобачевский – Коперник   геометрии».

                 Стенды: «Математическая школа – гнездо Лобачевского»

                                 «Химическая школа Бутлерова».

                                  «Химический музей им. Бутлерова».

                                   «Фрагменты  исторического музея Казанского университета»

                                   «Казань прошлое и настоящее»

                                   «Кремлевская улица».

               ЖУРНАЛ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ: «ДВА СТОЛЕТИЯ КАЗАНСКОГО    УНИВЕРСИТЕТА».

                Оборудование: запись гимна ТАТАРСТАНА,

                                                       гимна РОССИИ и мелодии  песни: «Радуйся Казань»

                                                                            ( на русском  и татарском языках).

       Воспитатель: Открываем устный журнал «Казанский университет в истории и культуре города».

1.Ученик  

Город те же книги. Каждый город имеет свой литературный жанр: притчи, былины. Она вся в полутонах, гармонии, в сочетании черт Востока и Запада, в тонком  взаимопроникновении христианской и мусульманской религий. Столица сохранила и древнюю композицию.

         

  2. ученик

  1. Вечерний город башенок и шпилек,.

Решетчатых балконов, львиных  морд.

Застыл в круг сада в совмещенье стилей

Губернской исключительностью  горд!

Провинциальной   ностальгией  болен.

Готов он возвестить во все концы

Союзы с позолотой колоколен

Мечетей  азиатских изразцы!

Он вправду обстоятелен и четок

Певуч как в небе – угол журавлей

Вечерний город флюгеров, решеток,

Трилистников, узорных вензелей.

       

3.Ученик

В городе сотни дорог, вечность в себе хранящих,  город всегда диалог прошлого с  настоящим.

Но сердцем города всегда был и остается  Кремль. К Кремлю ведут все пути –    дороги.  Перед  Спасской башней Кремля  находится площадь 1 Мая, с которой просматривается вся улица Кремлевская.  А на Кремлевской улице находится  университет и здесь побывали многие известные  деятели, которые  навечно  прославили наш город.

4.Ученик

Ты республики нашей  любимой столица!

Сколько светлых имен в твоем сердце хранится!

Пушкин здесь проезжал по следам Пугачева.

Лобачевского город и город Толстого

Город Горького, здесь пролетал буревестник!

Здесь Тукай  запевал свои смелые песни!

Маяковский  шагал тут, товарищь  наш старший

По-татарски твердя строки «Левого марша».

Здесь Такташ  вдохновенные строки вынашивал,

Здесь родились певучие марши Сайдашева

Новой жизни огни зажигались в Казани.

Вырастали заводы и школьные здания.

О, Казань лучезарная наша столица!

Посчастливилось здесь расти и учиться!

И склоняю я голову в чувстве святом

Перед каждым твоим дорогим уголком.

Звучит песня про Казань  : «Веселый родной город». – исполняют все учащиеся.

Исполняют 1куплет на русском и татарском языках.

Радостью Казань полна моя,

Хороша казанская весна.

Город кажется весной,

Белой чайкой над волной.

Радостью Казань моя полна

Радостью полна.

             Открываем первую страницу журнала  2 века Казанскому университету.

             

                     УНИВЕРСИТЕТ  ГОРДОСТЬ  КАЗАНИ.

                           

      5. Ученик      

Университет гордость Казани – сказал Владимир Маяковский.   Казанский  университет, один  из старейших университетов России.

  В 1804 году Александр подписывает «устав» казанского университета, а начинает он работать  только в феврале 1805 года на  базе казанской  гимназии.   Попечитель Казанского учебного  округа  академик   Румовский  выдающийся математик, астроном  ученик Эйлера и Ломоносова  приглашает  в 1805 году в Казань европейских профессоров из Германии: математиков, физиков, астрономов, юристов. Это были ученые и педагоги самой высокой  квалификации, очень яркие личности.  Служение науке, истине они полагали своим долгом.      Именно в этом духе воспитывали студентов, среди которых был  Лобачевский,   Симонов,   Кондырев и др.     В 2005  году исполнилось 200лет Казанскому университету,  Юбилей отмечали не только в  Казани,  но и за рубежом.

           

Воспитатель:

На следующих страницах нашего журнала отражена жизнь одного  из первых выпускников  Казанского университета Николая Ивановича  Лобачевского. Вся его жизнь – подвиг. Славу университету и русской науке создал гениальный математик Н. И. Лобачевский  Труд Лобачевского  «Пангеометрия»  раздвинул горизонты науки.

Открытиями в области геометрии он на много  опередил свое  время.

Лобачевский родился в Нижнем Новгороде в семье бедного чиновника.

В 1802г мать привезла его в Казань учиться в гимназии.

На вступительных экзаменах он удивил экзаменационную комиссию, директора гимназии Яковлева своими знаниями.

За удивительные способности Лобачевский был оставлен при университете.  Он вел преподавание не только математики, но и физики, астрономии, механики.

Лобачевский в 14 лет поступил в Университет.  В22 года – получил звание адъютанта физико-математических наук.

В 28 лет – декан  физико – математического отделения.

В 37 лет был избран ректором университета и был им 19 лет т.е. 19 лет был создателем Казанского университета.

6.Ученик  

Гениальный прорыв Лобачевского приходится на 20 –ые  годы

 Изложив основы « Воображаемой геометрии, ему удалось резко раздвинуть пределы математических понятий и человеческого мышления вообще.

Реакционное духовенство объявило ученье ересью, но в передовых ученых кругах  Лобачевского назвали: «Коперником геометрии».

Научный подвиг получил оценку более  ста лет спустя.

Зато в развитии университета уже в середине 19 века будет обозначена «Эпоха Лобачевского».

7. Ученик  

Почти  два  десятилетия Лобачевский был ректором.  Это Лобачевский создает комплекс университетских зданий, При Лобачевском создаются лаборатории : химическая,  астрономическая, обсерватория, научная  библиотека.

 

  8. Ученик

Лобачевский оставил после  своей смерти  20 работ по геометрии, алгебре,  анализу, физике, астрономии, механики .   Только спустя полтора столетия после открытия Неевклидовой геометрии ,на основе общей теории относительности Эйнштейна,  астрономия установила, что реальное пространство  Вселенной обладает кривизной и его геометрия  отличается от Евклидовой.    

Лобачевский предположил, что из  его геометрии     может быть следуют  молекулярные силы ядерного ядра.  Идеи Лобачевского были встречены с непониманием и даже враждебно. Зарубежные ученые молчали. Он шел одиноко 36 лет к цели и уже безнадежно больной  и слепой  он продиктовал своему сыну Николаю и студенту Ибрагимову последние сочинения  «Пангеометрия».

Воспитатель:

Лобачевский – это Коперник – геометрии , было легче остановить Солнце, легче было двинуть Землю, чем  уменьшить сумму углов в треугольнике ,свести параллели к сходимости , раздвинуть перпендикуляры. (Коган) Когда подвигом становится вся  жизнь ,нет меры какой бы следовало оценить героизм такого служения науке?  Лобачевский жил для будущего.  Он искренне верил в процветание своего народа и был убежден, что счастливые дни  России еще впереди.

В честь 100летия Н.И.Лобачевского, создателя Неевклидовой геометрии  в октябре1893г улицы Баратынского и  Почтампская  были переименованы в  улицу Лобачевского. А в сквере на пересечении улиц Кремлевская и Лобачевская  установили памятник великому земляку.

9. Ученик:

    Н. И. Лобачевскому.

Высокий лоб – нахмуренные брови

В холодной бронзе – отраженный луч.

Но даже неподвижный и суровый

Он как живой спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот казанской мостовой

Задумчивой, неповторимый, строгий

Он шел на лекции – великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки

Он здесь стоит, взнесенный высоко

Как утверждение , бессмертья своего

Как вечный символ торжества науки.

Воспитатель:

Питомцы – гнезда Лобачевского, в число которых входил  Котельников и ученик Лобачевского Попов сделали очень много, чтоб идеи Лобачевского остались жить. Они практически использовали их в своих научных трудах, увековечили его имя в название  улиц, в установлении памятника и даже добились, чтобы была учреждена премия им. Лобачевского. Они напечатали после  его смерти 20 томов научных работ Лобачевского.

10. ученик:

Математическая школа университета продолжала труды и традиции Н. И. Лобачевского.  Его ученики станут основателями новых  направлений в биоэнергетике, в космической медицине. Показателем научных успехов было то, что уже к 1917 году в Императорскую академию были избраны 19 членов и 26 членов корреспондентов выпускников Казанского университета.

11. ученик:

Середина 19 века – время  восхождения Казанской химической школы. Бутлеров разработал теорию химического строения органических веществ. Казань становится городом химии. Во дворе Университета привлекает внимание небольшое  двухэтажное  здание с восемью

мемориальными  досками на фасаде. На них имена всемирно известных ученых химиков: К.К. Клауса, Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, А.М. Зайцева

Ф.М. Флавицкого, А.Е. Арбузова  и  Б.А. Арбузова.

Сейчас здесь находится научно – исследовательский  химический институт им. Бутлерова и музей Казанской химической школы.

12. ученик:

Бурно развиваются и другие направления естественных и гуманитарных наук. Прославила себя медицинская школа исследованием физиологии человека и животных.  В этом направлении работали Овсянников, Ковалевский,  Миславский. В университете всегда царила атмосфера творчества, воспитывая художественную культуру, эстетическое чутье, и склонность к художественному творчеству

13. ученик:

Велика роль университета в развитии просвещения и культуры.  Благодаря  Лобачевскому  библиотека получила труды научных обществ из Лондона, Германии. Казань оказывается на самых передовых информационных позициях. Среди выпускников

появляются писатели, поэты, композиторы, артисты. Университет всегда жил жизнью города. Российская революция1917 года была опасна для университета. Спасли ее те, кто выполнял свой долг, служить не власти, а науки.

Ведущая:

После революции в 1925 году университету было присвоено имя

 В.И. Ульянова – Ленина.

т. к в 1887г  на 1ый курс был принят Владимир Ульянов на юридический факультет, а 5 декабря – был исключен за участие в студенческой сходке и был сослан в село  Кокушкино. Это село носит  сейчас  имя   с. Ленино -  Кокушкино. Перед университетом установили памятник В.И. Ленину – студенту Казанского университета. С1941 по1945г шла  война  и университет сыграл большую роль в восстановлении нашей страны.

14. ученик:

Война была испытанием для университета, но научные работы продолжались. После войны  возвращались фронтовики продолжать свои научные труды, так как нужно было подготовить большое количество специалистов. Четверть века руководил университетом крупный ученый – механик   М.Т. Нужин  (1954-1979). При нем создаются кафедры: радиоэлектроники,  радиоастрономии, магнитной спектроскопии, квантовой электроники; формируются отделы: теории вероятности ,прикладной математики.

15. ученик:

С развертыванием научных исследований вводятся в строй  учебно – лабораторные корпуса. Здания вычислительного центра, здание научной библиотеки. Завершено строительство уникального спортивного комплекса университета (УНИКС) Подобных масштабов  университет не знал со времен Лобачевского.

Воспитатель:

Университет никогда не отделял себя от города, его аура всегда положительно влияла на тонус  казанской общественной жизни. Поэтому историко  – культурное  наследие Казани столь богато и многообразно. В университете возникли и получили мировую известность многие научные школы.

Он оказал огромное влияние на развитие культуры всех народов Поволжья. Славу университету принесли: Н.И. Лобачевский, Арбузов, Миславский,

Бехтеров, Бутлеров, Вишневский, Завойский, Дубяго, Зинин,    Камай ,Самойлов, Симонов, Чеботарев, Читаев и мн. др.

В 1989 году комплекс  университетских знаний обогатился зданием концертно – спортивного комплекса – УНИКС.  

Указом президента  Б.Н. Ельцина от 8.06.1996года Казанский университет включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов  Российской Федерации.

В заключении все участники исполняют  гимн России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие в 7 классе. День православной книги.

Внеклассное мероприятие было проведено с целью сообщить о новом празднике в нашей культуре, рассказать о появлении на Руси первой печатной книги и её создателе – Иване Фёдорове, познакомить учащихся с...

Конспект открытого мероприятия в 10 классе

Данный конспект был использован при проведении открытого мероприятия в 10 классе по теме "Тайны исчезнувших цивилизаций"...

«Веселые стрижи» - cценарий открытого мероприятия во 2 классе

Сценарий открытого мероприятий во 2 классе...

Открытое мероприятие в 6 классе. «Творчество А.С. Пушкина».

Урок-КВН по творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина....