Доклад «Формирование духовно – нравственного развития школьника в трудовой деятельности»
методическая разработка по теме

Тумабаева Татьяна Викторовна

Доклад

«Формирование

 духовно – нравственного развития

школьника

в трудовой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

КГКС (К) ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I-II вида»

Доклад

«Формирование

 духовно – нравственного развития

школьника

в трудовой деятельности»

Подготовила:

воспитатель ГПД

Т.В.Тумабаева  

г. Барнаул 2013 г.

Формирование духовно – нравственного развития школьника

в трудовой деятельности.

В  школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника—это преимущественно труд по самообслуживанию, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы. Дошкольнику, как правило, дают отдельные мелкие поручения: пойти туда - то, принести то - то. Перед ребенком школьного возраста ставятся более сложные задачи. Труд приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Опыт показывает, что те школьники, которые несут в семье определенные трудовые обязанности, как правило, лучше учатся и у них формируется положительное отношение к учебному труду. Организуют и направляют трудовую деятельность взрослые, и их задача—добиться максимальной самостоятельности, умственной активности ребенка в процессе труда.

Большое значение для формирования младшего школьника положительного отношения к трудовой деятельности имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от того, что он что - то делает своими руками, что у него хорошо получается та или иная вещь, что он оказывает помощь взрослым. Все это побуждает его к активной трудовой деятельности. Важное значение здесь имеет похвала учителя, родителей и др.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс школьник коренным образом меняет свое представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания.

Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи и педагоги ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.  Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. У детей младшего школьного возраста важно заложить убеждение в том, что труд является почетной обязанностью каждого человека, воспитать интерес к труду, стремление быть трудолюбивым и желание приносить пользу людям.

Особое воспитательное значение имеет организация трудового процесса. Именно в процессе труда формируются отношение к труду, моральные качества личности, навыки коллективной работы, применяемые в процессе труда, методы и приемы организации труда. В литературе и школьной практике рационально избранную структуру, удачно используемые методы, что определяет хорошую работу и обеспечивает воспитательную эффективность труда, называют педагогически правильной организацией труда. Педагогически правильная организация труда имеет огромное значение в совершенствовании трудового воспитания учащихся, имеет неисчерпаемые воспитательные возможности.

Актуальная задача школы –  трудовое воспитание детей, воспитание у детей бережливого отношения к  общественному добру,  школьному имуществу, оборудованию, личным вещам. Эта задача может быть решена при условии, когда школьник включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Учитель имеет возможность расширять и углублять знания учащихся по труду, природоведению и другим предметам. Причем используемые формы и методы (экскурсии, встречи, кружковые занятия) позволяют решать эти задачи эффективно. Реальное дело, практические занятия дают простор для появления творческой инициативы, выдумки, творчества, сообразительности. В разнообразных видах труда, на практических занятиях формируются трудовые умения и навыки. Их приобретение имеет большое психологическое значение и воспитательное значение для детей – у них повышается интерес к труду и деловым занятиям, появляется уверенность в своих силах, желание самостоятельно  совершенствовать трудовые умения и навыки.

Формируя трудовые умения и навыки, необходимо создавать условия для удовлетворения интересов и склонностей у детей к избранным занятиям, стимулировать у них развитие задатков к определенным видам труда. Практика показывает, что развитие склонностей  у детей младшего школьного возраста оказывает влияние на формирование устойчивых трудовых и профессиональных интересов, а в дальнейшем на выбор рода занятий в жизни.

Важная задача педагога обучающихся детей полнее использовать труд и трудовые занятия в целях эстетического воспитания. Осуществление этой задачи требует отбора богатого в эстетическом отношении содержание трудовой деятельности, форм и методов занятий, которые развивали бы у детей эстетические чувства, пробуждали творческую фантазию, интерес к художественному творчеству и потребность вносить красоту в свой труд. (про подделки. Например, мы с ребятами делаем очень часто подделки. Школьники стараются, трудятся над своей работой. Со своими работами они участвуют в конкурсах и занимают призовые места. Школьникам нравится очень

       Трудовое воспитание – процесс многогранный. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых. Учебная деятельность, занятия в кружках, просмотр кинофильмов, экскурсии, сборы, игры, но самое главное – это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки.  

 Трудовая деятельность предполагает определенную обученность, владение соответствующими умениями и навыками. Дети широко привлекаются к самообслуживанию. Детей необходимо привлекать к выполнению различных обязанностей по дому, к вопросам бюджета семьи и его использования. Семья располагает большими возможностями для организации совместного труда взрослых и детей.

Прочно вошел в школы труд по самообслуживанию. Школьники поддерживают чистоту и порядок в классе, осуществляют мелкие ремонтные работы, изготавливают простейшие учебные пособия, работают на пришкольных участках, спортивных площадках, выполняют другие работы.

Организация труда  школьников

Воспитательные возможности коллективного  труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и   подведении итогов, анализе и оценке его результатов.

Считаю, что для того, чтобы  вызвать  интерес к труду,  к нему заблаговременно нужно подготовиться. При этом важно ставить детей в положение организаторов дела, заинтересованных в ходе предстоящей работы. В процессе подготовки дети знакомятся с содержанием труда, у них пробуждается интерес к нему, приобретаются умения планировать работу, распределять обязанности и задания. Организационная подготовка включает подготовку рабочего места, объектов труда, инструментов, инвентаря и материала для работы. Предварительно педагог должен побывать на месте предстоящей трудовой деятельности, определить общий объем работы, потребность в инструментах, инвентаре и материалах. Нельзя забывать, что успех работы во многом зависит от полной занятости всех детей, наличия у каждого рабочего места и объема работы. Следует обращать внимание на качество подготовки инструментов, их соответствия росту и силам учащихся.

Под целью труда понимается не только материальный результат, но и то событие, которое наступит после завершения работы – праздник, экскурсия, увлекательно организованный досуг.

Труд в глазах детей должен быть всегда высокоценимым, делом важным, почетным и престижным, а выполнение трудовых заданий, достижение результата – успехом, всем желаемым, общей  радостью. Детская радость – первичный и важнейший показатель активного включения ребенка в воспитательный процесс. Это условие является очень важным в воспитании интереса к труду у детей.

Педагогически правильная организация труда имеет огромной значение в воспитании интереса к труду. Целесообразно распределять между собой работу. На отношение детей к труду, их взаимоотношения оказывает влияние характер трудовых заданий, целесообразное распределение их между участниками коллективной работы. Оптимальный вариант трудового задания: каждый участник совместной работы выполняет определенное по объему индивидуальное задание, которое является неотъемлемой частью коллективного трудового задания. Для его выполнения дети могут объединяться в группы, и тогда трудовое задание приобретает следующий характер: индивидуальное - групповое – коллективное.

Трудовые задания могут быть длительными или кратковременными, постоянными или эпизодическими. Длительными заданиями являются работа на закрепленных делянках школьного участка, уход за животными, охрана зеленых насаждений. Много внимания следует уделять выполениею кратковременных трудовых заданий, рассчитанных на 1,5 – 2часа: уборке двора, посадке цветов, изготовлению наглядных пособий. Следует так же разнообразить формы и методы организации выполнения трудовых заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

В процессе труда ребенок должен научиться наблюдать, получать новые впечатления, осмысливать свои действия, выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания, анализировать и оценивать результаты своего труда. Дети должны привыкнуть к мысли, что знания получают не только из книг, но так же и из практической деятельности, путем труда. Для этого ребенок должен быть наблюдательным, самостоятельно приобретать знания.

Работа завершается подведением итогов. Задачи этого этапа организации общественно полезного труда: подвести итоги работы, оценить качество труда. Работу группы и каждого в отдельности; по достоинству оценить самых старательных и прилежных; найти недостатки, упущения.

Учет работы необходимо связывать с поощрением, т.е. выделять наиболее отличившихся в работе, отмечать успехи отдельных групп. Учет результатов деятельности коллектива и каждого участника дает положительные результаты, участия в этой работе, воспитывает их. При подведении итогов труда можно использовать игровые приемы – секретные пакеты с зашифрованным указание времени и места отчета, инсценированные представления, соревнования, конкурсы, викторины.

Очень важно, чтобы планируя общие поручения, педагог предусматривал систематическое участие в труде каждого школьника.

Организуя работу детей, педагог должен учитывать, что неодновременное включение детей в процесс деятельности при совместном труде может вызвать недовольство со стороны ожидающих (часто некоторые дети вынуждены ждать, если учитель не поручит им выполнить дополнительную работу, пока первые справятся  счастью задания).        Бездеятельность их не устраивает, и они предъявляют требования к товарищам ускорить темп работы.

Когда первый участник совместной деятельности заканчивает свою работу, воспитатель привлекает его к помощи остальным,  либо предлагает заняться дополнительными делами. С течением времени дети начинают все боле самостоятельно договариваться, совместно разрешать ситуации, в  которых появляется необходимость уступить или настоять на своем, используя моральные правила. Взаимоотношения принимают положительный характер и переносятся в повседневную жизнь.

Итак, воспитательные возможности коллективного  труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и   подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Для того, чтобы  вызвать  интерес к труду,  к нему заблаговременно нужно подготовиться. При этом важно ставить детей в положение организаторов дела, заинтересованных в ходе предстоящей работы. Особое значение имеет организация трудового процесса. Именно в процессе труда формируется отношение к труду.  Организованное, педагогически продуманное проведение трудовой деятельности, нравственно содержательные взаимоотношения между детьми особенно важны в школьном возрасте. Работа завершается подведением итогов.

Заключение

Таким образом,  можно сделать следующие выводы. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс школьник коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.  Нравственное и трудовое воспитание  должно осуществляться всеми педагогическими средствами  в  процессе любой педагогически целесообразной деятельности с учащимися.

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь  школьникам увидеть в  нем  источник  развития  своих  способностей  и   нравственных   качеств.

Участие школьников в общественно полезном и производительном  труде  рассматривается в тесной связи с их  умственным,  нравственным,  эстетическим  и  физическим воспитанием и развитием.

Исследованный   материал   позволил    сделать    вывод,    что    труд учащихся должен правильно, педагогически целесообразно организован.    Учащиеся познают в труде окружающую действительность, систематизируя  и закрепляя знания, ученик  закрепляет  свой  кругозор.  Он  становится  более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все  это превращает труд в активный  стимул  для  получения  новых  знаний.  Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное  отношение  к  труду,  вызвать интерес  к  работе,  добиться  оказания  ими  полезности  своего  труда  для общества, помогают увидеть перспективы его развития.    В  процессе  труда  учащиеся  контактируют  с   коллективом   взрослых. Такая организация трудового воспитания способствует  пробуждению  любви  к  труду, возникновению потребности  трудиться  на  общую  пользу,  выработка  навыков коллективной  деятельности,  зарождению  творческого   отношения   к   труду учащихся.

Познание  радости  труда  для  людей,  радости   труда   в коллективе  превращает  труд  в  потребность,  служит  источником  моральных чувств школьника. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будет  воспитываться  в  ребятах  нравственные  черты  как  верная   дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

    Труд всегда был источником красоты,  нравственное  воспитание  в  труде позволяет   учащимся    непосредственно    воспринимать    красоту    труда, почувствовать  его  преобразующую  силу,   его   привлекательность.  

Очень важна организация  коллективного  труда,  объединяющего  интересы школьников,  где  развиваются  нравственные  черты:  дружба,   взаимопомощь, коллективное  творчество  в   труде,   устанавливать   взаимозависимость   и согласованность  в  труде,  атмосферу  высокой  моральной   и   материальной ответственности, критики и самокритики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад"Игра в трудовой деятельности"

применение дидактических игр на уроках труда...

ДОКЛАД Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности.

ДОКЛАДВоспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности....

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОЙ НА УРОКАХ трудового обучения по профилю «Штукатурно - малярное дело»

В материале освещаются вопросы связанные с развитием познавательной деятельности на урока профессионально-трудового обучения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Доклад на тему «Активизация творческой деятельности детей в процессе трудового обучения »

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж» XVIII Региональные педагогические чтения по теме ...

Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"

В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната  №22 ОАО "РЖД"...

Доклад "Формирование у обучающихся устойчивых осознанных мотивов в трудовой деятельности"

В докладе раскрываются пути формирования у обучающихся на уроках профессионально трудового обучения устойчивых осознанных мотивов к труду....