Народные праздники в творчестве композиторов.
план-конспект урока по музыке по теме

Телелейко Людмила Вячеславовна

«Духовность – не  роскошь,  а  средство  обучения»

Ф. Достоевский.

Известно  и  значимо  то,  что  дети  были  полноправными  и  активными  участниками  всех  православных  празднеств.  С  Рождества  до  Крещения,  на  Святках,  дети  и  подростки  ходили  по  улицам  со  «звездой»,  славили  Христа,  колядовали,  поздравляли  родных,  знакомых  и  незнакомых  с  праздником,  участвовали  в  народных  играх.  Дети  встречали  и  провожали  Масленицу,  зазывали  Весну,  закликали  птиц,  обязательно  ходили  в  гости  к  старшим  по  возрасту,  родным.  Дети  были  значимыми  людьми  в  пространстве  всех  народных  и  православных  праздников,  которые  наряду  с  другими  средствами  закладывали  изначальную  духовность  юных  людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_prazdniki_v_tvorchestve_kompozitorov._4_klass.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Народные праздники.

        К разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 класс по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: Народные  праздники  в  музыке  русских композиторов.

      Форма урока: Урок – обобщение  (круглый стол).

       Цель:

закрепить,  систематизировать  и  обобщить  знания  по  теме  «Народные праздники»

      Задачи: 

- способствовать формированию интереса и любви к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия композиторской музыки, русского народного песенного творчества;

- способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.

     - воспитание  чувства  прекрасного  через  использование   музыкальных,  художественных  произведений;

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским обрядам.

   - способствовать  развитию  музыкального  мышления,  умения  анализировать,  сравнивать;

   - способствовать  развитию  вокально–хоровых навыков  в  процессе  пения a  capella,  под  аккомпанемент  учителя,  под  фонограмму.

Технические средства: музыкальный центр, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.

Дидактический  материал:  карточки  с  нотным  заданием.

Ход  урока. Организационный  момент.

Учитель:  Здравствуйте,  ребята!  Играть  любят  все  и  взрослые  и  дети! Дети  в  компьютерные  игры,  взрослые  в  телевизионные  игры  «Поле  чудес»,  «Мафия»,  «Кто  хочет  стать  миллионером»,  «Что,  где,  когда»…У  нас  с  вами  тоже  игра!  Нашей  игре  нужно  придумать  название!

1 этап.  Подготовка  к  восприятию  темы.

Мультимедийная  презентация.  Слайд №1.  «Народные  праздники  в  музыке  русских  композиторов»

Учитель:  Праздники  бывают  разные,  какие?  (православные,  государственные,  семейные,  народные…)  Праздничные  дни,  самые  любимые  дни  и  взрослых  и  детей.  Можно  отдохнуть,  повеселиться,  сходить  в  гости,  пригласить  к  себе  гостей  и  т.д.  Рассматриваем картины на слайде,  будет  звучать  музыка  русских  композиторов,  а  вам  нужно  узнать,  догадаться,  определить  по  музыкальным  выразительным  средствам,  какой  народный  праздник  запечатлел  композитор  в  своем  произведении!!  Значит,  нам  нужны  внимательные  ушки,  которые  на…макушке!  А  ещё  весёлый  герой  праздника  (обычно  это  петрушка,  клоун,  ну  а  мы  возьмем  современного  героя  с  длинными  ушками – смешарика!)  и  назовем  нашу  игру  «Музыкальное  путешествие  смешариков».  Чьи  ушки  будут  самыми  внимательными,  та  команда  и  выиграет!  За  каждый  правильный  ответ  по  1-му  баллу!

Мультимедийная  презентация.  Слайд №2.

2 этап. Раскрытие темы.

Учитель:  Внимание  вопрос!

О  каком  празднике  пойдет  речь?

-Какое  счастье!  Я,  стройная  пальма,  расту  у  самого  входа  в  пещеру,  в  которой  родился  младенец!

-И  я,  пахучая  маслина,  выросла   здесь  же.

-И  я,  зеленая  елка,  расту  тут!

(Рождество)

Мультимедийная  презентация.  Слайд №3.

Учитель:  Внимание  вопрос!

Какие  песни  исполняют  дети?

Мультимедийная  презентация.  Слайд №4.

(Колядки)  Пример  №1,  №2,  №3.

Учитель:  Внимание  музыка!

Мультимедийная  презентация.  Слайд №5.

Праздник  в  музыке  присутствует?  Как  называется  произведение?  («Крещение»  или  «Рождество»)  Кто  композитор?  (П.И.Чайковский),  какое  по  счету  произведение?  (12-е  произведение  в  цикле  «Времена  года»).  (ответы  детей).

Мультимедийная  презентация.  Слайд №6.

Учитель:  Речь  пойдет  о  народном  празднике  «Масленица».

Учитель:  Внимание  вопрос!

Песня,  посвященная  главному  блюду  на  Масленице!  («Блины»)

Мультимедийная  презентация.  Слайд №7.

Учитель:  Внимание  музыка!

Как  называется  эта  картина?  («Ярмарка»    Борис Кустодиев).

Музыка  какого  композитора  прозвучала?  (П. Чайковского)

Учитель:  Мы  люди  южные  и  практически  не  видим  снега,  а  ответить  на  вопрос  придется!

Учитель:  Внимание  вопрос!

Любимые  зимние  виды  спорта  на  Масленицу!  («Взятие  снежной  крепости»,  «Соревнования  на  тройках  лошадей»

Мультимедийная  презентация.  Слайд №8,9.

Учитель:  Внимание  музыка!

Звучит  музыка  И. Стравинского,  название  музыки  вам  подскажет  следующая  картина  Б. Кустодиева!  («Петрушка»)

Мультимедийная  презентация.  Слайд №10,11.

Учитель:  Внимание  музыка!  («Светлый  праздник»  С. Рахманинов)

Мультимедийная  презентация.  Слайд №12,13.

Учитель:  Внимание  вопрос!

Назовите  русских  композиторов,  которые  особенно  любили  включать  в  свои  музыкальные  произведения  колокольные  перезвоны?  (Рахманинов, Глинка, Г. Свиридов…)

Мультимедийная  презентация.  Слайд №14..

Учитель:  А  сейчас  я  хочу  познакомить  вас  с  иконой  «Воскресение». Всмотритесь  внимательно.  Кто  главный  персонаж  этой  иконы?

Учащиеся:  Иисус  Христос!  (рассматривают  икону)

Учитель:  Какими  словами  мы  встречаем  воскресение  Иисуса  Христа?  («Христос  воскрес»,  «Воистину  воскрес»)

Учитель:  Внимание  вопрос!

Дети  принимали  участие  в  этом  празднике?  (Ходили  славили  Иисуса  Христа,  пели  песни,  играли  в  игры…)

Учитель:  Внимание  сейчас  видео - вопрос!

Фрагмент  танца  «Балет  невылупившихся  птенцов»  М. Мусоргский  в  постановке  уч-ся 2а  кл.

Как  называется  музыка  и  кто  композитор?

Символы  Пасхи.

Что  символизирует  яйцо – символ  зарождения  новой  жизни!!!

Учитель:  Всему  новому  мы  очень  рады,  а особенно  новым  знаниям,   новым  книгам,  путешествие  наше  музыкальное  не  заканчивается, а  будет  продолжаться  на  уроках  музыки,  где  откроем  с  вами  немало  новых  музыкальных  страниц.  А  сейчас  новая  песня,  которую  подарил  нам  замечательный  земляк,  наш  композитор  Ал. Лукьяненко.

Исполнение  песни  «Песня  о  Лазаревском».

И  в  заключении  можно  предложить  вопросы  повышенной  сложности.

Подводятся  итоги  игры,  урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»

Тема урока:  Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная:  познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

«Татары (народные праздники, игры и музыкальное творчество)». Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом»

Сценарий выступления на школьном мероприятии Фестиваль народов России «Россия – наш общий дом» для учащихся начальной школы...

"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"

Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...

Открытый урок Музыка 5-6 класс ОВЗ "Народная песня в творчестве русских композиторов"

Тема: Народная песня в творчестве русских композиторов. Композитор, дирижер, музыкант. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знанийВид:   урок – размышлениеЦель:...

Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."

Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....