Технологическая карта: "Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов."
план-конспект урока по музыке (8 класс)

Гусарова Светлана Николаевна

Материал предназначен для школ, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nar_muz_teh_karta.odt20.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: музыка, урок №  25

Ф.И.О. учителя: Гусарова С.Н.

Класс 8 в

Тип урока: комбинированный

Основные методы, технологии: словесные (индивидуальные, фронтальные), наглядные, объяснительно-иллюстративный, практический, метод преобретения новых знаний и контроля. Информационные, здоровьесберегающие.

Тема урока:    Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов.

Цель урока: ознакомить учащихся с использованием композиторами народных мелодий и их применением в классической музыке.

Задачи урока.

Образовательные:    1. Знакомство с творчеством композиторов — П. Чайковским, А. Алябьевым, Р. Щедриным.

2. Формирование понятий о жанрах «симфония», «кадриль», «концерт», «частушка».

3. Формирование певческих навыков: осанки, дыхания, звукообразования, голосоведения, дикции. Развитие ладового, звуковысотного и ритмического слуха.

Развивающие: 1. Развивать творческие способности учащихся, музыкальный кругозор, музыкальную память.

2. Развивать интерес и уважение к народной музыке, как источнику вдохновения для композиторов.

Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

2. Воспитывать любовь к народной и классической музыке для формирования и развития эстетического вкуса.

Коррекционные:  1. Развитие мелкой моторики в процессе выполнения заданий с карточками.

2. Развивать  согласованность движений с музыкой и пением на примере народного танца «кадриль».

3. Корригировать имеющиеся отклонения в развитии психических функций, эмоционально- волевой, моторной сферах,  создавать условия для социокультурной адаптации ребенка посредством общения с музыкальным искусством.

Этапы урока

Деятельность учителя

Дифференциация по группам

Формируемые умения БУД

Средства обучения

Организа-ционный момент

Приветствует учеников. Проверяет готовность учеников к уроку. Дает эмоциональный настрой. Проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя. Настраиваются на процесс сотворчества.

1.3 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

Актуализация опорных знаний

Формирование навыков развернутого речевого высказывания с использованием музыкальных терминов и понятий. Первые сдайды презентации.  

Тема сегодняшнего урока Народная музыка в творчестве русских и зарубежных композиторов. Так как тема рассчитана на 2 урока, сегодня мы познакомимся для начала с музыкой русских композиторов.(Слайд 1)

Народная музыка – могучий и неиссякаемый источник художественного вдохновения для композиторов.  И сегодня мы с вами в этом убедимся. Но для начала вспомним, с какими жанрами народной музыки мы знакомы? (Слаййд 2)

На вашем столе карточки с заданиями, с помощью ручки или карандаша прошу вас соединить правильные ответы.  Жанры народной музыки:

  • Песня (колыбельная, календарная...)
  • Танец (барыня, полька...)
  • Эпос (былина, скоморошина)

Учащихся  3-4 группы повторяют термины и понятия вслух.

Учащиеся 3-4 группы обводят слова с помощью: песня, танец, эпос.

 1.2 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

ИКТ, бумага, карандаш

Изучение нового материала Основная часть

(Слайд 3) Огромную роль в музыке  П.И.Чайковского играет народная песня, красоту которой он ценил исключительно высоко.Так, например, в последней части четвертой симфонии искусно разработана мелодия  русской народной песни. Что такое симфония? (Это инструментальный жанр) Слушаем вместе. Какую песню вы слышите? (Слайд 4) Поднимаем руки. Правильно, это песня..... Коллективное исполнение 1 куплета песни «Во поле береза стояла».

Еще один композитор, который обращался к народной музыке - Александр Александрович Алябьев.  Пьеса для фортепиано «Кадриль» (Слайд 5). Кадриль — еще  один вид русского народного танца. Свои корни кадриль берет от французского танца. Слушание.

Русская кадриль  включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. А мы сейчас повторим с вами кадриль, которую разучивали ранее. Дети пропевают 1 куплет русской кадрили.  (Слайды 6, 7)

Учащиеся 3-4 группы после прослушивания исполняют 1 куплет песни «Во поле береза стояла»

Слушание.

Учащиеся 3-4 группы пытаются петь отдельные слова или фразы.

 2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик  – класс, учитель − класс).

2.2 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

3.1 Умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.). (комментарий – усвоение и использование норм поведения.).

3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

Интерактив-ная доска, ноты, фортепиано

Физминут-ка

 А теперь добавим элементы танца «Кадриль». Обьединились в пары. Иходное положение — ноги вместе, руки на пояс.

1 движение — носок, пятка, раз. два, три.

2 движение — круговое в парах

3 движение — навтречу друг другу

Танцуем 1 куплет и поём.

Молодцы! А теперь прошу всех присесть.

 Элементы танца «Кадриль» Учащиеся 3-4 группы имитируют  движения учителя, движения по порядку.

  1. Умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

2.5. Умение сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2.1 Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель − класс).

2.2 Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Продолже-ние основной части

В продолжение темы обратимся к творчеству ещё одного композитора — Радиона Щедрина. Одним из лучших произведений Щедрина является одночастный концерт для оркестра «Озорные частушки». Скажите пожалуйста, концерт инструментальный или вокальный жанр? Это инструментальный жанр. А что такое частушка? Частушка —  короткая песенка быстрого темпа исполнения и шуточного характера.  Как нужно петь частушку? Звонко, чётко... (Слайды 10, 11, 12) Слушаем все вместе. Дети отвечают на вопросы о характере произведения, темпе и названия инструментов. Какие инструменты подражают человеческому голосу? (Труба...)

А сейчас мы вспомним с вами частушки и исполним их хором. Дети поют.

Прослушивание фрагмента произведения.

Учащиеся 3-4 группы пытаются петь отдельные слова или фразы.

3.2 Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе (комментарий – принятие цели и действие по плану).

3.3 Умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников (комментарий – действия контроля и оценки).

  1. Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (комментарий – действовать по предложенному образцу, алгоритму;  принимать и использовать критерии оценки своей деятельности и осуществлять ее коррекцию).

4.6 Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

ИКТ, Тексты песен, карандаш

ВЫКЛЮЧИТЬ ИКТ.

Закрепле-ние материала  

Ребята, сейчас я вам раздам конверты с заданиями каждому из вас. А вы попытайтесь сложить из отдельных слогов слова, которые вы сегодня услышали на уроке.. (Дети выполняют. В каждом конверте по два слова.)

Молодцы! Что у вас получилась...? (Чайковский, концерт, симфония, Щедрин и т.п.)

Учащиеся 3-4 группы обводят слова с помощью:  концерт, симфония.

 4.1 Умения выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

  1. Умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

2.3 Умение обращаться за помощью и принимать помощь.

Карандаш, карточки с заданиями

Рефлексия

Мы сегодня послушали и исполнили много произведений, которое вам понравилось больше всего?

Подведе-ние итогов

Выставление оценок.

Домашнее задание — выучить одну частушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка русских и зарубежных композиторов, созвучная сегодняшней проблеме экологии ».

Основные этапы урока. 1.    Вступительная беседа по темам «Преобразующая сила музыки» и «В  чём сила музыки». 2.    Выводы учащихся по теме «Преобразующая сила муз...

Поэтичекий образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Раскрыть новые грани взаимодействия литературы и музыки. Показать роль литературного текста при сочинении музыки на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина", романса «Зимний вечер», ...

Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов

Интегрированный урок (музыка и литература) для 5 класса...

Биография русских и зарубежных композиторов.

Данный материал содержит биографические данные  о русских и зарубежных композиторах: Антонио Вивальди, Л.ван Бетховен, Э. Григ, Ф. Шуберт, Вольфганг Амадей Моцарт, Иоганн Себастьян Бах, Франц Шуб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «НОКТЮРН» В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПОЗИТОРОВ .

Данная методическачя разработка должна использоваться совместно с фильмом-презентацией "ноктюрн 6-ой класс" в разделе "ВИДЕО"....

Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс

Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме.......