Урок музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс Авторы программы и учебника Г. П. Сергеева Е. Д. Критская Современные образовательные технологии.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Воронина Ольга Николаевна

Идея урока: Голос, голос,
                       Кто тебя не слышит,
                      Тот без крыльев на земле живет…
        

                                                                               В. Семернин

Тема урока: «Образы песен зарубежных композиторов»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальный орган управления образованием отдел образования

Администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №3»

Тальменского района Алтайского края

Урок музыки по теме:

«Образы песен зарубежных композиторов»

6 класс

                                   Авторы программы и учебника Г.П. Сергеева Е. Д. Критская

Технология: личностно-ориентированная

Номинация: Современные образовательные технологии. Урок по ФГОС ООО

Автор работы:  Воронина Ольга Николаевна,  

 учитель музыки и искусства

                 МКОУ  «Тальменская средняя

общеобразовательная

школа №3»,

ул. 30 лет ВЛКСМ, 17

Тальменка 2018

Урок в 6 классе

1 четверть

Идея урока: Голос, голос,
                      Кто тебя не слышит,
                     Тот без крыльев на земле живет…
         

                                                                               В. Семернин

Тема урока: «Образы песен зарубежных композиторов»

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Цель урока: создание условий для художественно- эстетической деятельности детей

Задачи урока:

  • знакомство с вокальным стилем бельканто;
  • освоение  вокального жанра  – баркаролы,
  • формирование умения наблюдать за развитием музыки от интонации, музыкальной темы до становления музыкального образа в целом;
  • выявление средств выразительности разных  видов  искусства: литературного, музыкального и изобразительного в создании  единого образа.

Формирование УУД

Личностные УУД:

  • вхождение обучающихся в мир духовных ценностей  музыкального искусства

Познавательные УУД:

  • стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями  различных жанров
  • усвоение терминов и понятий  музыкального языка и художественного языка различных видов искусства

Регулятивные УУД:

  • самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки

Коммуникативные УУД:

  • совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

Оборудование: компьютер, проектор (для  презентации), музыкальный инструмент (фортепиано).

Ход урока

п/п

Этапы урока и задачи

Деятельность учителя

 Деятельность учащихся

Примечание

1.

Орг. момент

Музыкальное приветствие:

Цель: Создание эмоционального настроя.

Учитель:  Прозвенел звонок.

Добрый день ребята!

Ученики: Начался урок.

Добрый день, добрый день, добрый день!

Положительный настрой учащихся на  работу.

2.

Определение темы урока

Цель: Подведение детей к осознанию темы.

Итак, внимание! Как эпиграф к теме сегодняшнего урока послушайте стихи поэта 
В. Семернина:
Голос, голос,
Кто тебя не слышит,
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет

Слайд 1.
Попробуйте определить исходя из эпиграфа тему нашего урока.
Посмотрите, на доске написано новое для нас слово «бельканто».
Как вы думаете, что может означать это слово?
Сегодня мы начинаем новую  тему: 
«Образы песен зарубежных композиторов» в рамках которой,  будем говорить об искусстве прекрасного пения – бельканто. Слайд 2.

Определяют тему урока.

Мы будем говорить о каком-нибудь голосе, о вокальных произведениях, связанных с ним и о певцах.
Звучит красиво, нерусское слово, похоже на итальянское, связано с музыкой.
Вывод: может означать что-то красивое, прекрасное музыкальное.

Внимание, сосредоточенность


Заинтересованность

Будем знакомиться с произведениями и голосами Итальянской музыки.

Определение цели урока.

Исходя из темы, определим цель нашего урока.

 Наметим задачи.

Познакомимся с вокальным искусством прекрасного пения бельканто,

с исполнителями этого пения и с музыкальными образами песен зарубежных композиторов

Заинтересованность

2.

Проверка домашнего задания.

Цель: Проверить знание голосов для дальнейшего узнавания их в музыкальных произведениях.

Для чего в музыке скрипичный и басовый ключ?

Дети высказывают свое мнение…

Определяют женские и мужские голоса.

Проверка знаний учащихся.

3.

Изучение нового материала.

Цель: приобретение музыкально-слухового опыта.

Сегодня у нас урок необычный,  я предлагаю Вам  мысленно перенестись  в Италию.

Что Вы знаете об этой стране?

Чем она прославилась на весь мир?

 С какими произведениями, связанными с этой страной, вы знакомы?

Сегодня нашим гидом по городу Риму будет (фамилия, имя учащегося)

Слайд 3.

Следующий город, который мы с вами посетим - Флоренция.

Слайд 4.

И наконец, город, вдохновивший поэтов, художников, музыкантов на создание произведений искусства. Венеция.

Слайд 5.

Множество музыкальных произведений, и вокальных, и инструментальных, связано с впечатлениями  разных композиторов о Венеции, чудесном музыкальном городе в Италии.  

Рассказ учащегося о Риме

Рассказ учащегося о Флоренции

Рассказ учащегося о Венеции

Заинтересованность

Слушание и анализ «Песни венецианского гондольера»  Ф. Мендельсон.

Цель: Выполнить задание в тетради.

Повторное слушание. Коллективная творческая импровизация.

Слайд 6. Слушая музыку, постарайтесь определить, какие в ней есть особенности.
Какие особенности этой музыки вы услышали?
На каких инструментах исполнялась эта музыка?
Что даёт такая обработка пьесы?
Какой образ запечатлён в этой песне? Ритм монотонной гребли и монотонного покачивания спокоен. Отсюда и мерность ритма, и мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий песен венецианских гондольеров, которые словно растворяются в городском пейзаже.

Слайд 7.
Многими композиторами созданы вокальные и инструментальные пьесы, вобравшие в себя черты народной баркаролы. Название «песни без слов» впервые применил Ф. Мендельсон, написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

Свободные высказывания

Музыка монотонная, спокойная, красивая.
Кларнет и фортепиано.

Мягкое, певучее звучание 
кларнета (деревянного духового инструмента), подобно голосу певца, исполняет свою мелодию вокализом, а звучание сопровождения на фортепиано вызывает ассоциации с мягким покачиванием лодки на воде.
Здесь запечатлён образ венецианских гондольеров, которые управляют своей лодкой, плавно покачиваясь на волнах.

Пластическое интонирование.

Работа с  учебником.

Работа в группах.
Знакомство с исполнителями бельканто.

Цель: приобретение музыкально-слухового опыта.

Прочитаем что такое бельканто (стр. 38-39). Какой вы можете сделать вывод? Слайд 8.

 Бельканто (итал. bel canto, буквально — прекрасное пение), стиль вокального исполнения, сложившийся в Италии к середине 17 в. и составляющий основу итальянской вокальной школы.

Слайд 9.

Для бельканто характерны красота и пластичность вокализации, предельная лёгкость, гибкость и свобода пения, плавность переходов от звука к звуку, изящество и виртуозный блеск исполнения.

Одной из известных исполнительниц этого стиля является Мария Каллас, её портрет есть в учебнике на стр. 38.

Слушание

- Как вы думаете, кто из певцов, которых мы слушали в этом году, поёт в стиле бельканто?

Просмотр видео и работа в группе (вывод записать в тетрадь). Рассматривают портреты исполнителей в учебнике, дополняют сведения учителя.

Слайд 10.

1 группа. МАРИЯ КАЛЛАС

Эта выдающаяся певица прошедшего века при жизни стала настоящей легендой. К чему бы ни прикоснулась артистка, все озарялось каким-то новым, неожиданным светом. Она умела взглянуть на многие страницы оперных партитур новым, свежим взглядом, открыть в них доселе неизведанные красоты.

Слайд 11.

2 группа.ЭНРИКО КАРУЗО (1873—1921) итальянский певец (портрет рядом на этой же странице). Красота его тембра заключалась не в ровности звучания, а, наоборот, в богатстве и разнообразии красок. Карузо своим голосом выражал все чувства и переживания — временами казалось, что игра и сценическое действие для него излишни.

3 группа.
ИРИНА АРХИПОВА(1925) (стр. 39 в учебнике). Выдержка из финской газеты, 1967 год)
«Голос Архиповой технически отточен до совершенства. Он поразительно ровно звучит от крайней низкой до самой верхней ноты. Идеальная вокальная позиция придает ему несравненный металлический блеск, который помогает даже фразам, спетым пианиссимо, нестись над бушующим оркестром». Слайд 6.
ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА (1939). (Ленинград). Её называют певицей экстра-класса.

4 группа.
МАРИО ДЕЛЬ МОНАКО (1915—1982) (Флоренция)
«Один из выдающихся современных певцов, он обладал редкими вокальными данными, — пишет И. Рябова.

- Его голос, обширного диапазона, необычайной силы и насыщенности, с баритональными низами и сверкающими верхними нотами, неповторим по тембру.

Вывод: бельканто – красивое, прекрасное пение,

Родина – Италия

Исполнители.

Сообщение новых знаний (каждой группой)

Художественное восприятие  и анализ «Баркаролы» Ф. Шуберта

Цель: создание условий для худ. восприятия муз. пр-ия

Слайд 12-13.
Композиторы, художники, певцы, артисты стремились побывать в Италии, проникнуться духом этой страны, величием архитектурных памятников, картин, скульптур, красотой её музыки и пения.

 Сегодня мы познакомимся с еще одной баркаролой австрийского композитора Ф. Шуберта, но это уже будет вокальное произведение. (Слушание баркаролы Ф. Шуберта)

Какой образ запечатлен в этой музыке? Что передает нам инструментальное сопровождение?

Ребята мы сегодня познакомились с прекрасными музыкальными произведениями, которые написали композиторы вдохновленные Италией, Венецией.

Художественное исполнение «Венецианской ночи » М. Глинки

Цель: создание условий для выражения внутреннего мира через вокальное исполнение.

Слайд 14.А сейчас давайте, и мы почувствуем себя исполнителями, давайте исполним ранее изученную баркаролу М. Глинки.

Что вы знаете о ней?

 Исполнение «Венецианской ночи» М. Глинки. Молодцы! . ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека – это индикатор  его здоровья. Знайте, что пение – это долголетие и определенный залог здоровья. Когда Вы поете – Ваше настроение всегда находится на высоком уровне. Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения.

Свободные высказывания

Русский композитор М.И.Глинка под впечатлением об Италии, Венеции написал романс в стиле Баркаролы «Венецианская ночь».
Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах. Исполняют баркаролу «Венецианская ночь» М. И. Глинки

Эмоциональный отклик. Соединение с музыкой

4.

Закрепление учебного материала.

Цель: Контроль знаний

Выставление оценок

Что нового узнали мы сегодня на уроке?

Слайд 15.

Что общего во всех произведениях, которые мы сегодня слушали?

Проверим свои знания с помощью теста.

Ключевые слова: Бельканто. Баркарола. Венеция. Италия. Ла Скала. Опера. Ария. Слайд 12. Слайд 13.

 Родиной красивого, прекрасного пения – бельканто является Италия. Познакомились с образами песен Ф.Шуберта и Ф. Мендельсона.

Можно сказать, что все это лирические зарисовки образов природы, связанные с Италией

Выполняют тестовое задание.
Выставляют оценки.

Свободное высказывание детей.

5.

Домашнее задание.

Цель: Стимулирование творчества.

 Раскройте тему «Баркарола» в музыке, изобразительном искусстве, литературе.

Это может быть рисунок, стихи, песни по теме «Баркарола».

Передача художественного образа.

Рефлексивный анализ.

Цель: Создание условий для личной рефлексии ученика.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Сегодня нас объединила музыка – Бельканто -  искусство прекрасного пения.  Вы пришли на урок с разным настроением. Желаю вам новых интересных встреч с музыкой.

Ученики: Рефлексия.

Самоопределение детей.

Я хочу сказать...

 

Список научно-методической литературы к уроку.

1.. Абдулина Д. Музыка 4 -7 методическое пособие – М.: Просвещение, 1986  

2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания – М.: Просвещение, 1990  

3. Вандрова Т.Е.. Пигарева И.В Воспитание музыкой - М: Просвещение, 1991

4 Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит- Волгоград: Учитель АСТ, 2012

5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца - М.: Просвещение, 1989

6. Кабалевский Д.Б.  Как рассказать детям о музыке? - М.: Просвещение, 1989

7. Клёнов А. Там, где музыка живёт – М.: Педагогика – Пресс, 1994

8. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран -  М.: Музыка, 2011

9. Сергеева. Г. П.  Крицкая  Е. Д.Пособие для учителя  Уроки музыки 5 – 6 классы – М.: Просвещение 2013  

10.  Творческие портреты композиторов (популярный справочник) - М: Музыка, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

"Образы песен зарубежных композиторов"

Раскрыть форму и содержание произведений Франца Шуберта....

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.

Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....

Презентация к уроку музыки по теме: «Образы песен зарубежных композиторов» 6 класс

Презентация позволяет расширить представления учащихся по  изучаемой теме.......

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения

Конспект урока "Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения"....

Открытый урок по литературному чтению «Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения» 5кл

Цель: постижение эмоционально-образного строя зарубежной музыки на основе знакомства  с высокохудожественными образцами классической музыки.   ...