Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс
план-конспект урока (музыка, 7 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_7_klass.doc69.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве"

Ильина В.Н., учитель музыки МОУ ООШ №6

Класс 7

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.

Цели урока:

  1. создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку прошлого и современности на основе изученного материала;
  2. формировать художественную культуру ребёнка как составляющую часть духовной культуры личности;
  3. воспитывать гражданскую позицию, чувства патриотизма школьников посредством музыкальных произведений .

Задачи урока:

- учить сравнивать, определять жизненное содержание и закономерности развития музыкальных образов в вокальной и инструментальной музыке;.

- развивать вокально – хоровые навыки учащихся, разносторонние творческие способности;

- помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения;

- прививать современной молодёжи любовь к музыке.

Музыкальный материал:

  1. Бетховен. Увертюра к трагедии Гете "Эгмонт"
  2.  Глинка. Увертюра к опере  "Руслан и Людмила"
  3. Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
  4. иеромонах Роман (Матюшин) «Белый храм над рекой»

Оборудование: ПК, музыкальный центр, раздаточный материал (тесты)

Ход урока

1. Организационный момент

 Вход в класс под музыку

 (музыкальное приветствие)

 2. Проверка выполнения домашнего задания

У- Ребята, под фрагмент какого произведения вы вошли сейчас в класс?

 (ответы детей)

Слайд 1

У- На прошлом занятии мы с вами познакомились с Рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» и домашним заданием  было подготовить краткий анализ музыкальной драматургии оперы.

 

У- Кто желает ответить?

(заслушиваем анализы)

У- А теперь попрошу вас взять оценочные листы и в соответствии с критериями поставить баллы за выполненную работу.

 3. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе учебного занятия

У- Так, что же такое  музыкальная драматургия?

(ответы детей).

Слайд 2

У - Я предлагаю еще раз прослушать увертюру  к опере Глинки «Руслан и Людмила» и вспомнить в чем заключается музыкальная драматургия этого произведения.

(слушание увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила»)

У - Какие образы вы услышали?

(Руслан - богатырь, витязь, образ добра. Людмила – трогательная, нежная.)

У - А с кем он борется?  (Черномор – образ зла)

У- И кто же побеждает? (Победа добра над злом)

У- Так как будет звучать тема нашего урока? (Образы борьбы и победы в искусстве)

(ответы детей)

Слайд 3

У- И я предлагаю рассмотреть образы борьбы и победы в изученных нами произведениях.

  1. Обобщение и систематизация знаний и способов действий учащихся

Слайд 4

У - А теперь мы с вами будем слушать музыку немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

У- Определите сколько образов в этом произведении.

(Слушание вступления увертюры "Эгмонт")

У - Сколько образов в музыке? Перечислите (образ угнетателей, образ угнетённых, образ борьбы, образ победы) (ответы детей)

У - Творческим заданием для 1 группы было подготовить сравнительный анализ увертюры к опере «Руслан и Людмила» и увертюры к трагедии «Эгмонт» , а для 2 группы - провести  небольшую исследовательскую работу по теме «Классическая музыка в современном мире»

У - Задание для групп было опережающим и я прошу группы представить нам свои работы. Внимательно слушать и оценить работу друг друга

  (выступления уч-ся)

У - Пожалуйста 2 группа прошу вас оценить работу 1 группы от 1 до 3 баллов.

У - Почему вы поставили такой балл?

У - А теперь 1 группу оценить 2 группу.

У - И так, патриотическая тема всегда была близка молодому поколению и людям разных времен и эпох. И мы с вами не исключение. Давайте сейчас исполним песню «О той весне» слова и музыка Елены Плотниковой  

(исполнение).

У - Я вас прошу в оценочных листах оценить исполнительские навыки рядом стоящего от 1 до 3 баллов.

Слайд 5

У - Для русского народа всегда рядом были темы патриотизма и православия. Особым жанром является поэтическая молитва. Одно из таких произведений  песня  иеромонаха Романа (Матюшина) «Белый храм над рекой»

(слушание).

У - А теперь я предлагаю поработать в группах с текстом, который у вас находится на партах.

1 группа – в предлагаемом тексте найти краткую характеристику поэтическому жанру – молитва.

2 группа – составить описания жизненного и творческого пути иеромонаха Романа.

У - Не забывайте о правилах работы в группе.  (работа с текстом по группам) 

(выступления уч-ся).

Слайд 6

У - Давайте еще раз послушаем произведение «Белый храм над рекой» и найдем в нем элементы молитвы.

(ответы детей)

Слайд 7

У - А сейчас у меня для каждого из вас есть задание - «Логические цепочки». Необходимо выстроить связь между словами «молитва» и « музыка». У кого будет больше слов.

( Задание дается письменно на 3-4 минуты, затем ученики зачитывают).

Например:

«молитва – Бог – душа – мелодия – музыка»;

«молитва – речь – звук – мелодия – музыка»;

«молитва – добро – чувства – душа – Бог – песнопения – музыка»;

«молитва – вера – Бог –искренность – любовь – красота – музыка».

У — А теперь поднимите руки у кого 6 слов, а у кого 5

У - Те у кого больше слов зарабатывают максимальное количество баллов — 3.

У - Поставьте баллы в оценочные листы.

У – Мы с вами тоже изучали песню, в которой нашли отражения темы патриотизма и православия. Я предлагаю вам  исполнить песню «Колокола»

 (исполнение).

5. Контроль усвоения знаний и способов действий

У – А теперь давайте проверим наши знания по теме «Музыкальная драматургия» с помощью теста.

 (выполнение теста). 

У - Обменяйтесь работами для взаимопроверки.

(оценка теста на слайде)

Слайд 8

6. Подведение итогов урока

Слайд 9

Твои впечатления от урока.

(ответы детей) 

У — И закончить урок мне хотелось бы словами В.А.Моцарта

У — Спасибо за урок!

Тест- 1 вариант

1. Л.Ван Бетховен сочинил музыку к драме Гете «Эгмонт». Кто же такой был Эгмонт?

А. Пират.

Б. Предводитель испанского народа.

В. Фельдмаршал русской армии.

2. Кто сочинил во время Великой Отечественной войны Седьмую симфонию?

А. Д.Д.Шостакович.

Б. А.И.Хачатурян.

В. П.И.Чайковский.

3. У кого из немецких композиторов самым любимым музыкальным инструментом был орган?

А. И.С.Бах.

Б. Л.В.Бетховен.

В. В.А.Моцарт.

4. Из какой песни эти слова: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»?

А. Наша школа.

Б. Казаки в Берлине.

В. Изгиб гитары.

5. Кто является автором оперы «Руслан и Людмила»?

А. П.И.Чайковский.

Б. М.П.Мусоргский.

В. М.И.Глинка.

6. Что такое «кода»?

А. Начало произведения.

Б. Повторение.

В. Заключение.

Тест- 2 вариант

1. По многочисленным версиям считается, что Моцарт умер от…?

А. От голода.

Б. Его убили.

В. Его отравили..

2. Кто из композиторов по причине своей болезни потерял слух к 30 годам?

А. Л.В.Бетховен.

Б. А.Скрябин.

В. Ф.Шуберт.

3. У какого композитора последний предсмертным сочинением был «Реквием»?

А. И.С.Бах.

Б. В.А.Моцарт.

В. Д.Б.Кабалевский.

4. Что такое полифония?

А. Одноголосие.

Б. Двухголосие.

В. Многоголосие.

5. Основная тема творчества Л. Бетховена:

А) сказка,

Б) борьба,

В) сатира,

Г) Родина.

6. Слово «увертюра» обозначает:
А) название инструмента,
Б) оркестровое вступление,
В) пьесу для постановки на сцене,
Г) определение темпа.

Ответы

1 вариант        2 вариант

1-Б                                                                        1-В

2-А                                                                       2-А

3-А                                                                       3-Б

4-В                                                                       4-В

5-В                                                                       5-Б

6-В                                                                       6-Б

Традиции русской поэзии в творчестве иеромонаха Романа

    Никакого отзвука творчества иеромонаха Романа (Матюшина) в средствах массовой информации вы не найдете. Отцу Роману перепадает с обеих сторон. Грешный мир жаждет хлеба и зрелищ и не желает, чтобы его будили и тревожили. А в духовной среде немало тех, кто считает: дело монашеское – молиться. Слава Богу, в том и другом кругу есть люди, которым творчество отца Романа дорого. Ведь чем более вникаешь в его лирику, тем более крепнет убеждение: это высочайшая поэзия.

    Учился Александр Матюшин в университете, сын сельской учительницы, впоследствии монахини Зосимы; сам работал в школе, в 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 году рукоположен в иеромонахи, служил в одном из приходов Псковской области, живёт в скиту Ветрово, недалеко от Пскова, пишет иконы для местной церкви.

    Строки и мелодии песен отца Романа поражают подлинностью чувств и проникновенностью исполнения, ибо говорит, поёт, плачет живая обнажённая душа, постоянно стремящаяся постичь Истину. Путь к ней труден и требует большого мужества. В поэтическом мире отеца Романа чёткая иерархия ценностей, дорогая сердцу каждого, кто хочет направить свои стопы ко спасению души.

    Его поэзия помогает человеку определиться в разделённом мире «на тех, кто слева от Креста» и «на тех, кто справа», помогает сделать выбор, ибо:

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль что ещё страшней, жестока!

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой

Пока не обратится к Богу.

      В высшей степени отцу Роману присуще мало кем ныне сохранённое чувство умиления: то птичий акафист его умиляет, то пичуга, рискнувшая подать свой голосок в промозгло-сырой день, то зимний лес такой красоты, что в душе вызывает благодарение первому Поэту, всё сотворившему, и летний дождь и роса, сверкающая на травах, то звёзды.

    Отец Роман – певец и звонарь Святой Руси. О чём бы ни писал отец Роман, всё у него одухотворено, всё как пастырское слово. Недаром он русский язык прославляет, как язык Божественный.

                                   Родная Речь – Отечеству основа,

                                   Не замути Божественный родник,

                                   Храни себя: душа рождает слово –

                                   Великий святорусский наш язык!

     Постоянно в поэзии отца Романа возникает образ и тема матери, не чужда лире отца Романа и тема земной любви. Она осознаётся им как величайшее из чувств.

     Самое сокровенное, горькое, потаённое, возвышенное высказывается в таинстве моления. Грань между стихом и молитвой у отца Романа очень тонка. Уединение, благоговейное отношение к слову, молитва, позволили ему верно определить своё поэтическое служение.        Творчество рассматривается как дар Божий. Именно так: ведь мелодия русских народных песен часто приближается к мелодиям церковного пения.

       У отца Романа очень много строк, перекликающихся с другими поэтами, иногда даже ритм тот же. Особенно много совпадений созвучий с А. Пушкиным, Ю. Лермонтовым, А. Григорьевым, С. Есениным, Я. Смеляковым, Н. Рубцовым. Думается, что в этом выражается не только знание родной поэзии (хотя, конечно же, и это!), но также общая логика мысли православных людей, соборный голос народа, объединённого духовным родственным чувством.

 Пантелеева Антонина Фёдоровна

МОЛИТВА КАК ОСОБЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Крицкая Наталья Викторовна

канд. филол. наук, доцент ГУДОВ «ВО ИРО», г. Витебск,
 Республика Беларусь

  Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие.

    В Толковом словаре русского языка молитва толкуется как «1. В религии: установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращенное к Богу, к святым». Молитва — это акт любви, в которой любовь к Богу проявляется более всего, так как все способности человеческой души через молитву сознательно и актуально обращаются к Богу и соединяются с ним.

    В Библейской энциклопедии молитва толкуется как «возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Св. Иван Златоустый утверждал, что «молитва — это определенный якорь для тех, кому угрожает опасность; это сокровище, которое способно обогатить и излечить физически».

    Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической. Изначально коммуникативная функция канонической молитвы — обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

     Стихотворная молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. В истории русской поэзии есть незаслуженно забытые имена. Федор Николаевич Глинка — русский поэт, создавший большое количество стихотворений, известен современному русскому читателю только как поэт-декабрист, автор романсов «Сон русского на чужбине» и «Не слышно шуму городского…». Молитва для Ф.Н. Глинки всегда была важным способом духовного самосовершенствования.

    Подражания молитвам, начиная с XVIII века, получают многообразные поэтические формы.

     В «Молитве» А. Ахматовой чувствуется страх: страх за Родину, за судьбу России, за себя и своих близких. Это произведение — на редкость бескорыстная молитва, в которой Родина больше чем сын, больше, чем друг, даже больше, чем чары: «таинственный песенный дар».            В христианской лирике Николай Степанович Гумилева — русского поэта и критика Серебряного века — есть стихи, заставляющие задуматься о Боге, о вечности, о своем ближнем.

   Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

    Стихотворная молитва приписывается преданием и Н.В. Гоголю. Впервые она была напечатана в «Собрании листков для душеполезного чтения», опубликованном по Благословению Святого Афонского Ильинского скита, под названием «Песнь молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице».

    В последние годы издаётся множество работ, посвящённых проблеме религиозности сознания и творчества А.С. Пушкина. В связи с этим внимание исследователей привлекает творчество поэта 1830-х годов, особенно богатое использованием церковнославянизмов и библейской образности. Молитва представлена в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны…», которое включает в себя переложение Великопостной молитвы преп. Ефрема Сирина.

    При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Таким образом, духовный потенциал богословия соединяется с культурными возможностями языка и литературы. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

 

Оценка домашнего задания

(индиви-дуальная)

до 5 б

Оценка творчес-кого задания

группы

до 3 б

Оценка исполнительских навыков

(индивидуальная)

до 3 б

Оценка работы с текстом

до 3 б

Оценка задания «Логические цепочки»

(индивидуальная)

до 3 б

Оценка работы с тестом

до 6 б

Итого

23 б - 20 б  оценка «5», 19 б – 16 б  оценка «4», 1 б – 9 б оценка «3»            

  Оценка за урок ________

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

 

Оценка домашнего задания

(индиви-дуальная)

до 5 б

Оценка творчес-кого задания

группы

до 3 б

Оценка исполнительских навыков

(индивидуальная)

до 3 б

Оценка работы с текстом

до 3 б

Оценка задания «Логические цепочки»

(индивидуальная)

до 3 б

Оценка работы с тестом

до 6 б

Итого

 23 б - 20 б  оценка «5», 19 б – 16 б  оценка «4», 1 б – 9 б оценка «3»        

  Оценка за урок ________

Оценочный лист ученика

Фамилия, имя ученика __________________

 

Оценка домашнего задания

(индиви-дуальная)

до 5 б

Оценка творчес-кого задания

группы

до 3 б

Оценка исполнительских навыков

(индивидуальная)

до 3 б

Оценка работы с текстом

до 3 б

Оценка задания «Логические цепочки»

(индивидуальная)

до 3 б

Оценка работы с тестом

до 6 б

Итого

 23 б - 20 б  оценка «5», 19 б – 16 б  оценка «4», 1 б – 9 б оценка «3»      

  Оценка за урок ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"

 УРОК МУЗЫКИ  В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1.                 Показать учащимся на...

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Разработка урока музыки по теме "Сонатная форма" для 7-х классов

Архив содержит презентация и технологическую карту урока музыки по теме "Сонаная форма"....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...