Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности
статья по теме

Полякова Валентина Николаевна

 

Целью воспитательной работы является:

  1. Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
  2. Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, так и для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе и к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне,

Задачи воспитательной работы:

  • Целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание высокой санитарной культуры.
  • Воспитать привычки  к здоровому образу жизни. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучении их здоровой жизнедеятельности.
  • Обучить эффективным технологиям самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций.
  • Коррекция неадекватных установок о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
  • Активизировать у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни,  ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других  психоактивных веществ.
  • Подготовить школьников к безопасным формам поведения в условиях роста риска заражения «ВИЧ/СПИД/ЗППП».
  • Организовать среди учащихся творческих групп, коллективов на основе идеологии здорового образа жизни.
  • Помочь  детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_zozh_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание здорового образа жизни во внеурочной деятельности

    В концепции сохранения и укрепления здоровья учащихся в современной школе имеют много вариантов своего воплощения, но большинство   из них не предусматривает  доминирующее использование  содержательных возможностей педагогической среды образовательного учреждения и целостной системы ведущих факторов школьной жизни, призванных обеспечить у детей и подростков формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.

     Решая эти вопросы, школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса, но трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная школа не только не  укрепляет  здоровье детей, но и сама превращается в  его снижающий фактор.

     В контексте  программы «Здоровый образ жизни» заложена перспективная цель воспитательной работы гимназии - формирование нравственных позиций и жизненных ценностей личности, развитие поведенческих навыков ориентированной на ведение здорового образа жизни. Таким образом, вся  воспитательная работа строится с учетом этих потребностей.      

Цели и задачи воспитательной работы

Целью воспитательной работы является: 

  1. Формирование ценностного отношения к культуре здоровья и здорового образа жизни.
  2. Обеспечение условий, необходимых, как для преобразования неадекватных представлений, стереотипов, установок, вредных привычек, предубеждений, так и для развития (культивирования) целостного конструктивного отношения к себе и к ресурсам своего здоровья на глубинном мировоззренческом уровне,

Задачи воспитательной работы:

  • Целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание высокой санитарной культуры.
  • Воспитать привычки  к здоровому образу жизни. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучении их здоровой жизнедеятельности.
  • Обучить эффективным технологиям самооздоровления, саморегуляции, преодоления негативных последствий стрессовых, экстремальных и кризисных ситуаций.
  • Коррекция неадекватных установок о здоровье, обусловленных недостаточным знанием и нерациональным использованием собственных внутриличностных ресурсов.
  • Активизировать у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни,  ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других  психоактивных веществ.
  • Подготовить школьников к безопасным формам поведения в условиях роста риска заражения «ВИЧ/СПИД/ЗППП».
  • Организовать среди учащихся творческих групп, коллективов на основе идеологии здорового образа жизни.
  • Помочь  детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений.

     Важным условием обучения и воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется через активные формы и методы деятельности.

В «Школе здоровья» разработан цикл внеурочных мероприятий, которые являются составной частью системы воспитания здоровья и здорового образа жизни. Мероприятия организованы с целью конструирования жизненного опыта   ученика, когда ребенок действует с позиций сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья близких, окружающих его людей.

Классы

Классные часы

Родительские собрания. Беседы со специалистами.

5

Мой режим дня.

Рациональная организация жизнедеятельности школьника.

Особенности возрастно-полового развития. Мне 10-11 лет.

Советы психолога о трудностях адаптации ребенка к обучению  в 5-ом классе. Возрастные особенности ребенка младшего среднего возраста.

Что значит быть здоровым?

Хочу ли я быть здоровым?

Культурные ценности семьи и их значение для ребенка. Воспитание культуры здоровья в семье.

Личная гигиена.

Что такое гигиена?

Как предупредить нарушения зрения.
Советы педиатра

Профилактика. Что это такое?

Основные причины развития простуд.
Меры предупреждения простуд.
Советы педиатра.

Что значит «здоровый образ жизни» и как научиться вести здоровую жизнедеятельность.

Роль родителей  в формировании основ здорового образа жизни.

Для чего я ем?

Здоровое питание в школе и дома.

Ура, каникулы!

Правила безопасного поведения на улице и на природе.

Подготовка учащихся к летним каникулам.

6

Мы то, что едим!

Рациональное питание школьника.

Ответственность родителей за психическое и физическое развитие детей.

Факторы риска здоровья профилактика заболеваний. 

О подростковых неврозах. Капризы и неврозы.

Советы психолога.

Научись себя беречь.

Как предупредить нарушения дыхания и кровообращения при учебной деятельности.        Советы педиатра.

Поведение, привычки и здоровье.

Роль двигательной активности в обеспечении здорового развития человека.

Что такое хорошо и что такое плохо?

(конкурсная программа против вредных привычек)

Организация свободного времени подростка.

Чего я боюсь.

Как избежать возникновения и закрепления страхов.

Психологическое здоровье в семье. Советы психолога.

Мое здоровье – в моих руках!

В чем заключается ответственность человека за свое здоровье.

Половое созревание и вредные привычки.

Профилактика неотложных состояний в летнее время.

Ответственность родителей за здоровье детей летом.

7

Здоровье и вредные привычки.

Координация усилий семьи и школы в формировании ЗОЖ.

Учись говорить «нет»! Воспитание самозапретов к вредным привычкам

Что делать, если ребенок начал курить, пить? Советы психолога.

Факторы риска здоровья профилактика заболеваний. 

Родителям о конфликтах ребенка. Подростковая депрессия.

Оказание первой помощи при несчастных случаях.

Нравственно-психическое здоровье ребенка.

Суд над вредными привычками.

(Ролевая игра) 

Правильное чередование нагрузки и отдыха как основа психического здоровья.

Понятие о психическом здоровье и определяющих его факторах.

Возрастные особенности подросткового периода.

Как уберечь детей от беды? Советы психолога.

Что такое «культура здоровья» и как ее воспитать.

Почему столь опасные психоактивные вещества для подростка. Мотивы употребления психоактивных веществ.

8

Подросток, половое созревание и образ жизни.

Особенности полового воспитания в семье.

Проблема ранних половых связей.

Надо ли и как обсуждать проблемы пола в семье.

Понятие об аборте и его последствиях. Беременность, прерывание беременности и последствия.

10 советов родителям подростков.

Гигиена девушки.

Из чего складывается здоровье ребенка.

Заболевания, передающиеся половым путем.

Родителям о ЗППП.

9

Наркомания, ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты.

Любите, но будьте бдительны: на что следует обратить внимание в психике и поведении старшеклассника.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – реальность  или миф.

Все ли хорошо у Вашего ребенка в школе: серьезный разговор с классным руководителем и учителями.

Трезвый взгляд на пьянство

Подросток и наркотики. Беседа с наркологом.

Курение – одна из древнейших привычек.

Социальное партнерство в области профилактики социально обусловленных заболеваний.

Мы выбираем – жизнь!

Как дети попадают в зависимость.

10

Быть здоровым - модно!

Культура здоровья рождается в семье.

Городская среда и здоровье.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Природные источники здоровья.

Целебные силы природы.

Как обеспечить здоровье старшеклассника в семье.

Что такое счастье?

Организация образа жизни старшеклассника.

11

Нравственно-этические основы здоровья.

"Культура здоровья" как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни

Культура здоровья – гармония в мире отношений.

Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

Культура сохранения здоровья.

Условия оптимальной подготовки к экзаменам. Как следует организовать время выпускника между выпускными и вступительными испытаниями

Спецкурс «Сам себе доктор»

Цели спецкурса: 

  1. Формирование   жизненно  устойчивой  мотивации  на  здоровье   и здоровому  образу  жизни.
  2. Воспитание  культуры здоровья  в процессе  индивидуального  развития личности.
  3. Расширение знаний и представлений учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья.

Задачи: 

  • обучить учащихся практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья;
  • научить выполнять основные медицинские манипуляции и простейшие  физиотерапевтические  процедуры;
  • дать знания о роли народных средств в поддержании красоты и здоровья;
  • сформировать умение применять полученные знания в повседневной жизни, как себе так и близким.

    Спецкурс  рассчитан  для учащихся старших классов. Включает  в себя  практические занятия и предполагает активную творческую деятельность со стороны учащихся.

Программа спецкурса «Сам себе доктор» включает следующие темы:

     

  • Простейшие   физиотерапевтические    процедуры (банки, грелка, пузырь со льдом, компресс, пиявки, горчичники).
  • Инъекции  (набор  раствора  из  ампулы  и флакона, последовательность при выполнении манипуляции, осложнения и ошибки).
  • Массаж  (виды массажа,  действие  массажа  на   организм, приемы  массажа, массаж отдельных областей тела).
  • Красота и здоровье. Применение народных средств в уходе за кожей, волосами, ногтями и т.д.
  • Чудесная сила природы (ароматерапия, талассотерапия, цветотерапия, гомеопатия, фитотерапия и т.д.).
  • Народная медицина в поддержании здоровья и профилактики различных заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по воспитанию здорового образа жизни Путешествие в страну «Здоровья»

Путешествие в страну «Здоровья» Занятие по воспитанию здорового образа жизни   Цель: Формирование привычки  здорового образа жизни. Задачи:  Познакомить обучающихся с ...

Обучение навыкам здорового и безопасного образа жизни посредством внеурочной деятельности обучающихся

В докладе содержится материал, раскрывающий отдельные аспекты обучения по программе здоровьесбережения....

Работа учителя физкультуры с семьями учащихся по воспитанию здорового образа жизни. Современная совместная деятельность родителей и детей.

Участие родителей в закаливании, обучении физическим упражнениям своих детей, а также совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической к...

Программа воспитания здорового образа жизни школьника " Здоровье каждого - богатство нации"

В программе представлены возможности школы для формирования психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника...

Формирование здорового образа жизни во внеурочной деятельности. Доклад-сообщение.

Здоровый образ жизни в нашей стране пока не стал одной из основных ценностей человека. Мы должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демон...

Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне фи...