МО классных руководителей. Статья тема «Создание и развитие ученического самоуправления»
методическая разработка по теме

Лойко  Екатерина Геннадьевна

 «Из разговоров в учительской:

Мария Ивановна: «Петр Сергеевич, а у вас в классе есть самоуправление?»

Петр Сергеевич: «Конечно, есть! Все, что моим ребятам скажу сделать, все сделают самостоятельно!

Мария Ивановна: «А я думаю, что самоуправление это тогда, когда они, то что хотят, то и делают!»

Пример М.И. Рожкова «Развитие самоуправления в детских коллективах»»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_samoupravlenie.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

 МО  классных руководителей

Тема «Создание и  развитие ученического самоуправления»

Зам. директора по ВР Соломина Е.Г.

 «Из разговоров в учительской:

Мария Ивановна: «Петр Сергеевич, а у вас в классе есть самоуправление?»

Петр Сергеевич: «Конечно, есть! Все, что моим ребятам скажу сделать, все сделают самостоятельно!

Мария Ивановна: «А я думаю, что самоуправление это тогда, когда они, то что хотят, то и делают!»

Пример М.И. Рожкова «Развитие самоуправления в детских коллективах»»  

Необходимо выделить ряд «болевых» точек в системе воспитательной работы по итогам прошедшего учебного года: это низкий уровень развития школьного ученического самоуправления, неэффективная работа по организации ученического самоуправления в классных коллективах.

  Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово, – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано.

В наши дни в процессе  коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное мнение школьников, самоуправление организуется по форме, но не по своей сути. Самоуправление остается привилегией лишь отдельных  школьников. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.

Самоуправление – это принцип организации жизнедеятельности школьного коллектива, означающий права и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся разных сторон жизни школы, активно участвовать в их реализации.

 В школе существуют различные раздельные органы самоуправления:

  • Самоуправление педагогического коллектива – педагогический совет.
  • самоуправление ученического коллектива – Совет старшеклассников «Союз друзей» и ДОО «КиТы»

Цель и задачи ученического самоуправления:

Цель: воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи: 

  • предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
  • развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих, общество и Отечество;
  • создание в школе воспитательной среды, обеспечивающей условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся;
  • организация содружества и сотворчества учащихся и взрослых;
  • развитие организаторских навыков
  • создание условий для успешной социализации ребят.

   Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия  детей и педагогов, иными словами сотрудничество. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

    Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» было сформулировано четыре компетенции, «четыре столпа», на которых основывается образование: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить».  Организация самоуправления в классе помогает в формировании этих компетенций не только в сфере образования, но и воспитания.

 Важным моментом в организации ученического самоуправления является то, что год от года ребята могут участвовать в работе разных секторов и в случае необходимости переходить из одного направления в другое для решения конкретной локальной задачи. Каждый год можно формировать заново творческие команды.

 

Основными видами деятельности ученического самоуправления в школе должны быть:

  1. Деятельность, направленная на формирование познавательных интересов учащихся.
  2. Трудовая деятельность.
  3. Деятельность, направленная на организацию спортивных мероприятий, укрепления здоровья учащихся.
  4. Деятельность, направленная на организацию досуга учащихся.

Деятельность  классного руководителя и детей по созданию  самоуправления в классе:

  1. Создание организационной структуры ученического самоуправления. Модель: планета, город, океан. Собрание жителей, законы, название, девиз, эмблема и т.д. Необходимы постоянные поручения: староста, ответственный за посещаемостью, за питание.
  2. Организация рейтинговой системы достижений учащихся в классе. Организовать соревнования между, например «кораблями», группами, индивидуальные. Но так же привлекать в содружество родителей.
  3. Организация деятельности родителей.
  4. Мониторинг с последующей коррекцией. Проводить опросы ребят, где они могли выразить свое отношение к происходящему в классном коллективе, внести свои изменения в планы развития коллектива. Может появиться не желание детей работать в тех группах, которые появились в процессе жеребьевки, но одна из задач научить взаимодействовать ребенка со всеми членами классного коллектива, вне зависимости от своих симпатий и антипатий.
  5. Подведение итогов и их анализ. Повести результат рейтинга, поощрение ребят.

Схема создания самоуправления в классе (первоначальная)

Шаг 1

  • Отсутствие поручений
  • Отсутствие плана мероприятий

Необходимость организации жизнедеятельности класса.

Шаг 2

Появление конфликтов (по поводу дежурства, взаимоотношений между одноклассниками)

  Необходимость создания законов, правил.

Необходимость принятия законов.

Классное собрание.

Шаг 3

Проблема низкой активности.

Появление рейтинговой системы.

Структура  самоуправления в классе (результат).

                                                 Постоянные поручения

                                                       Микрогруппы

                                            Временные поручения

Очень важным моментом сплочения коллектива, стимулирования общественно-полезной деятельности является летопись (или портфолио) класса, которая включает следующие разделы:

  • общие сведения о классе,
  • список актива,
  • протоколы решения собраний,
  • планы на триместр
  • достижения класса (грамоты, благодарности),
  • описание текущих дел с использованием фотоматериалов.

   Возможно проводить конкурс на  лучшую летопись класса, учитывать

результаты конкурса при подведении итогов школьного конкурса «Класс года».  Представляя летописи, коллективы классов проявляют свою самобытность через демонстрацию успехов в общешкольных делах, творчество в оформлении.

Принципы  построения и развития самоуправления.

- Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления

- Выбор содержания, организационной структуры, форм и методов деятельности классного актива.

- Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

- Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни.

- Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

- Гуманность к каждому отдельному человеку. Приоритетность интересов учащихся.

 

 Важно отметить, что в начале сентября в коллективах можно проводить различные тренинги и  игры на определение лидеров. Результаты этих игр обязательно учитываются на первом собрании, главным вопросом которого является выборы в органы классного самоуправления. 

Игра

1. Тест – игра «Моё место в классном коллективе». Суть теста в том, что учащимся необходимо представить классную комнату как классный коллектив. На первых партах сидят учащиеся, имеющие желание и возможности совершенствовать жизнь и работу классного коллектива, на задних – учащиеся, не желающие прикладывать усилий.

2. Тест для учащихся: цель – выявление лидеров   воспитательного процесса

1) У меня ___________друзей потому, что __________________________________

_______________________________________________________________________

2) У одноклассников я вызываю ________________(симпатию, антипатию), потому что_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3) Ко мне обращаются за помощью, советом _____________(часто, редко),  потому что ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4) Мня называют  _____________(злым, добрым), потому что __________________

_______________________________________________________________________

3. Психологический тест. Предложить учащимся расположить геометрические фигуры в удобном для них порядке, по фигуре, помещено на 1 место, можно определить доминирующие особенности личности и поведения

4. Проведение круглого стола  в классном коллективе "Если бы я был учителем - классным руководителем", по итогам которого можно понять, чего хотят учащиеся, чего ждут от педагогов.

5. Учителя могут вспомнить свое красногалстучное детство, где бурлила настоящая жизнь, наполненная радостью, праздниками, романтикой, рассказать  детям о пионерских дружинах, советах, отрядах, звеньях...

Структура классного ученического самоуправления во 2–4-х классах:

“Страна Фантазия” – это игра-путешествие.
На уровне класса – все дети по желанию выбирают службу, в которой они хотели бы работать. Службы созданы по мотивам сказки Носова “Незнайка в Солнечном городе”. Лидеры служб всех классов собираются 1 раз в неделю, проходят лидерскую учебу, помогают классному руководителю готовить различные мероприятия. 1 раз в триместр  проводятся итоговые линейки. Лидеры выбираются всем классом, меняются в течение года. Ребёнок по желанию может в любой момент перейти из одной службы в другую. Основной принцип деятельности организации – путешествие и яркий эмоциональный праздник.

Службы “Фантазии”

Содержание деятельности служб

Формы и методы работы

"Знайки"

Организуют помощь в учебе отстающим.
Ведут экран успеваемости класса.
Информируют класс о проведении предметных недель.

Экран успеваемости, интеллектуальные игры, “Недели пятерок”, акции, мероприятия в предметные недели.

"Весельчаки"

Организуют в классе досуговую деятельность, являются ведущими праздников и мероприятий.

Ролевые игры, развлекательные программы, концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д.

"Тюбики"

Выпускают тематические газеты, рисуют поздравительные открытки.

Конкурсы рисунков, газет, поздравительных открыток.

"Торопыжки"

Помогают организовывать спортивные состязания, Дни здоровья, экскурсии на природу.

Дни здоровья;
веселые старты, эстафеты.

Структура классного ученического самоуправления в 5–11-х классах:

В основе самоуправления – коллективно-творческий подход. Основной вид деятельности – коллективно-творческие дела различного уровня. В течение года в классах работает актив, учащиеся сами являются организаторами различных КТД, практикуют волонтерскую работу (ведут занятия по профилактике вредных привычек и пр.)

В каждом классе может быть 6 служб:

Службы

Содержание деятельности служб

Формы и методы работы

Образования

Помощь классным руководителям в проверке дневников. (собрать, помочь выставить оценки)
Помощь в учебе отстающим.
Экран успеваемости класса.
Подготовка классных часов по учебным вопросам.
Информирование класса о проведении предметных недель.

Диспут, беседа, экран успеваемости, интеллектуальные игры, “недели пятерок”, мероприятия в предметные недели.

Досуговая

Помогают готовить, сочинять, организовывать познавательные и развлекательные мероприятия и праздники в классе, готовить классные выступления на общешкольные праздники.

Развлекательные программы,  концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д.

Печати и информации

Создают тематические газеты в рамках предметных недель, выпускают боевые листки после спортивных соревнований.
Работают над заметками, экспресс-новостями класса для школьной газеты “Зеркало”.

Социологические опросы, анкетирование, интервью.

Дизайна

Поддерживают порядок и уют в классе. Организуют дежурство по кабинету по графику.
Ухаживают за цветами.
Следят за сохранностью мебели.
Оформляют залы, кабинеты для проведения праздников, встреч.

Акции “Чистый учебник”, “Зеленый кабинет”,лучшее оформление к празднику.

Социальная

Участвуют в классных операциях, акциях, концертах.

Операции “Забота”, “За здоровый образ жизни”,

Спортивная

Организовывают подготовку к спортивным состязаниям, выходам на природу.
Обеспечивают участие классов в соревнованиях различного уровня.

Соревнования по плану воспитательной работы школы.
Дни здоровья,
веселые старты, эстафеты.

Важно:  Органы классного самоуправления осуществляют выполнение решений школьного Совета старшеклассников.

   

Воспитатель должен способствовать

естественному  росту ребенка,

создавать условия для развития его индивидуальности,

организовывать ту воспитательную среду,

в которой ребенок может обрести

самостоятельность и свободу.

Жан-Жак Руссо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская разработка На тему: «Развитие ученического самоуправления в образовательном учреждении».

самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). В результате чего при...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....

Ткачева Г.А. Программа создания комплекса условий для проектирования модели ученического самоуправления на основе открытого сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социал...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...