ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
учебно-методический материал на тему

Ершенко (Паламарчук) Ольга Ивановна

 

 В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся, а под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методов, методик, подходов и форм работы.

Такой вид деятельности как научно-исследовательская является одним из самых сложных и высокоорганизованных и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя научной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedchteniyakh_palamarchuk_o.i.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педчтениям

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся, а под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методов, методик, подходов и форм работы.

Такой вид деятельности как научно-исследовательская является одним из самых сложных и высокоорганизованных и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя научной деятельности

Организация исследовательской деятельности школьников:

- определение роли и места исследовательской деятельности в конкретной профессии .

- определение актуальности проблем по темам, связанным с профилем класса.

- определение целей и задач исследования.

- обоснование критериев и показателей оценки результатов исследования.

- оформление результатов исследования.

- оценка результатов исследования и определение возможных путей их улучшения.

- разработка практических рекомендаций по внедрению результатов исследования

Современные критерии научного исследования

Всякое научное исследование – от творческого замысла до окончательного оформления научного труда – осуществляется весьма индивидуально. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеет первостепенное значение. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного.

Таким образом, если юному исследователю удается показать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, следовательно, и сформулировать ее суть. Ученики часто избегают брать узкие темы. Это неправильно. Дело в том, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально.

Очень важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Описание процесса исследования – основная часть научной работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной исследовательской работы.

Цели исследовательской деятельности

  • Получение научных представлений о методике и методах исследования.
  • Приобретение умений и навыков системной целенаправленной работы над темой, логичности построения материала.
  • Формирование исследовательской культуры учащихся
  • Получение аргументированных выводов исследования и выработка рекомендаций.
  • Формирование умений и навыков самостоятельного труда.
  • Развитие умений выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, обобщений.
  • Приобретение коммуникативных умений.

 К научно –исследовательской  деятельности на уроке относится:

  1. Проведение учебного эксперимента.
  2. Применение исследовательских методов обучения.
  3. Использование нетрадиционных форм занятий.
  4. Выполнение домашних заданий исследовательского характера.

Научно- исследовательская деятельность во внеурочное время состоит  из:

  1. Исследовательской практики;
  2. Проектной деятельности;
  3. Написания выпускной работы (реферата);
  4. Участия в конференциях различного уровня;
  5. Элективных курсов;
  6. Образовательных экскурсий;
  7. Олимпиад, конкурсов, соревнований.

Основные виды исследовательской деятельности школьников на уроках физической культуры:

  • Проблемные исследования
  • Аналитико-систематические исследования
  • Проектно-поисковые исследования
  • Информационно-реферативные исследования
  • Описательные исследования.

Факторы эффективности реализации исследовательской деятельности

  • Предварительная подготовка учащихся, начиная со средней ступени обучения, по методике исследовательской деятельности.
  • Качественное руководство деятельностью ученика
  • Проведение независимой квалификационной экспертизы и оценки работы  и ее защиты.

Уровни коллективной учебно-познавательной деятельности:

  • Фронтальная ( одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  • Работы в парах.
  • Групповая работа (на принципах дифференциации).
  • Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

Вывод: в  современном (мире) обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

По моему мнению, работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи,  благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Проект "Организация научно-исследовательской работы по физической культуре для формирования УУД"

Проектная работа - новый метод работы с детьми, для развития УУД....

организация научно-исследовательской деятельности по предмету физическая культура

Задача учителя – сформировать у учащихся устойчивую познавательную потребность. Для того чтобы учащиеся захотели участвовать в научно-исследовательской работе, у них необходимо разбудить ж...

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету):

победители , призеры,участники конференций "Эрудит", " Шаг в науку", " Гольцовские чтения"...

2.3 Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету

Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предметуУчебный годУровень (обр.орг./ муниципальный / др.), название, год участияРезультат (количество победителей,призеров, ...