доклад "Рабочая программа учителя в условиях ФГОС"
учебно-методический материал на тему

Семонченкова Мария Владимировна

Описание составления рабочей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabochaya_programma_uchitelya.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей математики.

Тема доклада:

Рабочая программа учителя как инструмент проектирования целей, содержания и основных результатов обучения в условиях ФГОС.

               Выступила:  Семонченкова М.В.

               учитель математики АСОШ № 2

         

Август, 2014г


Основным документом образовательного учреждения, описывающим механизм реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), является основная образовательная программа образовательного учреждения. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. Для конкретизации работы по ее реализации в конкретном классе по каждому учебному предмету учителем разрабатывается рабочая программа [1, с.6]. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Нормативной основой для разработки педагогом общеобразовательного учреждения рабочих программ являются: Закон «Об образовании» РФ, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), ФГОС.

Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 11-14, межстрочный интервал одинарный,  выравнивание по ширине,  поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Основными необходимыми элементами рабочей программы являются: титульный лист; пояснительная записка; планируемые результаты освоения данной программы (в соответствии с ФГОС НОО должны быть определены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения оучающимися программы); учебно-тематический план; содержание учебного предмета; контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы; информационные источники; описание необходимого материально-технического обеспечения образовательного процесса; приложение-календарно-тематическое планирование.

Титульный лист включает полное  наименование образовательного учреждения (согласно устава), гриф утверждения программы (рассмотрено, согласовано, утверждено), название учебного предмета, указание параллели, Ф.И.О. разработчика программы, должность, категория учителя, название населённого пункта, год разработки программы. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

 Пояснительная записка - нормативная основа разработки рабочей программы;

- наименование учебных программ (примерной и авторской), на основе кото-

рых разработана данная рабочая программа;

- используемый учебно-методический комплект;

-место данного предмета в решении задачи формирования универсальных

учебных действий;

-ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

-цели и задачи учебного предмета в области формирования системы или ком-

плекса личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми;

- межпредметные связи учебного предмета;

- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с БУП;

- особенности организации учебного процесса по предмету: предпочтительные методы, средства обучения, формы организации учебной деятельности, образовательные технологии, виды и методы контроля;

-отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной

и авторской программами. Поясним, что конкретно учитель может отнести к новизне программы:

Концепция, заложенная в содержании учебного материала с учетом осо-

бенностей региона, вида или специфики деятельности образовательного учреждения, контингента учащихся, их образовательных потребностей и запросов.

Введение в содержание учебного предмета тем, не предусмотренных при

мерной и авторской программами (включение регионального компонента со-

держания, образования или содержания, направленного на реализацию одного из направлений учебно-воспитательной деятельности школы и др.).

При этом замена должна быть без ущерба минимального уровня содержания, обозначенного в ФГОС.

Конкретизирование планируемых результатов освоения предмета обу-

чающимися по окончанию каждого из классов, детализирование дидактическихединиц.

Использование составителем новых приоритетных для реализации задач

ФГОС НОО технологий, методов, приемов.

Перераспределение времени, отведенного на изучение курса между разделами, темами, по их значимости именно для данного конкретного класса.

Необходимо учесть, что учитель может внести изменения в составляемую ра-

бочую программу не более чем на 20 % .

В учебно-тематическом плане (далее-УТП) раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчета количества часов, определённых учебным планом образовательного учреждения. Определяется количество часов на лабораторные, практические и контрольные работы. Наименования разделов учебно-тематического плана, кол-во часов должно быть в строгом соответствии с разделом «Содержание учебного предмета».

Содержание тем учебного курса

Перечень названий/тем курса;

Количество часов по темам курса;

Содержание учебной темы (основные изучаемые вопросы);

Формы занятий, используемые при обучении (практические, лабораторные, творческие, практические задания, экскурсии и др.);

Требования к знаниям и умениям обучающихся по каждой теме курса

Раздел «Информационные источники». Указываются нормативные источники, учебно-методическая литература для учителя (основная и дополнительная), а также учебная литература для обучающихся, в т.ч. на электронных носителях и в INTERNET-ресурсах. Перечень основной литературы включает авторскую программу, методические пособия, методические разработки уроков, помогающие реализовать данную авторскую программу.

Список должен быть составлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1- 2003.

Раздел «Материально-техническое обеспечение предмета».

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших усло-

вий реализации основной образовательной программы общего образования. Целесообразно представить раздел списком материально-технического

обеспечения предмета, включающим: библиотечный фонд (книгопечатная продукция), компьютерные и информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия.

Календарно-тематическое планирование. Структура календарно-

тематического плана определяется образовательным учреждением самостоя-

тельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Документ содержит личностный, социальный, профессиональный компоненты повышения профессинализма учителя с учетом перехода на новые ФГОС...

Доклад «Особенности составления рабочей программы педагога в условиях ФГОС» к педагогическому совету

Материал содержит информацию о структуре рабочей программы педагога с подробным описанием каждого пункта....

Использование элементов ИКТ- технологий в работе учителя- логопеда , как способ повышения мотивации учащихся к усвоению общеобразовательной программы в условиях ФГОС.

В основе реализации  ФГОС лежит системно - деятельностный подход, наиболее полное осуществление,  которого возможно при использовании  ИКТ. Информационные технологии принадле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Статья "Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в условиях ФГОС"

  Что даёт школьникам исследовательская работа?     Как привлечь учащихся к написанию исследовательских работ по истории?   На эти и  другие вопросы ...

Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС

В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетен...

Оценочная деятельность учителя в условиях ФГОС

В связи с переходом школ на Федеральные государственные стандарты нового поколения возникает необходимость выстраивания новой системы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся. В рамках компетен...