Интегрированный курс для 6класса "Байкаловедение.ОБЖ"
рабочая программа на тему

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний об уникальной байкальской природе, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек – природа». Благодаря интеграции с курсом ОБЖ программа поможет:

- воспитать потребность предвидеть возможные жизненные ситуации;

- выработать навык правильного поведения в экстремальной ситуации;

- обучить правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_kurs_6klass_baykal-e.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Адаптированная программа

Интегрированный курс

«Байкаловедение. ОБЖ»

6 класс

Автор программы:

Малахова М.В.,

учитель географии,     байкаловедения

                                          г. Усть-Илимск

                                              2011

Пояснительная записка

Адаптированная программа интегрированного курса «Байкаловедение. ОБЖ» предназначена для учащихся 6 классов. При разработке использованы материалы программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности: Безопасность и защита в среде обитания»  В.Н. Латчука, С.К.Миронова, С.Н. Вангородского с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы спецкурса «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале» Кузевановой Е.Н., Мотовиловой Н.В., которая рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГОУ и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной.

Необходимость разработки адаптированной программы «Байкаловедение. ОБЖ» для 6 класса  вызвана объективными условиями выполнения регионального учебного плана для образовательной учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы. Согласно данному плану школа работает по 2 варианту, при реализации которого в 6 классе не изучается предмет ОБЖ и отсутствуют часы для выбора предмета. Содержание программы «Байкаловедение» позволяет рассматривать вопросы безопасного поведения обучающихся в среде обитания, ориентировать на личную безопасность путем выработки определенных навыков и умений.

В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об экологической безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний об уникальной байкальской природе, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек – природа». Благодаря интеграции с курсом ОБЖ программа поможет:

- воспитать потребность предвидеть возможные жизненные ситуации;

- выработать навык правильного поведения в экстремальной ситуации;

- обучить правильным и грамотным действиям в тех условиях, которые могут встретиться на жизненном пути.

В программе учтены новые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве (групповые формы работы), разноуровневое обучение на основе дифференцированного подхода, личностно-ориентированное обучение, метод проектов, научно-исследовательский метод, информационные технологии.

В рамках изучения курса планируется различная деятельность обучающихся: дискуссии, диалоги, конференции, защита научно-исследовательских проектов, интеллектуальные марафоны, игры, поиск и обработка информации с использованием Интернет-технологий.

В программе даны практические работы, составленные на основе новых образовательных технологий.

Структура Программы

Весь курс рассчитан на 34 часа и разделен на темы. Содержание каждой темы включает в себя коллективную и индивидуальную работу. В программе представлены содержание практических занятий и учебно-тематический план проведения занятий. Распределение часов по темам носит рекомендательный характер и может быть изменено.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны знать:

- основные особо охраняемые природные территории Прибайкалья и Забайкалья;

- изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);

- законы об охране природы и озера Байкал;

- важнейшие природоохранные проблемы на Байкале;

- правила безопасности поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять несложные наблюдения и практические работы;

- оценивать степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;

- составлять небольшие рефераты на основе практических работ, материалов учебника и дополнительной литературы;

- соблюдать правила поведения на воде и на суше, оказывать первую медицинскую помощь при любых ситуациях;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты.

 

 Цель программы:

- создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению интегрированного курса Байкаловедение – ОБЖ;

- учить умению приобретать и применять на практике знания по теории предметов;

- развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки по умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Цель курса: дать обучающимся комплексное представление о необходимости охраны Байкальской природы и ориентация обучающихся на личную безопасность путем выработки навыков и умений применять правила безопасного поведения в различных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

- формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежной территории;

- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения  школьников;

- освоение обучающимися знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

- обучение умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Литература

1. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981.

2. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

3. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

4. . Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. – Сиб. кн. изд-во, 1987. – 384 с.

5. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. – 155 с.

6. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по Байкаловедению. Иркутск, 2002. – 53 с.

7. Личная безопасность: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001.

8. Озеро Байкал: Географический атлас. – Новосибирск: Наука, сиб. Изд. Фирма РАН, 1996. – 118 с.

9. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: Учеб. Пособие. Под общ. Ред. Р.И. Айзмана, С.Г. Кривощекова. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002

10. Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, сиб. Изд. Фирма РАН, 1993

11. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ: Метод. Пособие для учителей: 5-9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2002

12. Серия карт детского журнала «Сибирячок»: Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 – 2002

13. Устинов С.К. Заповедник на Байкале. – Иркутск: Вост-Сиб кн. изд-во, 1979. – 191 с.

14. Чрезвычайные ситуации: Энциклопедия школьника. Под общ. Ред. С.К. Шойгу. – М., 2004

15. Экологический энциклопедический словарь. Ред: В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.:Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.

16. Экология: Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 2001

17. Энциклопедия туризма. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

Учебники

Е.Н.Кузеванова. Байкаловедение: живой мир Байкала. Человек и Байкал. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. 6,7 класс, издание второе, дополненное.- Иркутск, 2008.- 224с.

Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; под общей редакцией А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение, 2005.- 190с.

Содержание Программы интегрированного курса Байкаловедение. ОБЖ. 6 класс (34часа).

«Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. ОБЖ: Безопасность и защита человека в природной среде»

Введение -1час

Предметы, изучаемые в курсе. Их уникальность и необходимость изучения. Проблемы загрязнения и охраны. Безопасность и защита человека в природной среде.

Тема 1 - Жизнь на байкальских берегах - 10часов

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Растительный и животный мир. Редкие, исчезающие виды и эндемичные виды растений, животных и птиц. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Задачи ООПТ. Охрана. Красные книги. Национальные парки, заповедники, памятники природы на Байкал.  Загрязнители, загрязнения, источники загрязнений. Влияние человека на озеро. Российские законы по охране окружающей среды. Охрана озера Байкал.

Практическая работа № 1. «Отметить на карте места обитания редких видов растений и животных».

Практическая работа № 2. «Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях».

Практическая работа № 3. «Составление маршрута путешествия по Прибайкальскому национальному парку».

Практическая работа № 4. «Составление маршрута путешествия по Забайкальскому национальному парку».

Практическая работа № 5. «Составление маршрута по заповедникам».

Практическая работа № 6. «Составление маршрута по местам - памятникам природы на Байкале».

Практическая работа № 7. «Работа с картой Байкала, с рисунками, фотографиями, с Российскими законами по охране окружающей среды, Красной книгой».

Тема 2 - Жизнь в озере Байкал - 10 часов.

Биологическое разнообразие озера.  Эндемики Байкала. Растительный мир. Высшие водные растения. Водоросли. Фитопланктон. Животный мир. Бактерии. Простейшие. Коловратки. Донные животные: губки, моллюски, амфиподы, байкальские черви. Планктонные животные: эпишура, макрогектопус. Водные насекомые: хирономиды, ручейники. Рыбы: омуль, осетр, желтокрылка, длиннокрылка, голомянка.  Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Состояние популяции нерпы. Пищевые связи водных обитателей Байкала.

Практическая работа № 8. «Составление классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале».

Практическая работа № 9. «Составление карты загрязнений озера».

Практическая работа № 10. «Работа с таблицами, расчетами, картой».

Тема 3 - Человек на Байкале. Безопасность и защита человека в природной среде.- 13часов.

Как люди появились на Байкале. Влияние человека на озеро Байкал. Что такое устойчивое развитие. Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Правила предотвращения экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к путешествию (походу)- важный этап обеспечения безопасности. Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Средства

Оказание медицинской помощи. Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях, при укусах змей и насекомых, при тепловом и солнечных ударах, солнечном ожоге. Причины бедствий на воде.  Оказание первой медицинской помощи. Правила безопасного поведения на воде.

Практическая работа № 11. «Указать на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности».

Практическая работа № 12. «Подбор личного и группового снаряжения, общие требования к нему».

Практическая работа № 13. «Выработка правил безопасного поведения на природе».

Практическая работа № 14. «Ориентирование на местности по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам».

Практическая работа № 15 «Правила безопасного поведения на воде и на льду».

Практическая работа № 16 «Средства оказания медицинской помощи».

Практическая работа № 17 «Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях, при укусах змей и насекомых, при тепловых и солнечных  ударах, солнечном ожоге».

Учебно-тематический план программы «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале. Безопасность и защита человека в природной среде», 6 класс. (34 часа)

Тема урока

Содержание изучаемого материала

Цели урока

Форма урока

Практическая часть урока

Оборудование

Домашнее задание

1

Введение

1 час.

Предметы, изучаемые в курсе, их уникальность. Биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.

Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в список участков всемирного населения.

Урок-экскурсия, киноурок

Поиск на картах и схемах мест обитания редких видов растений и животных.

Карты и схемы

Рисунок любимого места на Байкале.

Жизнь на байкальских берегах – 10 часов

1

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. 1ч.

Разнообразие растений и животных Прибайкалья и Забайкалья. Условия обитания. Редкие и исчезающие виды. Эндемики.

Познакомить учащихся с разнообразием растений и животных, редкими видами, условиями и местами обитания.

Урок с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой.

Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных (практическая работа №1)

Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья.

Подготовить сообщение о редких и исчезающих видах животных и растений Прибайкалья и Забайкалья.

2

Высотные пояса  Прибайкалья и Забайкалья. Альпийский пояс. 1ч.

Альпийский пояс. Условия обитания. Широко распространенные, редкие и исчезающие виды растений и животных.

Познакомить учащихся с природными высотными поясами, расположением альпийского пояса.

Урок с элементами лекции, практическая работа с картой.

Отметить на карте основные высотные пояса

Физическая и контурная карта Прибайкалья и Забайкалья.

Подготовить сообщение о растениях и животных, обитающих в альпийском поясе.

3

Особо охраняемые территории. 1ч.

Национальные парки, заповедники, заказники.

Познакомить учащихся с особо охраняемыми территориями.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации об охраняемых территориях.

Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях (практическая работа №2)

Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта.

Подготовиться к внеклассному уроку для младших классов об охраняемых территориях на Байкале.

4

Прибайкальский национальный парк (ПНП) 1ч.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Познакомить учащихся с особенностями ПНП.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации о ПНП.

Составление маршрута путешествия по ПНП (практическая работа №3)

Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта.

Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ПНП.

5

Забайкальский национальный парк (ЗНП). 1ч

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Познакомить учащихся с особенностями ЗНП.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации о ЗНП

Составление маршрута путешествия по ЗНП (практическая работа №4)

Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта.

Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира в ЗНП.

6

7

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники. 2ч.

Особенности географического положения, специфика растительного и животного мира.

Познакомить учащихся с особенностями природы Байкало-Ленского заповедника

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации.

Составление маршрута путешествия по заповедникам (практическая работа №5)

Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта.

Подготовить сообщения об особенностях растительного и животного мира

8

Памятники Природы на побережье Байкала. 1ч.

Различные виды природных памятников природы побережье Байкала.

Познакомить учащихся с памятники природы на Байкале.

Урок-путешествие. Работа в группах. Предварительная подготовка информации.

Составление маршрута путешествия по местам-памятникам природы (практическая работа №6)

Кинозарисовки, фотографии, рисунки, карта.

Конкурс рисунков.

9

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений. 1ч.

Загрязнители. Загрязнения. Источники загрязнений.

Познакомить учащихся с понятиями загрязнители, загрязнения, источники загрязнений.

Урок изучения нового материала.

Работа с картами, рисунками, фотографиями с российскими законами по охране окружающей среды (практическая работа №7)

Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.

Подготовить сообщения об источниках загрязнения.

10

Охрана озера Байкал.

Законы России по охране окружающей среды.

Познакомить учащихся с российским законодательством по охране окружающей среды.

Урок изучения нового материала.

Урок изучения нового материала.

Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений.

Подготовить сообщения о возникновении законов в России по охране окружающей среды.

Жизнь в озере Байкале - 10 часов.

1

Биоразнообразие озера Байкал. 1ч.

Условия, характеризующие уникальность Байкала. Эндемизм обитателей Байкала.

Познакомить учащихся с уникальностью Байкальского водоема, как средой формирования эндемичных видов.

Урок изучения нового материала.

Работа с картами, рисунками, фотографиями.

Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видео-фильм.

Подготовить сообщение на тему «Почему Байкал включили в список участков всемирного природного наследия»

2

Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон.

1 ч.

Разнообразие, отличия и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.

Познакомить школьников с разнообразием, отличиями и особенности обитания высших водных растений, фитопланктона и донных водорослей Байкала.

Урок изучения нового материала.

Работа с определителем водорослей, рисунками, фотографиями.

Определители водорослей, кинофрагменты.

Зарисовать виды донных растений.

3

Бактерии, простейшие, коловратки. Их роль в жизни Байкальских обитателей. 1ч.

Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Простейшие. Коловратки. Их роль в деятельности байкальских организмов.

Познакомить учащихся с разными группами мельчайших представителей животного мира Байкала.

Урок изучения нового материала, с элементами лекции.

Работа с рисунками и фотографиями.

Рисунки, фотографии, ката озера Байкал.

Подготовить сообщение о роли бактерий в озере Байкал.

4

Донные животные: губки, моллюски, байкальские черви, амфиподы. 1 ч.

Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.

Познакомить учащихся с особенностями строения, их жизнедеятельностью.

Урок изучения нового материала.

Работа с раздаточным материалом, рисункам.

Раздаточный материал, рисунки, кинозаставки

Зарисовать

5

Зоопланктон. 1ч.

Зоопланктон, преобладающий вид – эпишура; макрогектопус.

Познакомить учащихся с зоопланктоном Байкала, его ролью в жизни озера.

Урок изучения нового материала.

Работа с микроскопом рассматривание обитателей байкальской воды.

Рисунки, кинофрагменты.

Зарисовать

6

Водные насекомые. 1ч.

Хирономиды. Ручейники.

Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью водных насекомых.

Урок изучения нового материала.

Работа с раздаточными материалами, рисунками.

Раздаточные материалы, рисунки, кинозаставки

Зарисовать

7

Рыбы Байкала1ч.

Общая характеристика обитающих в Байкале рыб. Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы.

Познакомить учащихся с рыбами, обитающими в озере.

Урок изучения нового материала.

Составление классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале (практическая работа №8)

Рисунки рыб, снимки.

Зарисовать

8

Нерпа. 1ч.

Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении. Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

Познакомить учащихся с единственным млекопитающим Байкала – нерпой.

Киноурок.

Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями.

Рисунки нерпы, детёнышей, следов жизнедеятельности. Карта озера Байкал.

Экскурсия в нерпенарий.

9

Пищевые связи. 1ч.

Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества.

Систематизировать знания учащихся об организмах, обитающих в Байкале, на уровне пищевых взаимоотношений.

Урок-конкурс

Составление пищевых цепей, узнавание организмов – эндемиков Байкала.

Схема трофических отношений байкальских организмов.

Творческие работы.

10

Итоговый урок. Что мы узнали об озере Байкал.

Систематизация знаний, полученных в разделе «Жизнь в озере Байкал»

Подвести итоги полученных знаний.

Урок-конференция.

Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ.

Схемы, карты, графики, рисунки.

Подготовка презентаций по пройденному материалу.

Человек на Байкале. Безопасность и защита человека в природной среде – 13 часов.

1

Как люди появились на Байкале и заселяли Прибайкалье и Забайкалье.1ч.

Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/хозяйством.

Продолжить знакомство учащихся с историей заселения побережья озера человеком.

Интегрированный урок с учителем истории.

Работа с картами, схемами, рисунками.

Карты освоения Прибайкалья и Забайкалья.

Экскурсия в краеведческий музей.

2

Влияние человека на озера Байкал. 1ч.

Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для человека.

Научить учащихся выступать с материалами по экологическим проблемам, высказывать свою точку зрения, быть в роли оппонентов

Урок-конференция.

Составление карты загрязнений озера (практическая работа №9)

Карты, рисунки, фото.

Экологические проекты.

3

Влияние туристов на озеро Байкал. 1ч.

Оценка влияния туристов на загрязнение озера Байкал.

Познакомит учащихся с оценкой влияния туристов на загрязнение озера Байкал.

Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.

Работа с таблицами, расчетами, картой (практическая работа №10)

Карта Байкала, формулы расчетов влияния туристов.

Решение экологических задач.

4

Что такое «Устойчивое развитие» 1ч.

Ознакомление с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.

Познакомить учащихся с понятием «устойчивое развитие» и его практическим применением.

Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач.

Указать на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности (практическая работа №11)

Карта, рисунки, таблицы.

Проекты охраны локальных участков природы на Байкале.

5

Опасные и экстремальные ситуации в природе. 1ч.

Понятие, основные виды, их причины

Познакомить учащихся с ситуациями и научить предотвращать их

Урок-игра с обыгрыванием ситуаций

Выработка правил предотвращения экстремальных ситуаций

Карта, рисунки, схемы

Написать правила в тетрадь

6

Подготовка  к путешествию. 1ч.

Подбор туристического снаряжения, требования к нему

Показать, что подготовка к походу- важный этап обеспечения безопасности

Урок-практикум

Подбор личного снаряжения, общие требования к нему (практическая работа № 12)

Туристическое снаряжение

Рисунки туристического снаряжения

7

Ориентирование на местности. 1ч.

Понятие, способы ориентирования

Научить учащихся ориентироваться

Урок-практикум

Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам (практическая работа № 13)

Компас, часы, сборник примет.

Приготовить сообщение по любому виду ориентирования.

8

9

Правила безопасного поведения на природе 2 ч.

Безопасное поведение на природе. Помощь терпящим бедствие.

Выработать правила безопасного поведения на природе

Урок с элементами лекции и практикум.

Выработка правил безопасного поведения на природе (практическая работа №14) Правила безопасного поведения на воде и на льду (практическая работа №15)

Таблицы, рисунки.

Найти материал об основных и подручных спасательных средствах на воде.

10

Основы медицинских знаний. 1ч.

Знакомство с аптечкой первой медицинской помощи. Понятие о повреждениях и других острых состояниях.

Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания медицинской помощи

Урок практикум

Средства оказания медицинской помощи (практическая работа №16)

Медицинская аптечка

Создать свою походную медицинскую аптечку.

11

Оказание первой медицинской помощи 1ч.

Понятие о повреждениях, признаки повреждения, признаки укусов, тепловых и солнечных ударов. Оказание помощи.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Урок практикум с элементами беседы.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях, при укусах змей и насекомых, при тепловом и солнечном ударах, при солнечных ожогах (практическая работа №17)

Таблицы, медицинская аптечка.

Рисунки, сообщения по теме.

12

Урок обобщения по теме 1ч.

Жизнь на Байкале, в озере. Безопасность.

Вспомнить материал, пройденный за год.

Урок-путешествие

(видеоурок)

Видеозал

Повторить изученный материал.

13

Урок обобщения. Итоги года. 1ч.

Игра-конкурс «Что мы узнали о Байкале»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 9 класса по Истории России и Всемирной истории (интегрированный курс)

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю. Учебники: • История...

Программа МХК, ИЗО. Интегрированный курс на основе программы Истории.

Программа ориентирует на создание авторских учебных программ, на собственный подход к структурированию учебного материала. Предмет МХК носит интегратив...

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Интегрированный курс "Родина - это край, где ты родился"

Курс «Родина – это край, где ты родился» разработан как интегрированный предмет дистанционного обучения. Его содержание, принцип построения и система преподавания обеспечивает комплексное взаимо...

Преемственность содержания интегрированных курсов и курса физики основной школы.

Переход начальной школы на новые стандарты образования ставит проблемы перед учителем: как работать в классе с детьми, окончившими начальную школу по системе Л.В. Занкова; какие лучше использовать уче...

Программа элективного интегрированного курса "Физика и английский язык"

Представленная программа курса предполагает провеление занятий по физике на английском языке. Основная задача курса — научить учащихся читать техническую литературу с целью получения нужной информации...