Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты на тему

Ученик много времени проводит в школе, и если в школе созданы хорошие условия для  учёбы, то и со здоровье учащихся будет меньше проблем. Успешно овладеть сложной учебной программой под силу только физически  здоровому ученику.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            Приложение №                  

                                    Лацыба Тамара Ивановна

                                   учитель русского языка и литературы

            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко»                                                      

                                           г. Вуктыл, Республика Коми.

     

               Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.

 

Успешному обучению ребят в школе способствуют много факторов. Одним из главных, считаю, является здоровье ребёнка.  Ученик много времени проводит в школе, и если в школе созданы хорошие условия для  учёбы, то и со здоровье учащихся будет меньше проблем. Успешно овладеть сложной учебной программой под силу только физически  здоровому ученику.  

 Я  слежу за своим здоровье и приучаю к этому  учеников. Состояние  и самочувствие каждого ученика на моих уроках под моим  строгим контролем.      Я  постоянно слежу за соблюдением санитарно-гигиенических требований в своём учебном кабинете: чистота в классе, оптимальный световой и воздушно-тепловой режим, систематическое  проветривание, влажная уборка.  Кабинет №4 в школе считается одним из самых тёплых и уютных.  Ребятам нравится приходить  в мой кабинет на переменах перед  другими уроками, здесь всегда тепло, чисто, тихо, уютно. К поддержанию кабинета в отличном состоянии привлекаю ребят: мы вместе утепляем окна, озеленяем кабинет, следим за состоянием мебели, в конце каждой четверти проводим генеральную уборку кабинета.

  Я по своему вкусу оформляю кабинет: нет перегруженных ненужной литературой и наглядностью  шкафов,  не привлекающая внимания во время урока экспозиция, максимум естественного света, поэтому никаких толстых штор и плотного  тюля на окнах,  на подоконниках только низкорослые фиалки, а крупные комнатные растения расставляю так, чтобы они не мешали на перемене ребятам,   учебный кабинет – не  раздевалка, не столовая, всегда чисто вымыта доска, никакой пыли от мела у доски, нет перегоревших электрических лампочек, при необходимости можно воспользоваться установленной родителями подсветкой, стёкла окон всегда чисты.  Комфортные условия в рабочем кабинете – залог хорошего здоровья ребёнка и успешной учёбы.  

 Статистические  данные свидетельствуют о снижении показателя здоровья в период обучения в школе.  Полдня ученики проводят в школе, поэтому условия обучения должны  соответствовать требованиям  СанПиНов.

 Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в социальном плане – коммуникативен, общителен;

г) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Поэтому я стараюсь подбирать материалы для уроков и внеурочных занятий, применение которых позволяет обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания с пользой для своего здоровья. Постоянно провожу просветительскую работу по борьбе с курением, вредными привычками, пропагандирую здоровый образ жизни.

В школе  проводится регулярная диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике. Я обязательно знакомлюсь с листом здоровья обучаемых классов. Учитываю состояние здоровья, зрения, слуха перед закреплением за учениками рабочих мест и при смене крайних рядов для сохранения симметричности зрительной нагрузки.  

                               Условия сохранения здоровья учащихся.

Комфортных условий в учебном кабинете недостаточно для того, чтобы ученик справился с учебной нагрузкой. Следует использовать в учебном процессе здоровьесберегающие технологии. Анализируя причины ухудшения состояния  здоровья  учащихся, применяю методы, способствующие сохранению здоровья учащихся в процессе обучения:

 - стараюсь с первых минут урока создать атмосферу доброжелательности, подбирая тон, жесты, формы одобрения, добиваясь положительного эмоционального состояния школьников;

 - строго слежу за осанкой обучающихся, за соблюдением расстояния  при работе с текстом, во время письменных работ;

 -  для облегчения запоминания и развития зрительной памяти учащихся использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать крупным шрифтом);

 - строю урок с учётом динамичности и работоспособности учеников, дозирую объём информации, чередую виды деятельности (4–7 видов): опрос, чтение, слушание, письменная работа, беседа; слежу за продолжительностью каждого вида работы (7 – 10 минут);

- использую разнообразные виды деятельности, сочетая индивидуальную работу и взаимоопрос,  групповую, формирую пары или группы из ребят с разноуровневой успеваемостью, чтобы слабый ученик чувствовал поддержку товарища;

-  для предотвращения состояния переутомления,  гиподинамии использую нетрадиционные формы обучения, игровые упражнения;

- при подаче нового материала учитываю этап  оптимальной устойчивости и максимальной работоспособности учащихся;

- принципиальным для меня является оптимальный темп урока, начало и окончание только по звонку, спокойное завершение рока урока;

 - учитываю нормы, предусмотренные СанПиНом, при определении объёма домашних заданий.

На уроках использую различные средства обучения (печатные издания, аудио, видео и другие). Подбираю их так, чтобы ученики смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями: увидеть, услышать, ощутить.

       

                                                  Физкультминутки на уроках.        

Проведение физкультурных пауз  на уроках – важный фактор  сохранения здоровья учащихся не только младших и средних классов, но и старшеклассников.  В своей педагогической практике (в зависимости от возраста учеников)  я использую различные виды физкультминуток:

-  мини-зарядка перед первым уроком, физкультминутка с речёвкой  в 5 – 6 классах (в проветренном помещении);

-  несколько физических упражнений для плечевого пояса, туловища, рук, формирования правильной осанки;

-  несколько танцевальных движений под музыку в средних и старших классах;

-  обязательно  упражнение на дыхание;  

-  несколько упражнений   для глаз из технологии раскрепощённого развития В.Ф.Базарного: движение глаз в различных направлениях, по схемам зрительных траекторий, переведение взгляда с ближнего на отдалённый предмет, упражнения с точкой на стекле окна;

- психогимнастика для эмоциональной разрядки: шутка, улыбка, поговорка, афоризм.

 Поощряю желание ребят проводить такую физкультминутку самостоятельно, сочинять текст, придумывать  движения.  

Во время урока  разрешаю объединяться в группы (при групповой форме работы) за одним из столов, подойти к шкафу за словарём, справочником,    просто подойти к столу учителя или ученика рассмотреть работу, с пятого класса учу это делать тихо, спокойно, не мешая другому. Это позволяет ученикам изменить рабочую позу. Справедливо подхожу к оцениванию знаний учащихся, чтобы не вызвать раздражения, неприятных эмоций.

 Никогда не скуплюсь на хорошие оценки и похвалу, особенно если это ослабленные дети, плохо успевающие в учёбе. За хорошо выполненное определённое задание я  ставлю хорошую оценку. Никогда не ставлю ученику сразу плохую оценку, выясняю причины невыполнения  или плохо выполненной работы, создаю условия для естественного самовыражения ученика. Работаю  по принципу: «Плохую оценку можно поставить всегда, это сделать очень легко. Большая психическая травма будет нанесена ребёнку, особенно если ему нездоровится. Лучше подождать несколько дней, и практика подсказывает, что  ученик исправляет  ситуацию».  

На своих уроках  я всегда   связываю  анализ произведения с жизнью.  В том числе с жизнью каждого ученика и его здоровьем.  Акцентирую внимание учащихся на  мотивах здоровьесбережения  в литературном произведении.

                       Здоровьесбережение на уроках литературы.

                                                         

               Тема урока.

Классы.

  Мотивы здоровьесбережения  в работе над  анализом                литературного  произведения.

Введение. Книга в жизни человека.

5 класс.

Знакомство с санитарно-гигиеническими правилами при чтении в школе и дома: поза, освещение, правильная осанка, упражнение для глаз, физкульт-паузы, перерывы для отдыха.

Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Обрядовый фольклор. Былины.

5, 6, 7 классы.

Прославление русским народом физически здорового  героя.

Сюжеты русских летописей.

5, 6 классы.

Только физически здоровый герой способный на героический подвиг.

Басни И.А.Крылова.

5, 6 классы.

Нравоучение: у  сильного всегда бессильный виноват.

Литературные сказки

В.А Жуковского, А.С.Пушкина.

Вольнолюбивая лирика.

Повести А.С.Пушкина.

 5, 6, 9, 10 классы.

Только физически здоровый человек может быть выносливым.

В.М.Гаршин «Attalea Prinseps».

5 класс.

Для нормального человека, как и для растения, нужны хорошие природные условия.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»,  «Песня про царя Ивана Васильевича, …»

5, 7 классы.

Только физически здоровый человек сможет прожить долгую и достойную жизнь, победить противника.

Н.А.Некрасов «На  Волге», «Железная дорога», лирика.

5, 6, 10 классы.

Физические перегрузки и непосильный труд подрывают здоровье человека.

И.С.Тургенев  «Муму», «Бежин луг».

5, 6 классы.

Физически здоровому человеку легче приспособиться к городским и деревенским условиям жизни.

Лирика А.А.Фета, С.А Есенина.

5 класс.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды.

Л.Н Толстой «Кавказский пленник», «Детство», «Война и мир».

5, 7, 10 классы.

Только физически здоровый человек сможет справиться с трудностями,  лишениями в жизни и преодолеть их.

И.А.Бунин «Косцы».

5 класс.

Физически здоровый человек сможет заниматься физическим трудом. Это один из факторов крепкого здоровья.

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

5 класс.

Чтобы дети выросли здоровыми, нужны нормальные условия жизни и здоровое питание.

П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка».

5 класс.

Есть природные вредные факторы, которые отрицательно влияют на здоровье человека.

К.Г.Паустовский «Заячьи лапы».

5 класс.

В опасных ситуациях, таких, как пожар, человеку нужно быть  максимально собранным, внимательным, предусмотрительным.

В.П.Астафьев «Васюткино озеро».

5 класс.

Физически здоровый  школьник сможет выбраться из трудной жизненной ситуации.

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Дж. Лондон «Сказание о Кише».

5 класс.

Физически здоровый мальчик сможет совершить подвиг.

Д.Дефо «Робинзон Крузо».

5 класс.

Физический труд – залог крепкого здоровья.

Отражение жизни народа в народных песнях.

 Народные предания.

8 класс.

Герои русского фольклора обладали крепким здоровьем.

Житийная литература.

8 класс.

Житийная литература прославляет здоровый образ жизни.

Д.И.Фонвизин «Недоросль».

8 класс.

Роль семейной среды в формировании в здорового образа жизни.

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака».

8 класс.

Прославление физически здорового и крепкого героя.

А.С.Пушкин  «Капитанская дочка».

8 класс.

Роль семьи в воспитании здорового, морально устойчивого героя.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

8 класс.

Факторы, не способствующие развитию физически здорового героя.

Н.В.Гоголь «Ревизор».

8 класс.

Высмеивание нездорового образа жизни.

Н.В.Гоголь «Шинель».

8 класс.

Физически слабый герой  чаще всего бывает морально слабым.

Л.Н.Толстой «После бала».

8 класс.

Физическое насилие над личностью недопустимо.

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».

8 класс.

Физически здоровый герой справится в жизни с любыми трудностями.

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

8 класс.

Мудрость народной педагогики, народной медицины способствует воспитанию здорового героя.

Литература Древней Руси.

9 класс.

Прославление физически здорового героя и здорового образа жизни.

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».

9 класс.

Физическое здоровье способствует моральной и психической устойчивости.

А.С.Грибоедов «Горе от ума».

9 класс.

Уравновешенным характером  может обладать только физически здоровый герой.

А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

9 класс.

Здоровый образ жизни и хорошее здоровье – лучшее лекарство от хандры, безразличия, скуки .

Гармония в природе, гармония в человеческих отношениях способствует воспитанию устойчивых волевых качеств  характера.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

9 класс.

Физически совершенный и здоровый герой в жизни  морально  устойчив.

Н.В.Гоголь «Мёртвые души».

9 класс.

Нравственный облик человека зависит от его физического состояния.

«Маленький человек» в творчестве А.П.Чехова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.

7, 9, 10 классы.

Моральная устойчивость героя зависит от его физического состояния.

Лирика А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.

9 класс.

Взаимосвязь природы и человеческого общества здоровья человека.

М.А.Булгаков «Собачье сердце».

9 класс.

Насилие над  личностью недопустимо.

М.А.Шолохов «Судьба человека»,  «Донские рассказы»,

«Тихий Дон».

9, 11 классы.

Физически здоровый герой в жизни более выносливый.

Физический труд  укрепляет здоровье.

А.И.Солженицын «Матрёнин двор».

9 класс.

Гармония в природе способствует развитию гармонии человеческих отношений.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

6 класс.

 Хорошее физическое здоровье обеспечивает высокий уровень интеллектуального   развития.

Ю.П.Казаков «Тихое утро».

7 класс.

Физическое совершенство помогает в экстремальных ситуациях.

И.А Гончаров  «Обломов».

10 класс.

Здоровый образ жизни, физическая активность  формируют личность героя.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».

11 класс.

Стремление к неумеренному накопительству денег подрывает здоровье человека.

А.И.Куприн «Олеся».

11 класс.

Живя в гармонии с природой, человек получает взамен крепкое здоровье.

М. Горький.  Романтические рассказы.

11 класс.

Физический труд – залог крепкого здоровья.

М. Горький «На дне».

11 класс.

Здоровье человека зависит от  социальных условий и окружающей среды.

А.Платонов «Котлован».

11 класс.

Неблагополучные социальные условия, непосильный  труд подрывает здоровье человека.

А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

11 класс.

Человек всегда должен заботиться о своём здоровье.

В.П.Астафьев «Царь-рыба». В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой».

11 класс.

Разрыв гармонии с природой ведёт к моральному и физическому кризису.

                           Здоровьесбережение на уроках русского языка.

 Вид учебной деятельности.

Классы.

              Здоровьесберегающие  действия  

                                 учителя.                   

 Выполнение письменных работ.

 5,8,9 классы.

Требование соблюдения правильной осанки учениками: спина прямая, голова под наклоном,  ноги стоят на полу  полными ступнями, расстояние от тетради до глаз не менее 35см, правая рука полностью на столе.

Упражнение для глаз.

Работа с текстом.

5,8, 9 классы.

Осанка более свободная, можно откинуться на спинку стула, расстояние от текста до глаз не менее 30 см.

Упражнение для глаз.

Выполнение письменных работ, рассчитанных на урок.

5,8, 9 классы.

Требования соблюдения правильной осанки, расстояния от тетради до глаз.

Физкультминутка.

Упражнения  для глаз.

Я не упускаю случая анализа ситуаций, возникающих  в классе, в школе, городе, мире;  просто даю жизненный совет; иногда даже выдвигаю требования.   Темы самые разнообразные:  «Поведение в экстремальных ситуациях»,  «Как избежать дорожно-транспортных происшествий»,  «Меры по профилактике простудных и  вирусных заболеваний»,   «Соблюдение режима дня», «Соблюдение требований личной гигиены»,  «Здоровый образ жизни»,  «Движение – залог крепкого здоровья», «Правильное питание – залог здоровья», «Как найти выход в безвыходной ситуации»   и другие. Мой авторитет способствует тому, что  ребята прислушиваются к моим советам, откровенно рассуждают, иногда просят подсказать, как поступить.  Я убеждаю их, что в жизни нет безвыходных ситуаций, а дети всем  нужны здоровые: родителям, школе, семье, дорогому вам человеку, стране, себе. А поэтому здоровье нужно беречь и укреплять.

Не только на уроках, но и на переменах ученики находятся под моим контролем. Дежуря в школьной столовой во время обеда, наблюдаю за приёмом пищи. Провожу беседы о необходимости полноценного горячего питания, а не  перекусов на ходу шоколадкой, пирожком, пачкой сока. Приучаю учеников не стоя у прилавка школьного буфета перекусывать, а сидя за столом, предварительно чисто вымыв руки.

Слежу за поведением подвижных игр на переменах, предотвращаю детский травматизм во время передвижения по школьным лестницам.

В холодное время года  после уроков провожаю ребят к школьной раздевалке, слежу, как они одеты, даю рекомендации, требую надевать тёплую одежду по сезону.  Ведь  утром родители уходят на работу раньше, и ребята стараются одеться полегче, чтобы выглядеть  стильно.  Эту информацию доношу до родителей.

                                                                                                                           

                                                                                                                                 Приложение №

                                     Комплекс упражнений для глаз.

1. Закрой те глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете за окном.

2. Держите голову прямо. Поморгайте глазами 10 – 15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

3. Поиграйте взглядом в шашки: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

4. Глазами совершайте круговые движения по часовой стрелке, затем повторите движения в обратную сторону.

5. Сфокусируйте глаза на предмете, который находится на расстоянии не менее 6 метров. Затем перемещайте  взгляд, рассматривая объекты на разном расстоянии.

6. Станьте прямо, вытяните руку вперёд, сконцентрируйте взгляд на ногте большого пальца. Поочерёдно переводите взгляд с ногтя на отдалённый предмет за окном. Повторите 5 – 6 раз.

7. Станьте прямо, руки опустите. Переводите поочерёдно взгляд с метки на стекле окна на отдалённыё за окном предметы. Повторите упражнение 4 – 5 раз.

8. Станьте прямо, руки опущены. Посмотрите на противоположную стену или потолок.  Проведите взглядом по следующим траекториям: контуры цифр 8, 0, 6;  контуры букв Ш, О, Ф и другие.

                         

                              Физкультминутки с речёвками и движениями.

                                           

                                                            БАБОЧКА.

 

Спал цветок,                                      – закрыть глаза, расслабиться.

И вдруг проснулся.                           – поморгать глазами.

Больше спать не захотел                –  поднять руки вверх, сделать вдох, посмотреть на руки.

Встрепенулся, потянулся,               – потянуться, выдох.

Взвился вверх и полетел.                –  потрясти кистями, посмотреть вправо – влево.

                                                                   СТРЕКОЗА

Вот какая  стрекоза,                        - встать, показать на уровне глаз  большим и указательным

                                                             пальцами глаза стрекозы.

Как горошины глаза.                                                                                                                                            

Влево – вправо,                               – повернуть голову вправо - влево                                                                                                                                  

Назад – вперёд.                              – руки на поясе, повороты туловищем вправо - влево                                                                                                                                        

Ну, совсем, как вертолёт.            – руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх.

                                                            – повторить 3 – 4 раза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы"

Данный материал включает в себя теоретические сведения об использовании здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы....

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Данная презентация поможет учителю-предметнику четко выделить в своей работе здоровьесберегающие технологии. Окажет практическую помощь педагогам, готовящимся к аттестации или к открытому мероприятию....

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Презентация "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы". Идеи. Приёмы....

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Здоровьесберегающие технологии — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников — взрослых и детей,  это шанс взрослых решать проблему...

Использование принципов здоровьесбережения профессора В. Ф. Базарного на уроках русского языка и литературы

В 70-е годы ХХ столетия на Западе появились исследовательские работы, указывающие на то, что по своей нервно – психической и зрительной напряжённости труд современного школьника сравнялся с труд...