Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку по теме

Жанна Викторовна Панова

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывает неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока и зависит рабочее состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить оздоровительные моменты на уроке, кроме того, необходимо поддерживать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы.

Некоторые выводы.

Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

- учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

- учет периодов работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой — продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

- наличие эмоциональных разрядок на уроках;

- создание благоприятного психологического фона на уроке;

- использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;

- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

- создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.     Приводит к  предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.     И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

На уроках русского языка широко использую для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

При изучении числительных использую тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях нашими спортсменами в разные периоды.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

Итак, внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

В настоящее время общество в большой степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, для чего перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

С 2012 года для эффективного социально-педагогического взаимодействия с учениками я провожу анкетирование для  выяснения психологического климата в коллективе. Один  раз  в  полугодие ученики  письменно  отвечают анонимно  на  серию  вопросов, отражающих  их  отношение  к  уроку, учебникам, предмету,  учителю.

Нравятся  ли уроки русского языка и литературы?

Что  не  нравится  на  уроке?

Можешь  ли  учиться  лучше  по  предмету?

Что  мешает  учиться  лучше?

Какие  действия  учителя  считаешь  неправильными?

Поставь  отметку  учителю  по  10-балльной  системе. Обоснуй  её.

Поставь  себе  отметку  по  10-балльной  системе.  Обоснуй  её.

Таблица 1. Результаты анонимного опроса

Результаты анонимного опроса

Категория участников

образовательного

процесса

Количество уч-ся, кому нравится предмет

Степень удовлетворенности  в %

В начале

года

В конце

года

Обучающиеся 5

23

25

79%- 86%

Обучающиеся  6

20

24

71%– 86%

Обучающиеся  8

15

18

52%-62%

Вывод: Увеличился процент обучающихся, испытывающих интерес к изучению русского языка и литературы в 5, 6 и 8 классах.

Проводилась анкета-опрос среди 5, 6, 8 классов (в количестве 65 человек) «Мои учебные достижения», в начале 2012 – 2013 учебного года и в этих же классах (в количестве 65 человек) в начале 2013 – 2014 учебного года, где были вопросы:

- как относится учитель к ребенку; отметьте качества учителя, которые вас привлекают в нем;

- довольны ли вы знаниями, полученными на уроке по русскому языку?

- пригодятся ли вам знания по русскому языку в жизни?

Опрос показал, что:

Таблица 2.  Результаты анкеты  «Мои учебные достижения»

Вопрос

2012-2013 учебный год

%

2013-2014 учебный год

%

Динамика роста

%

Учащиеся считают, что учитель относится к ним хорошо, понимает, уважает, учитывает их возможности

77%

85%

8%

Учащиеся удовлетворены полученными знаниями

84%

90%

6%

Учащиеся убеждены, что знания им пригодятся в жизни, так как красивая, грамотная речь, верное оформление документов – залог их будущей карьеры и самореализации

89%

95%

6%

Вывод: Большую роль в комфортном настроении учащихся, в спокойной, доброжелательной обстановке на уроке  играет и личность учителя, и характер его отношения к ученику. Стремлюсь быть эрудированной личностью, профессионалом своего дела, чуткой, любящей и понимающей своих учеников

Литература:

Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1974 год.

Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984 год.

Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб., 1993 год.

Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. – М., 1988 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 год.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998 год.

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Доклад "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы"

Данный материал включает в себя теоретические сведения об использовании здоровьесберегающей технологии на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Данная презентация поможет учителю-предметнику четко выделить в своей работе здоровьесберегающие технологии. Окажет практическую помощь педагогам, готовящимся к аттестации или к открытому мероприятию....

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Презентация "Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы". Идеи. Приёмы....

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы.

Ученик много времени проводит в школе, и если в школе созданы хорошие условия для  учёбы, то и со здоровье учащихся будет меньше проблем. Успешно овладеть сложной учебной программой под силу толь...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Цель данной статьи рассказать, как применяются здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Здоровьесбережение на уроках русского языка и литературы

Здоровьесберегающие технологии — это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников — взрослых и детей,  это шанс взрослых решать проблему...