Методическое сообщение по теме: «Жанр пейзажа. Развитие навыков составления декоративной композиции»
методическая разработка на тему

Кускунова Людмила Владимировна

Пейзаж – один из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства. Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами – большое, нужное в воспитании дело, развивающее  у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое сообщение. 201335.25 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение по теме:

«Жанр пейзажа. Развитие навыков составления декоративной композиции»

Преподаватель

изобразительного  отделения

 Кускунова Людмила Владимировна.

Нефтеюганск.

2011

План методического сообщения:  

1.Жанр пейзажа.

2.Основные этапы освоения пейзажа.   

3.Стилизация в декоративном пейзаже.  

4.Цвет в декоративной стилизации пейзажа. 

5.Последовательность выполнения пейзажа в цвете. 

1

Жанр пейзажа

Пейзаж – один из самых эмоциональных жанров изобразительного искусства. Посредством пейзажной живописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей с пейзажами – большое, нужное в воспитании дело, развивающее  у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение.  Воздействие искусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формирование эстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю область эмоциональных проявлений, на моральные устои – громадно.

Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли для нас свой взгляд на окружающий мир – такой удивительный и очень разный.

Пейза́ж   - жанр  изобразительного искусства,  в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита,

рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировались  в центральный предмет изображения.

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское  искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистовявились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного  пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов  и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

В зависимости от типа изображенного мотива можно выделить сельский, городской, (архитектурный – ведута и индустриальный) пейзаж.

Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Красивые пейзажи, запечатленные в виде рисунка, черно-белого или цветного эстампа, наравне с живописью украшают интерьеры. Многие известные педагоги считали пейзажи высшим воспитательным средством. 
«Зовите меня варваром в педагогике,- говорил К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души с которой трудно соперничать влиянию педагога». 


2
Основные этапы освоения пейзажа.

Задача, которая ставится перед учащимися при изучении  пейзажа - это передача трех основных элементов реалистической картины: общее состояние природы, пространство, материал. Передача общего состояния природы начинается с изучения и рисования разных пород деревьев. Для этого используются различные графические материалы: тушь, графический карандаш, пастель, уголь. 

Основные требования к зарисовкам деревьев и элементам пейзажа: 
• Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы деревьев его силуэта, ракурсных поворотов. 
• При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную), соответственно ей располагать рисунок. 
• Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов (статическая или динамическая композиция). 
• При зарисовке деревьев необходимо детально изучать отображение деревьев, в работе с такими природными мотивами, как срезы деревьев, мох, камни - стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта. 
• Взаимосвязь тональных отношений в воздушной среде пейзажа, построение пространственной глубины осуществляется одновременно двумя подходами - передачей воздушной среды (т.е. построение перспективы посредством таковых отношений), построение линейной перспективы (т.е. построение перспективы посредством рисунка картины). 

Основные принципы организации декоративной композиции. Понятия стилизации и стиля.
В декоративной композиции важную роль играет то, что творчески можно переработать изображения окружающей действительности и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. 

Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов (предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед Б. Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник ,имеющий свой стиль- творец. 

Стилизацию можно разделить на два вида: 
• Внешняя поверхностная, не имеющая характера и построенная на подражании готовых образцов (например – стилизация по мотивам 
хохломской росписи). 
• Декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля. Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще связью с пространственной средой. Стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства. 

Стилизация природных форм.
В декоративной композиции вопросу стилизации природных форм следует уделить большое внимание. В декоративной стилизации есть два пути: 
• Изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать. 
• Сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку, отталкиваясь от природных особенностей объекта. Учащиеся на этом этапе делают стилизации в изображении деревьев и других элементов пейзажа. Стилизация выполняется на черной бумаге белилами или гелевой ручкой, приемы используемые в изображении пейзажа – линия, силуэт, пятно. 


3
Стилизация в декоративном пейзаже.


Пейзаж в декоративной композиции занимает одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. В отличие от станковой композиции в декоративном пейзаже прежде всего отсутствует световоздушная перспектива, и все объекты как переднего, так и заднего плана изображаются с одинаковой точностью. Стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов; выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент. Главной целью реалистического рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной модуляции. Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Графические изображения объектов (элементов пейзажа) в декоративной композиции могут быть с использованием различных вариантов декора: штрих, точка, линия. Трансформация должна производится за счет выявления и усиления природных качеств объекта, возможность изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей. Использование рисующих линий и декора должно быть направлено на усиление выразительности объекта пейзажа. Наносимый декор может быть отвлеченного характера, но не должен выступать в противоречие с формой; верно найти масштаб, относительно самого объекта и соответственно подобрать толщину линий, чтобы декор не разрушал форму объекта. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботится об их цельности в избежание дробности при восприятии всего листа. На этом этапе работы учащиеся выполняют черно-белую стилизацию пейзажа с элементами архитектуры. 

Учебные задачи: 
• Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации.
• Нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива. 
• Передача пластической формы, ракурсных поворотов, композиционного строя изображения. 
• Овладение способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств. 
• Овладение умениями органического введения декора в композицию пейзажа и стилизации панорамных природных мотивов с элементами архитектуры. 


4
Цвет в декоративной стилизации пейзажа. 


В процессе творческой деятельности учащиеся должны овладеть цветовой грамотой, знать свойства определенных цветовых сочетаний и способы их взаимодействия в композиции; учитывать связь формы и цвета, закономерности построения гармоничных соотношений. 

Основные признаки цвета 
• Цветовой тон (качество хроматического цвета), 
• Насыщенность (степень наличия пигмента), 
• Светлота (напряженность цвета). 
При написании пейзажа возникает очень сложная и важная проблема – создание живописного единства картины, а также освещение воздушной среды в цветовых, тоновых, яркостных отношений. Для достижения живописного единства картины необходимо соблюдать основной метод работы, основанный на системе живописных отношений: 
• тоновое сравнение различных цветовых пятен, 
• цветовое сравнение между различными цветовыми пятнами, 
• яркостное сравнение. 

Особенности пейзажной живописи заключаются в больших пространствах и их изменчивости (цветовой, тоновой,яркостной). В живописном пейзаже интерес заключен в многоплановости и особенно в наличии дальних планов, с которыми связаны атмосферные изменения (например, освещенность). Собственная и падающие тени имеют важное значение в изображении предметов; тень хорошо выявляет объем, пластику предмета и расстояние между наблюдателем и предметом. Для выполнения пейзажа в цвете используют различные способы смешения красок: 
• способ соединения красок «воздушным мазком», в технике «сухая кисть», 
• мозаичный способ соединения, 
• лессировочное соединение красок (вливание цвета в цвет), 
• просто механическое смешивание красок на палитре. 
Учащиеся на этом этапе работы выполняют эскизы пейзажей, используя различные способы соединения красок (лессировочный, механический, мозаичный, воздушный). Материалы: акварель, цветная бумага, гуашь. 


5
Последовательность выполнения пейзажа в цвете 


• Определение линии горизонта. 
• Уточнение основных пропорций между элементами пейзажа с учетом 
законов линейной перспективы. 
• Определение освещенных мест и продолжение теней. 
• Уточнение композиционного центра, определение доминанты. 
• Прокладка основного цвета неба, земли и воды с учетом перспективы 
цвета. 
• Использование приема «вливание цвета в цвет» и «сухая кисть». 
• Прорисовывание отдельных деталей, обобщение и завершение работы. 
• Достижение колористического единства пейзажа. 
Учебные задачи 
• Передача воздушной перспективы в цвете. Три пространственных 
плана: передний, средний, дальний. 
• Создание определенных цветовых гармоний, а также выявление за счет цветовых акцентов доминанты в пейзаже. 
• Выполнение копий с картин художников пейзажистов, изучение методов и техник работы мастеров. 

На этом этапе работы учащиеся выполняют пейзаж на настроение в технике «сухая кисть» на цветной бумаге. Цветная бумага создает особый колорит работы, а прием «воздушного сухого мазка» позволяет соединить холодные и теплые цветовые оттенки, при этом не впадая в грязные цветовые сочетания, всегда сохраняя чистоту, свежесть цвета в картине. Широкий воздушный мазок, выполненный очень тонким слоем, едва заметным по тону, может объединить большие части работы, создавая воздушную дымку, а главное – среду в картине. В живописи гуашевыми, акриловыми и акварельными красками основная проблема состоит в том, что многие оттенки в результате смешивания дают непригодные серо-грязные соединения, не позволяя отобразить в картине всю красоту, свежесть и яркость цветовых оттенков природы. Поэтому использование в работе над пейзажем техники «воздушного, сухого мазка» дает учащимся возможность передать новое, интересное, живописное качество в своих работах. 

Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности; плоскостное декоративное изображение пейзажа строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно, и богатство тонов невелико, использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер пейзажа. 

На этом этапе работы учащиеся выполняют эскиз стилизованного пейзажа в цвете, а затем в технике «коллаж». Коллаж исполняется из рваной бумаги глянцевых журналов. Итоговая работа по декоративной стилизации пейзажа - выполнение витража (роспись по стеклу). Основная цель, которая ставится при выполнении декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в художественных образах творческие задачи. 
Творческие работы учащихся 
• Эскиз линейного изображения деревьев, с передачей объема и фактуры. 
• Силуэтное изображение деревьев различных пород в технике «сухая кисть». 
• Тональный рисунок пейзажа с передачей воздушной среды. 
• Стилизация пейзажа в графике. «Экслибрис». 
• Упражнения с изображением пейзажа с использованием различных 
способов соединения красок, таких как: воздушный, механический, 
мозаичный. 
• Эскиз пейзажа с архитектурными мотивами в цветовом решении. 
• Коллаж из рваной бумаги. 
• Витраж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что тебя поразило сегодня? развитие навыков работы над композицией.

«Поразилка» - композиция.    Композиция - это ключевой предмет в преподавании, в обучении живописи, в скульптуре, архитектуре и т. д. Нам очень бы хотелось, чтобы наши уче...

2018 г. Методическое сообщение "Влияние родительских установок на развитие детей"

Родителям важно понять, какую роль в эмоционально - личностном развитии ребенка инграют родительские установки. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но ...

Методическое сообщение "Урок музыки - основная форма развития чувства ритма"

Одна из основных задач преподавателя музыкальной школы - развитие ритмических способностей ребенка. Познакомившись с материалом можно сделать выводы, что исходным пунктом должна быть собственная деяте...

Методическое сообщение "Роль репертуара в музыкальном развитии ребенка"

Обеспечивая полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, репертуар не только повышает музыкальную культуру , но и способствует нравственному и эстетическому воспитанию,формирует вкус и взг...

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...