Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку на тему

Тарасенко Алёна Витальевна

Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.pptx372.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы Подготовила: Тарасенко Алёна Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Восточный, Октябрьского района, Амурской области.

Слайд 2

Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ

Слайд 3

УУД Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 4

Виды универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 5

Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: -целеполагание -планирование -прогнозирование -контроль -коррекция -оценка -волевая саморегуляция

Слайд 6

Познавательные универсальные действия - включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Слайд 7

Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Слайд 8

Особенности учащихся современной средней школы Неверие в традиции и ценности Клиповое мышление Отсутствие интереса к чтению Информация воспринимается как ничья Усиление эгоцентричности

Слайд 9

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 10

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования действие нравственно-этического оценивания

Слайд 11

действие смыслообразования т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

Слайд 12

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Слайд 13

Способы формирования личностных УУД Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника.

Слайд 14

К личностным УУД относятся положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Слайд 15

Виды заданий участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений .

Слайд 16

Технологии обучения ЦЕЛЬ: построение процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Слайд 17

Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения. На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»

Слайд 18

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Слайд 19

Технология продуктивного чтения Выделяем этапы работы с текстом на уроках: до начала чтения в процессе чтения после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

Слайд 20

Технология оценивания учебных успехов Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями .У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Слайд 21

Информационно-коммуникационная технология Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Слайд 22

ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

Слайд 23

Технология проблемного диалога Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин

Слайд 24

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Слайд 25

на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена : - постановка учебной проблемы -поиск её решения. Слово « диалогическое » означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Слайд 26

Организационные моменты: - ни одна из реплик не должна остаться без ответа; - учебный диалог ограничен во времени; - если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; - учебный диалог требует полных ответов; - учебный диалог требует предварительной подготовки

Слайд 27

Технология постановки учебной проблемы Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования

Слайд 28

Приёмы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3 . Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6 . Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. - Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Слайд 29

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 1.побуждающий от проблемной ситуации диалог 2.подводящий к теме диалог; 3.сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Слайд 30

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

Слайд 31

Урок в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Слайд 32

Учитель Ученик - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетради. Ученики выписывают слова. - Какие слова вы выписали? - Пёсик, овражек. - Обозначьте суффиксы в этих словах. - В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) - С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос? - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? - Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Слайд 33

Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик». Учитель Ученик Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов. Формулируют проблемный вопрос. - Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе. - Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза) - Все согласны или есть возражения? - Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент ) - Ещё какие есть гипотезы? - Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза) - С этой гипотезой согласны? - В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного. Подсказка к решающей гипотезе. - Просклоняйте данные существительные. - И. п. пёсик, овражек Р. п. пёсика, овражка Д. п. пёсику, овражку В. п. пёсика, овражек Т. п. пёсиком, овражком П. п. о пёсике, об овражке - Что вы заметили? - При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного. - Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили? Ученики склоняют. - Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает. - Сформулируйте правило. - Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек , если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик. - Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.

Слайд 34

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа». Учитель Ученики - Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь. Две ноты, союз, Всё вместе – игра, В которую любит Играть детвора. ( До-ми-но ) Мой первый слог – на дереве. Второй мой слог – союз. А в целом я материя. И на костюм гожусь. ( Сук-но ) - Какие слова-отгадки вы записали? - Домино, сукно . - Образуйте от данных существительных форму множественного числа. Учащиеся пытаются выполнить задание. - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос? - Не знаем, как правильно выполнить задание. - Есть ли форма мн. числа у данных существительных? - Сегодня нам предстоит об этом узнать.

Слайд 35

Подводящий к теме диалог Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?» Урок в 5 классе « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Слайд 36

На доске начерчены схемы: 1. [Ө, Ө = ] 2. [Ө и Ө = ] 3. [Ө, но Ө = ] 4. [Ө и Ө, Ө и Ө = ] 5. [и Ө, и Ө, и Ө = ] - На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы? - Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими. - Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? ( Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?») - В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными. - Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами? - Как правильно расставить знаки препинания. - Назовите ключевые слова нашего диалога. - Однородные члены, знаки препинания. - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. - Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Слайд 37

Сообщение темы с мотивирующим приёмом Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.

Слайд 38

Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов». Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».

Слайд 39

Особенности проблемного диалога на уроках литературы. Метод проблемного анализа Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»

Слайд 40

1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? 2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу Печорин или Максим Максимыч? 3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа? 7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?

Слайд 41

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы

Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы         Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы

Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...