Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку на тему
Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 372.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам. Сократ
УУД Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Виды универсальных учебных действий: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: -целеполагание -планирование -прогнозирование -контроль -коррекция -оценка -волевая саморегуляция
Познавательные универсальные действия - включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Особенности учащихся современной средней школы Неверие в традиции и ценности Клиповое мышление Отсутствие интереса к чтению Информация воспринимается как ничья Усиление эгоцентричности
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования действие нравственно-этического оценивания
действие смыслообразования т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Способы формирования личностных УУД Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника.
К личностным УУД относятся положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
Виды заданий участие в проектах; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; дневники достижений .
Технологии обучения ЦЕЛЬ: построение процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения. На уроках русского языка и литературы возможен широкий спектр проблемных ситуаций. Наиболее продуктивными являются проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать»
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие: умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Технология продуктивного чтения Выделяем этапы работы с текстом на уроках: до начала чтения в процессе чтения после чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)
Технология оценивания учебных успехов Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания и также тесно связана с регулятивными универсальными учебными действиями .У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.
Информационно-коммуникационная технология Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.
Технология проблемного диалога Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. М. М. Бахтин
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена : - постановка учебной проблемы -поиск её решения. Слово « диалогическое » означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Организационные моменты: - ни одна из реплик не должна остаться без ответа; - учебный диалог ограничен во времени; - если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний; - учебный диалог требует полных ответов; - учебный диалог требует предварительной подготовки
Технология постановки учебной проблемы Поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования
Приёмы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием - Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3 . Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Вы сначала как думали? А как на самом деле? 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще - Вы смогли выполнить задание? Почему? В чём затруднение? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? 6 . Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. - Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 1.побуждающий от проблемной ситуации диалог 2.подводящий к теме диалог; 3.сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создания проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
Урок в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Учитель Ученик - На доске записано предложение: «Пёсик перепрыгнул через овражек». Найдите, пожалуйста, в этом предложении существительные и выпишите их в тетради. Ученики выписывают слова. - Какие слова вы выписали? - Пёсик, овражек. - Обозначьте суффиксы в этих словах. - В слове пёсик (-ик), овражек (-ек) - С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили? - В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек. - Какой возникает вопрос? - Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик? - Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».
Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик». Учитель Ученик Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов. Формулируют проблемный вопрос. - Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе. - Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза) - Все согласны или есть возражения? - Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент ) - Ещё какие есть гипотезы? - Может быть, после мягких согласных пишется суффикс –ик (пёсик), а после твёрдых - -ек (овражек). (ошибочная гипотеза) - С этой гипотезой согласны? - В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного. Подсказка к решающей гипотезе. - Просклоняйте данные существительные. - И. п. пёсик, овражек Р. п. пёсика, овражка Д. п. пёсику, овражку В. п. пёсика, овражек Т. п. пёсиком, овражком П. п. о пёсике, об овражке - Что вы заметили? - При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «овражек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного. - Давайте возьмём ещё другие слова. Например, мячик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили? Ученики склоняют. - Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает. - Сформулируйте правило. - Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек , если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик. - Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.
Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа». Учитель Ученики - Отгадайте шарады, запишите ответы в тетрадь. Две ноты, союз, Всё вместе – игра, В которую любит Играть детвора. ( До-ми-но ) Мой первый слог – на дереве. Второй мой слог – союз. А в целом я материя. И на костюм гожусь. ( Сук-но ) - Какие слова-отгадки вы записали? - Домино, сукно . - Образуйте от данных существительных форму множественного числа. Учащиеся пытаются выполнить задание. - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Какой возникает вопрос? - Не знаем, как правильно выполнить задание. - Есть ли форма мн. числа у данных существительных? - Сегодня нам предстоит об этом узнать.
Подводящий к теме диалог Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, так как не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя: «Так. Кто думает иначе?» Урок в 5 классе « Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
На доске начерчены схемы: 1. [Ө, Ө = ] 2. [Ө и Ө = ] 3. [Ө, но Ө = ] 4. [Ө и Ө, Ө и Ө = ] 5. [и Ө, и Ө, и Ө = ] - На доске вы видите несколько схем. Что объединяет все эти схемы? - Это схемы предложений с однородными членами, в частности с однородными подлежащими. - Как вы думаете, почему представлена не одна схема, а несколько? ( Наводящий вопрос: «Как могут быть связаны однородные члены?») - В предложении однородные члены могут быть связаны разными способами: по смыслу и интонационно и при помощи союзов. Соответственно, схемы предложений будут разными. - Над чем вы всегда задумываетесь, когда встречаете предложения с однородными членами? - Как правильно расставить знаки препинания. - Назовите ключевые слова нашего диалога. - Однородные члены, знаки препинания. - Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. - Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся.
Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Морфологические признаки слов». Учитель Ученики - Послушайте стихотворение О. Высотской «Весёлые рифмы» и найдите ключевые слова: Отправляя поздравление, Помни правила склонения, Род, число и падежи Крепко в памяти держи! - Склонение, род, число, падеж. - Какое словосочетание обобщает все эти термины? - Морфологические признаки. - Совершенно верно, тема урока «Морфологические признаки слов».
Особенности проблемного диалога на уроках литературы. Метод проблемного анализа Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Центральный вопрос анализа выдвинут авторским предисловием: «Действительно ли Печорин – герой своего времени?»
1 урок. Странный человек («Бела»). Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? 2 урок. «Об чем было нам говорить?» («М. М.»). Кто более прав в отношении друг к другу Печорин или Максим Максимыч? 3 урок. «Какое дело мне до радостей и бедствий человека?» («Тамань»). Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов? 4 урок. «За что они меня все ненавидят?» («Княжна Мери»). Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? 5 урок. «Неужели зло так привлекательно?» («Княжна Мери») Отчего любят Печорина, если он приносит страдания? 6 урок. «Зачем я жил? Для какой цели я родился? («Фаталист»). К кому относится название последней части романа? 7 урок. «Отчего же вы не веруете в действительность Печорина?» В чем автор согласен с Печориным и в чем спорит с ним?
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/03/picture-82410.jpg)
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/10/picture-1205854-1649574981.jpg)
Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-893210-1669533536.png)
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» Сроки реализ
Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы ...