«Формирование духовно-нравственных ценностей детей в системе ДОД»
методическая разработка на тему

Пихиенко Ольга Юрьевна

В сфере дополнительного образования  детей духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений,  и здесь имеются более   широкие возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, которые в системе общего образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки. Дополнительное образование детей позволяет более активно привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а так же общественные объединения граждан. Важная роль при этом отводится педагогу дополнительного образования детей. Только разумный, добродетельный педагог способен воспитать людей, полезных обществу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukh._nrav.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование   духовно-нравственных  ценностей детей в системе ДОД»

  «Особая сфера воспитательной работы-

ограждение детей, подростков и юношества от

одной из самых больших бед- пустоты души, бездуховности…

Настоящий человек начинается там где есть святыни души…»

                                                                                            В.А.Сухомлинский.

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.    

В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей в   образовательных учреждениях приобрело особую значимость. Острота проблемы на сегодняшний день заключается в том, что в информационный век личность каждого человека, а ребёнка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Во всех СМИ идет массированная пропаганда культа насилия, жестокости, праздности, что вызывает различные негативные явления в молодёжной среде. Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека

Основой в воспитании должны быть национальные духовно -нравственные традиции народа. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки».

Под «духовно-нравственным воспитанием» нами понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для развития духовно-нравственного воспитания детей. Об этом весьма убедительно говориться в работах Алексея Константиновича Бруднова. «Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская….Приобщение ребенка к христианской культуре, ее материальным и духовным ценностям не столько социальная необходимость, сколько наш моральный долг как перед прошлыми поколениями россиян, так и перед вступающими в эту жизнь… Наивно полагать, что духовность в образование вольется в одночасье и что мгновенно осуществится психологический симбиоз образования и духовности. Ибо разлучиться много легче, чем нежели обрести вновь единство и целостность. Но в сложившейся ситуации дополнительное образование  располагает значительно большими возможностями, так как ориентировано на самоопределение личности, свободный выбор самих детей, их интересы»

Если проанализировать возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, то можно выделит следующие позиции.

Дополнительное образование детей  строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и  право на  свободу выбора, поскольку «все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри»

При этом свобода рассматривается не как абсолютное благо, а как большая ответственность в выборе между добром и злом, как источник творческого роста   и способ ухода от зла. Такой подход тем более важен, что этот выбор должен сделать сам человек,  в него невозможно вложить добро, нельзя заставить быть добрым. Этот тезис является основным в духовном воспитании , цель которого – в обеспечении связи добра и свободы.

Развитие духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования обеспечивается целым рядом постановлений Правительства России и приказов Минобразования РФ. В первую очередь следует назвать Национальную Доктрину образования, принятую в 2000 г., которая устанавливает  приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В ней, в частности ,говориться, что государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России": "Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России".

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Основные ценности:
  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.


Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, социально-психологическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

  • Гражданско-патриотическое.
  • Художественно-эстетическое.
  • Туристско-краеведческое.
  • Спортивно-оздоровительное.

Основными среди них в работе нашего центра  можно считать

  • Гражданско-патриотическое.
  • туристско-краеведческое,
  • художественно-эстетическое.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в нашем центре, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В 2012-2013 учебном году в нашем  центре  реализовывались образовательные программы в рамках внедрения ФГОС ОО, по духовно-нравственному направлению:

  «Путь к истине», «Доброе слово»

В 2013-2014 учебном году Центр продолжил работу по реализации образовательных программ в рамках внедрения ФГОС ОО.

Образовательные программы, реализуемые Центром в 2013-2014 учебном году:

 Духовно-нравственное направление:

"Край, в котором я живу" - Кнышенко Ирина Ильинична.

"Уроки нравственности" - Дикарева Светлана Борисовна.

"Я-гражданин России" - Шипелева Ирина Николаевна.

Современный человек – это человек активный и компетентный.

Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно

актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ),

ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации

и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить

познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном

круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность,

напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая

свое будущее.Для решения этого круга вопросов необходима гибкая, динамичная, реагирующая на изменение социальных условий система воспитательной работы. В области духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   Школы «Надежда» главным является создание условий для развития таких качеств личности как чувства собственного достоинства, самостоятельности и деятельности.

Именно деятельность ребенка, его желание сделать что-то самостоятельно,

узнать что-то новое, ощутить поддержку взрослых людей (как близких, так

и мало знакомых), добиться результатов, поможет ему ощутить себя

личностью. Поэтому личностное становление обучающихся является

основой формирования и развития их познавательных потребностей,

социальной и гражданской активности.

Педагог  и родители подают ребенку первый пример нравственности.

Пример имеет огромное значение в воспитании детей. Необходимо

стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни ребенка был наполнен

множеством примеров нравственного поведения. Воспитание и

социализация обучающихся с ОВЗ, содержание их деятельности должны

раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях современного

мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее

превратилось в реальную проблему: нередко они его не осознают, потому

что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в

пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного

социального созревания является соблюдение равновесия между

самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое

раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе –

внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров

происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как

своей собственной цели и желаемого будущего.Социальная среда ребенка – это окружающие его люди и общество, их деятельность, связи, отношения. Именно социальная среда и обеспечивает процесс социализации детей. Поэтому в работе с детьми с ОВЗ главной целью является создание условий для приобщения их к духовно-нравственным ценностям.

Для этого мы устраиваем встречи  воспитанников  Школы  «Надежда» с  церковнослужителями , а именно  с настоятелем Рузаевского храма Николая Чудотворца- отцом Григорием . С его благославения  мы оформили в здании Центра православный уголок, ежегодно принимаем участие В Пасхальной Службе в Рузаевском  храме Николая Чудотворца, участвуем в празднике «Широкая Масленница».

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования.  Духовно-нравственное воспитание- проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей,  всех социальных институтов: семьи, образования, государственных учреждений и общественных организаций.

 В сфере дополнительного образования  детей духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений,  и здесь имеются более   широкие возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, которые в системе общего образования ограничены рамками учебного плана и возможностями учебной нагрузки. Дополнительное образование детей позволяет более активно привлекать к духовно-нравственному воспитанию детей их родителей, а так же общественные объединения граждан. Важная роль при этом отводится педагогу дополнительного образования детей. Только разумный, добродетельный педагог способен воспитать людей, полезных обществу.

На него  ложится огромная ответственность за будущее России, поскольку именно от педагога  многое зависит для формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к национальной духовной культуре. При каждом удобном случае следует подчеркивать героические свершения наших предков, их вклад в мировую культуру и науку; прививать чувство сопричастности, как к достижениям, так и проблемам современной России; воспитывать уважение к национальным традициям, духовным и материальным памятникам исторического прошлого; ориентировать учащихся на моральное отторжение потребительского космополитизма, шовинизма, национальной замкнутости; вложить  в их сознание убеждение в том, что добро, любовь к ближнему, милосердие в обществе - это самые высокие ценности жизни, которых не могут отменить никакие рыночные отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию словаря у детей с ограниченными возможностями здоровья

Предлагаемая мною схема  проведения словарной работы будет полезна учителям, так как она позволит им творчески подойти к проведению словарной работы, быстро сориентироваться в подбор...

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Статья рассматривает вопросы формирования толерантности в системе СПО....

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...