Технологии экологического образования и воспитания в школе
учебно-методический материал на тему

Торунова Мария Александровна

Выступление на РМО учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_ponedelniku.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии экологического образования и воспитания

в школе

Подготовила: учитель географии

МОУ Лесогорская СОШ

Сорокина М. А.

Основной целью обучения предмета «География» является осознанное усвоение фундаментальных теоретических знаний и обобщённых приёмов самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных ситуациях. В соответствии с этой целью определены задачи учебного предмета «География». Среди них – способствовать бережному отношению к природе своей местности; формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира.

         В системе школьного образования предмет «География» играет большую роль в развитии, экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения и позволяют решить поставленные задачи.

Учитель должен воспитать в школьниках умение видеть экологические проблемы, принимать активную жизненную позицию в сохранении природы. Другой формой работы, позволяющей осуществлять экологическое образование, являются экологические игры. При этом используются стихи, загадки, шарады.

В старших классах – это игры – диспуты, игры – собеседования, игры – пресс-конференции, игры - диалоги. И по времени они могут занимать небольшую часть урока. Тематика таких уроков может быть самой различной: «Экология Нижегородской области и России в целом», «Пути решения глобальных экономико-экологических проблем», «Экология воздушного бассейна» и другие. Деловой характер игр учит школьников не просто эмоциональному восприятию экологических проблем, а активному мышлению, действию.

Укрепившись в народном сознании традиции, пословицы, поговорки, приметы, поверья всегда влияли на отношение людей к окружающей природе.

Пословицы и поговорки можно использовать в виде игр по принципу: «обучение и воспитание через развлечение». Для уроков отбираются пословицы и поговорки с экологической окраской. Например, «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», «Одно дерево срубил – посади сорок», «Если хочешь, чтобы страна была богатой, береги и охраняй землю», «Аист на крыше – мир на Земле» и другие. Пословицы разбиваются на 2 смысловые части, которые помещаются в разные конверты или записываются в разных столбцах. Обучающиеся должны сложить правильно пословицы.

         Во внеклассной работе, при проведении школьных конкурсов, олимпиад играют важную роль вопросы экологической направленности. Например. Какое влияние на живую природу может оказать разрушение озонового слоя атмосферы? Как влияет жизнь в крупных городах на здоровье людей? К каким экологическим последствиям ведёт применение большого количества удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве?

Использование метода проектов во внеурочной деятельности учителя способствует реализации задач предмета. Это позволяет подготовить географически грамотную личность, обладающую экологическим стилем мышления, ориентирующуюся в научной картине мира, усвоившую понятия и методы географического и биологического познания, умения эффективно использовать знания о здоровом образе жизни, об охране видов. Кроме этого формируются такие умения, как создание презентаций, работы на компьютере.

Кроме непосредственной работы учителя географии в решении экологических проблем на уроках большое значение имеет получение экологических знаний во время проведения экологических экскурсий, экологических наблюдений в природе. Это дает возможность глубже знать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применение полученных теоретических знаний на практике.

Экологизация школьного курса географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе «природа — человек — производство», ввести учеников в мир социальной экологии и геоэкологии; сделать обучение более занимательным; использовать проблемный метод обучения; показать возможность применения экологических знаний на практике; шире использовать накопленный краеведческий материал.

Практические работы по предмету также дополняю экологическими вопросами. В ходе работы проводимой на уроках или практических занятиях пытаюсь решать некоторые задачи: научить вести экологические наблюдения в природе; лучше узнать свой край; отработать правила личного природоохранного поведения; применять теоретические знания по возможности на практике.

Вся проводимая работа позволяет сформировать у учащихся систему экологических знаний, показать пути и возможности их практического применения. При этом важно заметить, что работы охватывают всех учащихся.

Вот несколько приёмов и методов, которые можно применять в экологическом образовании на уроках географии.

Тема: “Рельеф Земли”.

Ответы учащихся на вопрос: “В результате каких процессов происходит формирование рельефа?”, направляются таким образом, чтобы при перечислении внешних факторов была названа деятельность человека. Затем с помощью примеров расширяются знания учащихся о влиянии человека на рельеф.

Тема: “Атмосфера и климаты Земли”. Составляется система вопросов.

Каково значение атмосферы для жизни на Земле?

Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной деятельности человека?

Какое влияние оказывает загрязненный воздух на различные компоненты природы?

К чему приводит исчезновение растительности с поверхности Земли?

Ответы учащихся по мере необходимости корректируются и подводятся к значимости озеленения промышленных центров. Здесь уместно показать общественную значимость работ, проводимых учащимися школ по озеленению школьных дворов.

При изучении природы материков земного шара наряду с вопросами об особенностях природы тех или иных территорий планеты, на уроках рассматриваются и такие вопросы, как:

изменение природы Южной Америки в результате деятельности человека,

загрязнение внутренних вод Северной Америки,

изменение почв, растительного и животного мира в различных частях Евразии в результате хозяйственной деятельности человека.

Например, при знакомстве с особенностями природы Африки рассматривается вопрос об изменении природы материка человеком. При этом особое внимание обращается на причины изменения. Для раскрытия их в распоряжении имеются различные источники (литературное описание, слайды, видео фильмы). Использование наглядности на уроках дает возможность на конкретных примерах показать учащимся влияние человека на природу.

В судьбе природы – наша судьба. Это не фраза, не лозунг. Это истина, истина более серьёзная, чем может показаться на первый взгляд. И все мы, живущие на нашей планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством постичь ради нынешних и будущих поколений. Мы начали разрушать природу, нам и восстанавливать её.

Поэтому обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов физической и экономической географии. Это связано с большим влиянием человеческого общества на окружающую среду, ухудшением экологического состояния планеты, и заставляет государство готовить экологически грамотных людей, которые б конкретно представляли связи в системе «природа – человек – общество» и предвидели последствия влияния производства на природу.

         Экологизация школьных курсов географии дает возможность учителю показать причинно-следственные связи в системе известной формулы «природа человек – производство», привлечь учащихся к миру социальной экологии и геоэкологии; организовать обучение географии более интересным, используя творческие методы обучения, особенно проблемный, показать возможность применения экологических знаний на практике, широко используя краеведческий материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе.

Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер...

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ»

Способствовать развитию экологически целесообразной культуры поведения в окружающей среде, гражданской ответственности за ее сохранение, умение принимать решения и разрешать экологическое проблемы....

Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.

В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...

Экологическое образование и воспитание дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду

Экологическое образование и воспитание  дошкольников, как система создания экологически развивающей среды в детском саду...

Экологическое образование и воспитание в средней школе

Экологическая безграмотность- одна из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов...

СЕМИНАР классных руководителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ"

Данный материал можно использовать для выступления на методических объединениях....