опыт работы
статья на тему

Дьякова Анастасия Александровна

Опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества образования". Содержит презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7

Дьяковой Анастасии Александровны

 по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

 с целью повышения качества образования»

Федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на повышение качества образования. Поэтому в современной школе особое место уделяется использованию информационных технологий. Учитель обязан владеть ИКТ, так как живет и работает в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой.

Для современного учителя огромная радость, если кабинет оснащен рабочим компьютерным местом. Наверное, мне повезло, потому что у меня имеется такое место: компьютер, проектор, принтер. Для чего мне все это нужно? Для того, чтобы добиваться поставленных мною целей и задач в обучении подрастающего поколения.

Цели использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:

В первую очередь, ИКТ нацелено на повышение качества образования, развитие познавательной активности учащихся. Во – вторых, современные компьютерные технологии стимулируют самостоятельность учащихся при подготовке к урокам, при выполнении домашнего задания. Интернет является средством для поиска информации. С его помощью ребята готовят устные сообщения о жизни и творчестве писателей и поэтов, составляют кроссворды, мультимедийные презентации, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

Из предложенных целей вытекают следующие задачи:

  • воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Всемирной паутины;
  • вырабатывать умение самостоятельно отбирать, анализировать и систематизировать полученную информацию;
  • повышать эффективность урока через применение ИКТ.

Учебник – наиболее проверенный помощник учителя и ученика. Но в век информационных технологий этого мало. ИКТ – возможности – это дополнительные возможности обучения. Поэтому, на мой взгляд, учебник и ИКТ – единое целое. Применение ИКТ на уроке – это условие, которое нам диктует современное образование. С помощью ИКТ мы можем проводить звуковые диктанты, создавать компьютерные презентации, проекты, находить и создавать замечательные фото и видеоматериалы. Прослушивание аудиозаписи текста изложения – обязательное условие экзамена по русскому языку в 9 классе. Поэтому этому я обучаю детей, начиная с 5 класса, как только они переходят на основную ступень обучения.

Успех современного учителя зависит от умения создавать презентации, умело применяя их в учебной деятельности, проводить интерактивные лекции, привлекать учащихся к созданию проектов, организовывая самостоятельную учебно – познавательную деятельность.

Но используя ИКТ на уроках, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Нужно помнить, что компьютер не заменяет учителя, а лишь является полезным дополнением.

В своей работе я стараюсь избегать текстовых презентаций. Считаю, что это бесполезная трата времени. Компьютерная презентация должна содержать конкретную информацию, фотографии, схемы, таблицы и выводить на определенный результат. Создаю совместно с детьми презентации для уроков литературы: биографии писателей с богатым иллюстративным материалом, тесты по обобщению пройденного материала. Это экономит время и в то же время является важным и интересным подспорьем на уроке.

Также использую видеоматериалы по жизни и творчеству писателей для анализа определенных отрывков произведений. Но это не значит, что видеоматериал занимает все сорок минут драгоценного времени урока. Это примерно 5 – 7 минут. Мною собраны фонохрестоматии по литературе для 5 – 9 классов. Аудиозаписи я использую для эталонного чтения, а также для развития и обогащения культуры речи учащихся, что в наше время очень сложно.

Мои учащиеся с удовольствием работают над проектами по предмету. В 2013 году ученица 10 класса Волкова Галина заняла 2 место в районном конкурсе «Отечество – 2013» с исследовательской работой «Тема малой Родины в творчестве поэтов - земляков», а ученица 10 класса Байсунгурова Татьяна заняла в 2013 году 2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе.

В этом году я посетила Лермонтовские места в Тамани, была в доме – музее знаменитого писателя, прослушала ряд выступлений экскурсоводов. Мною был накоплен огромный фото и видеоматериал, который я систематизировала и использовала на уроках в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дети с удовольствием слушали, смотрели, конспектировали материал. Они были поражены, что это место на самом деле существует и сохранилось до наших времен.  Этот материал позволил мне заинтересовать ребят, и они с огромным удовольствием изучили роман.

Ребятам очень интересно с помощью Интернета находить интересный занимательный материал к урокам. Например, когда мы готовились к открытому уроку по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон», дети нашли в Интернете занимательную статью о прототипе Григория Мелехова, который реально существовал. Это было для них что-то новое и интересное. Ребята совершенно с другой стороны рассмотрели героя и даже вступили в спор, положительный это герой или отрицательный. Поэтому, я считаю, что ИКТ позволяют развивать творческий потенциал детей.

Именно применение ИКТ на уроках, самостоятельное использование Интернета дома позволило моим ученикам в этом учебном году с достоинством пройти первое выпускное испытание – итоговое сочинение по литературе.

На уроках русского языка я использую диски «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Они разработаны в соответствии с ФГОС, являются отличным помощником на уроке, помогают донести информацию до учеников. Я использую CD на все типах уроков: при изучении нового материала, отработке практических знаний и умений, обобщении и систематизации изученного, на уроках контроля знаний. Я заметила, что данные интерактивные задания помогают учащимся лучше усвоить материал и лучше в нем разобраться.

На уроках русского языка при написании сочинений по картине учащимися лучше усваивается материал, если они видят наглядно фото и видеоматериал с аудио озвучиванием. Дети проникаются во внутренний мир художника и тщательнее подбирают информацию для творческой работы.

Также при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ я использую систему онлайн – тестирования, что позволяет более тщательно разобрать материал как со всем классом, так и с отдельной группой учащихся. Хочу заметить, что такой вид работы влияет на повышение качества сдачи ГИА. Конечно, скорость Интернета в нашей школе оставляет желать лучшего, но все-таки такой вид работы тоже эффективен.

При подготовке к урокам русского языка дети составляют кроссворды, тесты по темам, словарные диктанты.

Мне же, как учителю, необходимо сформировать и закрепить орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки, обогатить словарный запас. И в этом мне помогают ИКТ.

Также в своей работе я использую электронные образовательные ресурсы: тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория», «Морфология и орфография в таблицах», видеоуроки сайта infourok.ru.

Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:

  • повысить качество знаний и успеваемость учащихся;
  • повысить интерес к изучаемому предмету;
  • сэкономить время на проверку домашнего задания;
  • отличная возможность учащимся заниматься самостоятельно не только в школе, но и дома;
  • помогаю учителю повысить свою профессиональную компетентность.

Думаю, что учитель, которые внедряет в практику своей работы информационные компьютерные технологии, активно использует возможности и ресурсы Интернета. Я являюсь частым гостем сайтов www.openclass.ru, www.uchportal.ru, www.proshkolu.ru, www.uroki.net, http://rus.1september.ru/, http://www.ege.edu.ru, http://fipi.ru и многих других очень познавательных и полезных сайтах, где изучаю интересный и богато представленный опыт работы моих коллег. Также я имею личную страницу на сайте http://nsportal.ru/dyakova-anastasiya-aleksandrovna.

Правильная организация уроков с использованием ИКТ позволяет мне в конечном итоге обеспечить качественную отработку знаний, умений и навыков, иными словами – качество знаний.

Успеваемость по русскому языку по итогам учебного года

Год

Средний балл обученности

Качество знаний

% успеваемости

2012 – 2013 уч.г.

3,6

47

100

2013 – 2014 уч.г.

3,8

53,7

100

1 полугодие

2014 – 2015 уч.г.

4,1

55,7

100

Успеваемость по литературе  по итогам учебного года

Год

Средний балл обученности

Качество знаний

% успеваемости

2012 – 2013 уч.г.

3,9

61

100

2013 – 2014 уч.г.

4,3

68

100

1 полугодие

2014 – 2015 уч.г.

4,5

73

100

Результаты итогового сочинения по литературе

Год

Количество выпускников

Получили «зачет»

Получили «незачет»

2014 – 2015 уч.г.

10

10

-

Результаты ГИА по русскому языку

Год

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

Сред-ний балл обучен-ности

Качество знаний

% успева-емости

2012 – 2013 уч.г.

1

5

11

0

3,4

35

100

2013 – 2014 уч.г.

1

8

2

0

3,9

82

100

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка  и литературы позволяет не только повысить эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на каждом уроке, заинтересовать учащихся. Кроме того, владение и использование ИКТ позволяет мне идти в ногу со временем и не отставать от своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...